Татьяна Шагаева
Характеристика речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Освоение связанной монологической речи-это главное направление развития речи на пятом году жизни. Начинается активное словотворчество, происходят заметные изменения в освоении словообразования.
Словарь обогащается именами прилагательными и глаголами. Дети начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают явления и предметы, употребляют обобщающие слова (существительные с собирательным значением.). Они могут определять назначение предмета, функциональные признаки. Детей пятого года жизни называют «почемучками». Запас слов у них довольно большой, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли сложными предложениями, осваивают умение строить высказывания разных типов- описательные и повествовательные.
Публикация «Характеристика речевого развития детей» размещена в разделах
Речь становится более последовательной и связанной, совершенствуются понимание смысловой стороны речи, звуковая сторона речи структура речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
У детей средней группы можно заметить большое тяготение к рифме. Ребенок охотно подбирает и рифмует слова, порой лишая их при этом всякого смысла. Само же занятие оказывается далеко не бессмысленным: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию, сходные и различные по звучанию, выделять их в отдельные звуки.
Между тем в речи детей пятого года жизни еще встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят сонорные и шипящие звуки, у некоторых недостаточно интонационная выразительность. Дошкольники практически осваивают правила грамматики, морфологические средства языка (согласование слов в роде, падеже, числе)и т. д. Еще имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в числе и роде, употребление родительного падежа множественного числа). В предложении часто отсутствуют слова, содержащие основной смысл, имена существительные заменяются местоимениями.
Речь детей среднего дошкольного возраста отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, но попытка объяснить значение слова вызывает у многих затруднение.
Многие дошкольники в достаточной степени не владеют умением строить описание и повествование: не могут связывать предложения и отдельные части высказывания, нарушают структуру последовательность.
Речь детей в течении года постепенно становится
Более последовательной и связанной. Что дает возможность ребенку совместно с воспитателем составлять небольшие повествования,в которых ребенок может составлять свой словарь, употреблять причастия, наречия, строить предложения разных видов. Далее дети отходят от простого подражания и учатся рассказывать,излагать свои мысли более самостоятельно.