Олеся Апраксина
Характеристика речевой культуры педагога и методы ее совершенствования
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статьехарактеризуются основные недостатки речевой культуры педагога дошкольной образовательной организации. Особоевниманиеуделяетсяметодамсовершенствованияречевойкультурыпедагога
Ключевые слова: речевая культура педагога, методы совершенствования речевой культуры
В профессиональной педагогической деятельностипедагога речевая культуразанимает важное место. Владение речевой культурой для педагогаявляется показателем его профессиональной подготовленности. Речь педагога является образцом для детей дошкольного возраста. Поэтому забота о совершенствовании речевой культуры – нравственный и общественный долг каждого педагога [1].
Публикация «Характеристика речевой культуры педагога и методы ее совершенствования» размещена в разделах
Как показывает практика, в речи педагогадошкольной организации преобладают штампы, речь недостаточно образна и выразительна, большое количество простых предложений, встречаются грамматические ошибки, диалектизмы. У педагогадолжна быть правильная артикуляции звуков речи и их сочетаний, а также педагог должен уметь модулировать своим голосом.
В речи педагогов ДОО довольно часто отмечаются следующие недостатки:
– нарушения точностиречи. В речи педагогов отмечается неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется: «Возьми штаны (брюки)», «Шапку (кепку) не забудь взять»
Для того, чтобы речьпедагога была точной необходимо выбрать единственно нужное размещение слов в предложении, иначе смысл предложения становится непонятным. Из этого следует, что для точного обозначения словом информации для дошкольников, педагогу ДООследует всегда контролировать свою речь [4].
– Нарушения понятности и содержательности речи: использование вречисловнепонятныхдетямбезуточненияихзначения; многословие, наслоениелишнихфраз, деталей или излишняя краткость речи; насыщение речисложнымиграмматическимиконструкциямииоборотами; ускоренный темп речи и др. Например, на занятии по пересказу воспитатель говорит: "Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель? Подобное многословие затемняет смысл вопроса, утомляет внимание и слух, и дети молчат или отвечают неправильно. Словесное нагромождение содержит и такой вопрос: "Кто мне скажет, откуда видно и почему вы думаете, что наступила весна?" Стремясь к точности и краткости, некоторые воспитатели впадают в другую крайность: чрезмерная краткость тоже делает вопрос непонятным. Например, на занятии по пересказу воспитатель спрашивает: "Куда шёл Женя? «Нина. Женя шёл в школу. Воспитатель. Ну и что?" Девочка молчит, не понимая, о чём спрашивает педагог.
– Нарушение чистоты речи: произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора; использование просторечийидиалектизмов, устаревшихслов; засоренность речисловами-паразитами (ну, вот, таксказатьит. д.). Например: «Я, значит, буду читать, а вы значит запоминайте», «Катя, я вообще-то тебя попросила сходить вообще!», «Вот, вот так вот, ну вот теперь правильно!»[2].
Наиболее часто педагоги употребляют следующие слова – паразиты:«как бы», «по ходу», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну», «да не вопрос», «без проблем».
Также в речи педагогов встречаются обращения-паразиты: «Киса», «Зайчик», «Малыш», «Да ты мой хороший» и подобные ласковые прозвища.
Отметим, что довольно часто в речи педагогов встречаются грубые просторечные и жаргонные слова, которые противопоставляются литературному языку: дрыхнуть, шарахнуть, слинять, клёво, отпад, тачка, прикол, хохма, халява; а также слова-сокращения: телик, видик, комп.
Говоря о засорении речи, о вкраплении в нее нелитературных элементов, следует заметить, что в этом проявляются неумение ясно мыслить, подбирать нужные слова и бедность его словарного запаса.
– Нарушение выразительности речи: например, «Ну что ты перебираешь из пустого в порожнее!», «Твое поведениеоставляет желать много лучшего».
Одно из средств выразительности речи педагога, которое наиболее эффективно используется в коммуникации с детьми, – это сравнение. Снижает выразительность речи следующие распространенные выражения педагогов : «храбрый, как лев», «трусливый, как заяц», «проходит красной нитью».
Главное условие выразительности речи педагога — это самостоятельность, творческий характер мышления. Важна также психологическая установка педагога : неравнодушие, интерес к тому, о чем он говорит, и к тем, для кого он говорит.
Отметим, что речевая культура педагога на занятиях наиболее приближена к нормативной, тогда как в других режимных моментах воспитатель чаще употребляет жаргонные слова: «Куда Петя шмыганул, «Как шарахнет током» и др. ; слова-сокращения: «По телеку смотрели» и др.
Анализ научной литературы позволил выделить наиболее существенные методы, позволяющие педагогам совершенствовать речевую культуру.
Прежде всего — это чтение литературы, т. к. в профессиональной деятельности педагога именно этот вид речевой деятельности играет огромную роль (Л. В. Ассуирова, Н. Д. Десяева, Н. А. Ипполитова и др.). Вдумчивое чтение - незаменимый урок языка.
Педагог должен читать классическую мировую и отечественную литературу (Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. П. Чехова и др., которые являются образцом правильной речи. При чтении необходимо стараться запомнить незнакомые слова, находить оригинальные выражения, обращать внимание на синтаксические конструкции. Чтение может быть изучающим (на этапе отбора и осмысления информации) или ознакомительным (на этапе отбора литературы).
Педагогу необходимо общаться с носителями культурной речи через средства массовой информации (телепередачи «ACADEMIA», «Вслух», «Культурная революция» на телеканале «Культура» и т. д.). Можно попробовать подражать своему любимому телеведущему: повторять его фразы, копировать интонации.
Также педагогу необходимо выполнять упражнения для развития речевого дыхания, дикции, голоса, интонации. Мы считаем полезными упражнения, предложенные С. Т. Никольской [5].
Педагог должен упражняться в решении тестов по культуре речи. Преимущество тестовых заданий заключается в удобстве, простоте и значительной экономии временных затрат. Решение тестов по культуре речиспособствует формированию таких коммуникативных качеств профессиональной речи педагога, как правильность, точность, уместность. Рекомендуется хотя бы один раз в месяц решать тестовые задания по культуре речи, причем тест может быть, как с ключом, так и без него.
Педагогу необходимо вести словарь трудностей русского языка. Русский язык очень сложен, в нем много правил, исключений, что затрудняет правильное написание слов (капюшОн, безветреННый,цЫплёнок и др.). В лексическом составе большое количество заимствований, значения которых делают нашу речь не всегда точной (Андрей почти идентичен с отцом по характеру; непрезентабельные черты характера и др., не всегда грамматически правильной, что связано с определением рода существительных и согласования с другими частями речи (ажурнАЯ тюль, кенгуру поскакалА и др.). Русское ударение является подвижным, разноместным, в связи с чем возникают трудности в правильном употреблении слов (мУка – мукА; вИна – винА; остротА (лезвия) – острОта (остроумное выражение); трУсить (бояться) – трусИть (бежать, призывнОй (возраст) – призЫвный (зовущий) и т. п.).
Практический опыт по формированию профессиональной речи педагога показывает, что записи в «Словарь трудностей русского языка», сложных в произношении, постановке ударения, определении рода слов и т. д. и регулярное возвращение к нему способствуют увеличению словарного запаса, грамотному использованию правил употребления и т. д.
Также действенным методом является нахождение ошибок в рекламных проспектах, объявлениях в общественных местах, газетах, с целью исправления недостатков и объяснения с точки зрения законов русского языка. В первую очередь в «Словарь» должны войти слова, наиболее часто используемые в профессиональной речи педагога (обеспЕчение, звонИт, бАнтыи др.).
Также педагог должен внимательно изучать нужные разделы в грамматическом (словарь указывает грамматические свойства, правописания, место ударения и деление для переноса каждого слова в начальной и производных формах, орфоэпическом (для правильного произношения слов, орфографическом (для правильного написания слов) и др. словарях.
Таким образом, существуют различные методы совершенствования речевой культуры педагога : упражнения для развития дикции, интонации, голоса; чтение литературы, регулярная работа с разными видами словарей; составление словаря трудных слов; произношение скороговорок; решение тестов по культуре речи.
Литература
1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 539с.
2. Вьюшкова, Л. Н. Практикум по русскому языку и культуре речи [Электронный ресурс] / Л. Н. Вьюшкова ;Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2011. - 64 с.
3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи [Текст] : учебное пособие для вузов : [16+] / И. Б. Голуб. - Москва : Логос, 2010. - 431 с.
4. Десяева, Н. Д. и др. Культура речи педагога [Текст] : Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведения / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассуирова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 192с. – с. 37.
5. Никольская, С. Т. Техника речи. – Изд-во «ЗНАНИЕ» М. : 1998. – 139 с.