Лилия Иванникова
Характеристика познавательного развития детей подготовительной группы в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из условий определения готовности старших дошкольников к школе является уровень готовности познавательной сферы, то есть познавательное развитие : любознательность и самостоятельность в изучении окружающего мира, постижение нового и неизведанного.
Цель познавательного развития в подготовительной группе реализуются систематическим последовательным решением задач по каждому из направлений развития сферы познания ребёнка. Рассмотрим эти задачи:
Публикация «Характеристика познавательного развития детей подготовительной группы в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
1. формирование элементарных математических представлений, способность определять группы объектов по определённому признаку, освоение счета, понимание соотношений между натуральными числами;
2. развитие интеллектуальных способностей, необходимых для развития счёта, письма и чтения для поиска нужной информации;
3. расширение кругозора (не только представлений о людях, их профессиях, но и истории;
4. ориентация в пространстве: умение ориентироваться на ограниченном пространстве, умение читать простую графическую информацию.
5. В сенсорике: совершенствование мелкой моторики для подготовки руки к письму, развитие умения всматриваться в объекты, находить между ними общее и различие;
Благодаря различным видам деятельности память у старших дошкольников становится целенаправленной и произвольной. Дети способны самостоятельно поставить задачу, запомнить что-то для будущего, представить в рисунке или в уме не только конечные результаты действия, но и его промежуточный этап. С помощью речи дети начинают планировать и регулировать свои действия.
В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей подготовительной группы средством познавательного развития выступают различные виды деятельности:
1. Коммуникативная деятельность: из общения со взрослыми и сверстниками дети усваивают огромное количество необходимой информации: названия предметов, действий, свойств; сам процесс общения становится более содержательным: дети способны высказывать своё мнение, задавать вопросы, обсуждать серьёзные вопросы, настаивать на чём-то;
2. Игровая деятельность у старших дошкольников все ещё занимает значимое место среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, потому что в играх удовлетворяется их стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, игра помогает осознать происходящее вокруг;
3. Познавательно-исследовательской деятельности условно соответствуют следующие формы работы с детьми: экскурсии, наблюдения, решение проблемных с помощью моделирования, экспериментирования, проектирования, игры с правилами.
4. Чтение художественной литературы и фольклора доставляет эмоциональное удовольствие, обогащает представления детей о мире, выводят его за пределы непосредственно воспринимаемого;
5. Изобразительная деятельность (лепка, рисование аппликация, музыкальная деятельность (слушание, пение, игра на музыкальных инструмента) способствуют не только художественному развитию, но и познавательному, поскольку в процессе занятий, дети познают много нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства;
6. Двигательная деятельность в меньшей степени, но тоже влияет на познавательное развитие старших дошкольников, она способствует получению информации о собственном теле, его возможностях в подвижных играх.
7. Конструирование способствует развитию логики, мышления, формированию структурного подхода к анализу окружающего мира;
8. Трудовая деятельность: самообслуживание, элементарный бытовой труд, труд в природе, ручной труд – у старших дошкольников усложняется и позволяет им выделять больше свойств предметов, получать новые знания, в том числе о труде взрослых людей.
Закономерности возрастных особенностей старших дошкольников являются основными для планирования работы в образовательной области «Познавательное развитие». Одним из основных путей познавательного развития старших дошкольников служит расширение и обогащение их опыта, развитие интересов. В этом направлении очень эффективны экскурсии и разнообразные формы детского экспериментирования.
Следовательно, у старших дошкольников одним из аспектов повышения уровня познавательного развития является интеграция специфических детских видов деятельности в образовательном процессе, каждая из которых позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.