Папки-передвижки

Характеристика направлений профилактической работы логопеда Дома ребенка

Кукла Полина Г
Характеристика направлений профилактической работы логопеда Дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Наряду с коррекционными мероприятиями логопед дома ребенка проводит профилактическую работу. В условиях дома ребенка, где с первых месяцев жизни воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, система ранней педагогической помощи имеет особое значение, так как большая часть детей имеют различные отклонения и их развитие обусловлено сочетанием биологических факторов риска с неблагоприятными социально-психологическими факторами. Между биологическими и социальными факторами риска прослеживается тесное взаимодействие.

Публикация «Характеристика направлений профилактической работы логопеда Дома ребенка» размещена в разделах

Биологические факторы риска развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы, перенесенные после рождения, семейная отягощенность речевыми нарушениями.

В качестве первичного дефекта у новорожденных могут выступать нарушения слуха, зрения, двигательной сферы как в неосложненном виде, так и в различных сочетаниях нескольких первичных дефектов.

Ранняя коррекционно-педагогическая работа необходима с первых дней жизни такого ребенка, так как нарушение развития одних функций приводит к вторичной задержке формирования других и в дальнейшем к педагогической запущенности.

Ранняя диагностика нарушений сенсорных и двигательных систем мозга имеет большое значение в организации лечебно-профилактической и медико-педагогической коррекции проявлений дизонтогенеза и последствий органической недостаточности мозга. В тех случаях, когда функция мозговых структур «не востребована», то в них возникают патологоанатомические изменения, подчас необратимого характера. При адекватных коррекционных воздействиях наблюдается компенсация органических повреждений головного мозга за счет образования новых, не предусмотренных генетической программой дополнительных межнейронных связей.

Вся логопедическая работа в Доме ребенка строится на рекомендациях специалистов: врачей, инструкторов ЛФК, массажистов и т. д. Реабилитация состояния ребенка проводится комплексно. В основе современных методов комплексной реабилитации лежат принципы кондуктивной педагогики, а вернее кондуктивной терапии – единые для реабилитации аномальных детей вне зависимости от нозологических форм и тяжести самого заболевания.

Содержание логопедической работы основывается на структуре ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, времени возникновения и характере дефекта, медицинском диагнозе и индивидуальных особенностях ребенка.

В коррекционно-логопедическую работу с ребенком включен целый комплекс мероприятий: ЛФК и массаж, специальная логопедическая и психологическая помощь при условии тесного контакта специалистов.

Коррекционное и профилактическое воздействие, направленное на преодоление психоречевого нарушения осуществляется с опорой на уровень развития, достигнутый ребенком к моменту обучения, биологический анамнез, общее состояние здоровья ребенка и его характерологические особенности.

Являясь составной частью комплексной реабилитационной медико-психолого-педагогической работы в доме ребенка, система логопедической работы с детьми направлена на профилактику раннего отставания, на коррекцию отклонений, на формирование личностного и интеллектуального потенциала ребенка.

Индивидуальную работу в доме ребенка можно рассматривать как особое, специальное направление в общей системе воспитательного процесса, предусматривающее коррекцию, компенсацию и профилактику отклонений в развитии детей.

Виды профилактической работы

Развитие слухового внимания детей – следует помнить, что при профилактике звукопроизношения, обязательно надо поупражнять слух ребенка, чтобы в дальнейшей работе на слух он различал смешиваемые слова и звуки.

Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям. Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как не вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Развитие зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировке в форме, величине, цвете (развитие сенсорики) – содержание занятий направлено на всестороннее зрительное восприятие окружающих предметов, развитие ориентировочно-исследовательских действий, лежащих в основе познавательной деятельности.

Необходимо развивать глазодвигательные навыки; способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева на право, сверху вниз и т. д.).

Развивать переферийное зрение, расширять боковой обзор; способность видеть то, что нас окружает. Развивать навыки пространственной ориентации. Развивать навык зрительного анализа (способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете предметов).

Развитие речевого дыхания – базой правильного развития речи является развитие речевого дыхания ребенка. Несовершенства речевого дыхания ведут к ослабленному вдох и выдоху, как следствие - тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз; нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз. Используем игры направленные на удлинение, развитие силы и плавности воздушной струи;

Развитие мелкой моторики и движений рук - разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Уже грудному младенцу нужно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций (хватательной, ощупывающих движений,простейшего манипулирования с предметами, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук (усложнение идет за счет включения упражнений на развитие соотносящих действий и действий по воспроизведению пространственных отношений меду предметами и их частями). Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Развитие игровой, орудийной и конструктивной деятельности

Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3 лет – предметная игра. Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для детей, в практической деятельности.

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в развитии ребенка. Она оказывает влияние на все стороны его психического развития.

Игра – одно из важных средств познания окружающего. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения и речи. В ней закладываются основы творчества. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.

Следует подчеркнуть, что в связи с особенностями развития проблемные дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно, особенно в раннем возрасте. Ученые, исследующие особенности развития детей с познавательной деятельности, где особое место принадлежит целенаправленной организации игр отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их.

Развитие эмоций, мотивационной базы речи (стремления к общению).

На первом году жизни у ребенка эмоциональные реакции возникают очень быстро, но они крайне не устойчивы, поэтому необходимо постоянное их подкрепление. Также в этом возрасте быстро формируются отрицательные эмоции на различные неблагоприятные для ребенка раздражители, вследствие чего могут возникнуть всевозможные эмоциональные расстройства. Они являются одной из частых причин, обуславливающих отклонение в психическом развитии ребенка. Различные поведенческие нарушения могут наблюдаться в ряде причин: генетические заболевания (детская шизофрения, РДА, алкоголизм родителей, недостаточный медицинский контроль и помощь, неблагополучные социальные условия, воспитание вне семьи.

Эмоции составляют первичную мотивационную систему человека. Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие ребенка, она сказывается даже на его интеллектуальном развитии (К. Изард, Томкина, Найджлер, рэндал). Работая над формированием эмоций, расширением их диапозона (радость, удивление, печаль, отвращение, презрение, страх, вина и др., созданием «тонкого эмоционального реагирования», логопед развивает резервные потенциальные возможности ребенка, и тем самым создает основу для его успешного обучения.

Так, как общение – это социальная потребность, которая реализуется с помощью различных коммуникативных средств, в том числе, и речи, необходимо формирование предпосылок к общению, освоение различных коммуникативных средств (эмоциональных, жестовых, предметных, речевых).

В логопедической работе мы используем материал в виде системы накопления чувственного и социального опыта ребенка : последовательного формирования мотивации к общению, освоения различных форм и средств общения в процессе игрового взаимодействия взрослого и ребенка

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц и артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Четкое произношение звуков, слов, фраз возможно только при условии достаточной подвижности органов артикуляции и их способности перестраиваться и работать четко, строго координировано и дифференцированно.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произношения звуков родного языка.

Артикуляционная гимнастика является основой для формирования звуков у не говорящих детей и коррекции нарушений звукопроизношений при любой этиологии. Гимнастика включает в себя:

- Упражнения для тренировки органов артикуляции

- Отработка различных положений губ, языка, мягкого нёба.

Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.

Логопедический массаж может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко, массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. В целях профилактики речевых расстройств массаж используется на самых ранних этапах лечебно-педагогической работы с детьми раннего возраста, имеющих различного рода неврологическую симптоматику, особенно страдающих детским церебральным параличом.

Развитие тактильных ощущений - тактильные ощущения имеют огромное значение для развития ребёнка с первых месяцев жизни.

Руки, пальцы, ладони малыша – не только его главные датчики, но и механизмы, запускающие мыслительную деятельность. Прикасаясь к различным поверхностям, ребёнок сравнивает их и постигает разнообразие всего окружающего. Именно поэтому ребёнок неосознанно стремится к тому, чтобы всё потрогать.

Пока ребёнок не увидит и не прикоснётся к предмету, рассказывать ему об этом предмете малоэффективно. Это - ещё одно свидетельство важности тактильных ощущений.

Развивать тактильные ощущения ребенка необходимо для того, чтобы упорядочить мышление ребёнка, улучшить его способность сравнивать, объединять и различать предметы и явления. Особую важность это направление работы принимает в работе с детьми со сложной структурой дефекта, с сочетанными нарушениями.

Развитие навыков самообслуживания. Навыки самообслуживания – одни из первых, чему учится ребенок в

жизни. Обычно это спонтанный процесс, но у наших воспитанников это не

происходит в силу определенных причин: сенсорных и двигательных

нарушений, незрелости структур мозга. Обучение навыкам самообслуживания позволяет расширять представления и знания детей об окружающих вещах, развивать речь, тонкую моторику и зрительно-моторную координацию, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Формирование предпосылок для развития активной речи, активизация и совершенствование словаря, грамматически правильных фраз и связной речи

Сначала идет формирования положительно-эмоционального отношения ребенка к занятиям и активизация его голосовой и лепетной активности, развитие психической активности, потребности в общении, слухового внимания и импрессивной речи, способности к подражанию. На начальных этапах необходимо стимулировать голосовые реакции и вызывать звукоподражания, которым придается характер коммуникативной значимости.

Расширение словаря детей осуществляется за счет слов, обозначающих предметы, действия, признаки. При этом, можно отметить, что в пассивном словаре ребенка больше существительных, чем глаголов, но в активной речи они реже употребляются, чем глаголы. Глаголы имеют особое значение при переходе ребенка к фразовой речи, поэтому при ознакомлении с окружающим миром работа идет одновременно над обогащением словаря различными категориями слов.

Восприятие предмета ребенком сопровождается не просто его названием, а связным повествованием. При этом необходимо употреблять многократно новое слово в сочетании с другими словами, тем самым, показывая связь слов в предложении и предупреждая аграмматизмы.

Также при развитии активной речи необходимы наблюдения детей за живыми объектами и движущимся транспортом, которые привлекают их внимание и вызывают яркие эмоциональные и речевые реакции, непроизвольную ситуативную речь. Необходимо поддерживать диалог с ребенком, давая развернутое речевое описание происходящего.

Развитие понимания речи, мышления, памяти в процессе общения со взрослым, на основе обогащения представлений об окружающем.

Наряду с развитием активной речи продолжается воспитание у детей внимания к обращенной речи и ее понимания, для того, чтобы ребенок научился ориентироваться в окружающем, выделять существенные и несущественные связи и устанавливать причинно-следственные отношения.

Одновременно с расширением словаря проводится работа по развитию понимания значений слов: ребенок должен научиться понимать, что каждый предмет, действие, признак имеют свои названия. Важно научить вычленять и понимать окончания слов, передающее грамматическое значение.

Формирование речи и ее коммуникативной функции включает в себя работу над различными формами высказываний через систему специальных лексических игр и упражнений, формирующих мотивацию высказывания, потребность в общении: обращение – побуждение –просьба, обращение – сообщение, обращение – вопрос.

Необходимо организовывать игры – занятия по рассматриванию предметов и картинок. Используя естественное желание ребенка обладать предметом или картинкой побуждает его выражать свои желания в словесной форме.

Овладение фразовой речью происходит поэтапно. Сначала дети научаются обращаться с просьбой, затем с предложением сотрудничества и, затем, с сообщением и вопросом.

Развитие общей моторики

Начиная со стимуляции к удержанию головы в горизонтальном, а затем в вертикальном положении (укрепление мышц шеи, поворотам с живота на спину и обратно, сидения, стимуляции ползания и собственно ходьбе. Формирование полноценных двигательных навыков является необходимым звеном в общей системе коррекционного обучения.

Таким образом, профилактическая работа с детьми, воспитывающихся в Доме ребенка осуществляется :

- целенаправленно и систематически;

- комплексно;

- с учетом ведущего дефекта и вторично связанных с ним отклонений в развитии; индивидуальных особенностей; биологического анамнеза;

- на основе благоприятного эмоционального климата, положительного эмоционального общения ребенка и взрослого;

- разнообразными методами и приемами;

- во всех режимных моментах.

Публикации по теме:

Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования В современном мире увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении дошкольной.

Характеристика учителя-логопеда Характеристика учителя – логопеда I квалификационной категории МАДОУ № 3 «Радуга» города Асино Томской области Борщевой Веры Александровны.

Использование фольклора как одного из направлений коррекционно-воспитательной работы группы Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинский Дети дошкольного возраста хорошо.

Консультация «ИКТ как одно из современных направлений работы с родителями дошкольников» Консультация «ИКТ как одно из современных направлений работы с родителями дошкольников» Материал подготовила: Шпилёва Е. А., старший воспитатель.

Логопедическая характеристика ребенка Логопедическое представление Фамилия, имя ребенка:. Возраст:. г. Речевая среда и социальные условия: норма Общая и мелкая моторика:.

Презентация «Нравственное воспитание детей -одно из ведущих направлений работы в ДОУ» Нравственное воспитание детей – одно из ведущих направлений работы в Детском Оздоровительном Учреждении. Дошкольный возраст - период активного.

Презентация «Характеристика основных направлений работы старшего воспитателя» Тема презентации: «Характеристика основных направлений работы старшего воспитателя». 2 В настоящее время к старшим воспитателям ДОО, отвечающим.

Примерная характеристика на ребенка 5 лет с задержкой психоречевого развития Характеристика В детский сад поступила в сентябре 2016 года. До этого девочка находилась на домашнем обучении, ДОУ не посещала. Девочка.

Примерная педагогическая характеристика на ребенка дошкольника Педагогическая характеристика на ребёнка Ф. И. О., . года рождения воспитанницу МБДОУ «.» (Ф. И. О. ребенка) посещает МБДОУ «Детский.

Традиционные и нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с родителями (из опыта работы) Воспитание ребёнка начинается с самого рождения. С этого же момента и даже раньше его должна окружать и родительская любовь. Но родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика направлений профилактической работы логопеда Дома ребенка
Опубликовано: 16 мая 2018 в 10:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характеристика направлений профилактической работы логопеда Дома ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Кукла Полина Г в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД