Лилия Сейвач
Характеристика предметно-развивающей среды в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Предметно – развивающая среда» — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развивающая среда нужна, во- первых, для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка.
Публикация «Характеристика предметно-развивающей среды в средней группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами –
• рабочая зона,
• активная зона,
• спокойная зона.
Границы между зонами подвижные, легко перемещаются (это переносные ширмы, объемные модули).При построении развивающей среды в группе я учитывала принципы построения развивающей среды :
• принцип открытости и доступности;
• гибкого зонирования;
• стабильности;
• динамичности развивающей среды;
• полифункциональности.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства).
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Вместе с взрослыми дети пересаживают и поливают цветы.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от некоторых особенностей, например, если в группе больше мальчиков, то мы оборудуем группу конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваем игры в “семью”, “больницу”, “магазин”, выделяем для этого большую часть группы.
Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ ЦЕНТРОВ:
Центр «Будь здоров».
Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки. Поддерживать интерес к различным видам спорта. Развивать двигательную активность детей. В центре находятся
картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта, картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитиедыхания;спортивный инвентарь.
Центр конструирования «Я строитель».
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
Содержит: модели, схемы, чертежи, картинки различных построек, иллюстрации городов, мостов, улиц ;наборы ;конструкторнапольный, конструктор типа «лего» мелкий, средний; мозаики крупные, средние, мелкие; пазлы; строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины ; нетрадиционный материал: картонные коробки, оклеенные цветной пленкой, бумагой;- игрушки для обыгрывания построек;
Центр сюжетной игры «Давай поиграем».
Задачи: развивать игровой опыт каждого ребенка; воспитывать коммуникативные навыки, желание объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развивать творческое воображение, фантазию; закреплять в игре примеры социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
Центр содержит: дидактические игры: социально-нравственного характера; направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых;картинки с изображением различных трудовых процессов; альбомы «Наша группа», «Моя семья», «Правила поведения в группе» атрибутыдлясюжетно-ролевых игрнаборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей);предметы-заместители.
Центр книги «Читаем вместе». Задачи: Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.
В центре находятся:
• детские книги по программе,
• любимые книги детей (книги по интересам);
• сезонная литература;
• тематические альбомы;
• портреты детских писателей;
• книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки;
• открытая витрина для книг, стол, стульчик;
• магнитофон с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок)
Центр природы.
Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к объектам природы; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.
Центр содержит:
• дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;
• модели строения растений;
• альбомы, фотографии,
• иллюстрации, картины;
• календари погоды и природы;
• гербарии;
• подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе;
• - рисунки о природе и поделки детей из природного материала;
• живые объекты: комнатные растения и природный инвентарь для посадки семян и рассады;
• «огород на окне».
Центр творчества «Умелые руки».
Задачи: Развить у детей интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью; закреплять умения и навыки в рисовании, лепке, аппликации; расширять представление о цвете, свойствах и качествахразличных материалов; развивать моторику пальцев рук, творческое воображение, творческую фантазию.
Центр содержит:
• схемы последовательного рисования предмета;
• пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из бумаги и других материалов;
• книжки-раскраски с образцами;
• картотека тематических книжек-раскрасок;
• альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись» и др. ;
• дидактические игры для развития творческих способностей, картон, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;
• акварельные краски,восковые мелки, гуашь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши,графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки;
• пластилин, наборы для детского творчества;
• инструменты: кисти различные, ножницы, доски для лепки, печатки, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам;
• магнитная доска;
• клеенчатые салфетки, банки, подставки;
Центр экспериментальной деятельности «Хочу всё знать»
Задачи : развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение ;- формирование умений комплексно обследовать предмет.
Центр содержит:
• серии картин с изображением природных сообществ;
• книги познавательного характера, атласы;
• тематические альбомы;
• коллекции (марок, киндер-сюрпризов и т. д.)
• материалы распределены по разделам : "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;
• природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена и др. ;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора (используется в присутствии и под наблюдением воспитателя);
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;
• красители непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
• сито, воронки
• половинки мыльниц, формы для льда
• приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскоп, лупа;
• клеенчатые фартуки, тряпки;
• карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя";
• развивающие игры.
Центр «Занимательная математика»
Задачи: развивать логическое мышление, внимание, память, смекалку, конструктивные навыки, умение работать по схеме.
Центр содержит:
• блоки Дьенеша с приложениями;
• палочки Кюизенера с приложениями;
• наборы счетных палочек;
• Сложи квадрат(3 степень)
• «ларчик Воскобовича»
• «Колумбово яйцо»
• «Числа и цифры»
• «Монгольская игра»
• «Листик»
• «Рамки Монтессори»
• «Геометрическое лото»
Центр «Мир театра». Задачи: развитие связной и выразительной речи,развитие самостоятельности в организации театрализованных игр, умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам,стихотворениям,песням, совершенствование исполнительских умений,формирование художественно- речевых исполнительских умений и развитие способности к творческому перевоплощению.
Центр содержит :
• настольный театр;
• пальчиковый театр;
• театр кукол бибабо;
• теневой театр;
• маски, шапочки животных,
• элементы костюмов;
• тактильный театр;
• театр на дисках;
• театр на ложках;
• театр варежки;
• театр мягкой игрушки;
• ширма настольная и напольная;
Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе, я считаю, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.
Разработала игры: «Геометрическая мозаика» для развития внимания, логического мышления, смекалки. Игра «Умей действовать при пожаре» помогает формировать у детей навыки безопасного поведения в сложной ситуации. Игра «Цветные капельки»расширяет представление о цвете,развивает творческое воображение и моторику пальцев рук.
Изготовила несколько видов театра : театр на ложках, театр на дисках, театр варежки, нарисовала шапочки животных, оформила ширмы, пошила элементы костюмов.