Оксана Грушина
Характеристика метода сказкотерапии и его возможности для коррекции страхов детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование сказкотерапии будет эффективным средством в работе по коррекции страхов у детей 6-7 лет, если будут созданы определенные условия, которые выделил П. Лебедько:
- ребенок должен точно представлять то, что существует сказочная действительность, которая отличается от реальной жизни;
- педагог или психолог должен читать сказку выразительно, эмоционально, с удовольствием;
Публикация «Характеристика метода сказкотерапии и его возможности для коррекции страхов детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- необходимо создать благоприятные, спокойные условия;
- следует стимулировать детей делать выводы, побуждать к размышлениям, развивать умение осмысливание сказки, открывать в ней скрытые смыслы и жизненные уроки;
- перед началом чтения сказки детям педагогу или психологу необходимо прочитать ее самостоятельно;
- иметь ввиду психологические особенности развития детей и подбирать сказку соответственно возрасту;
- каждый сеанс сказкотерапии должен завершаться обсуждением того чему научила нас сказка, и как эти знания и опыт можно буде применить в различных жизненных ситуациях.
Сказкотерапия и сказки, в частности, способствуют мягкой коррекции агрессивного поведения у детей 5-6 лет, оказывая на них благоприятное воздействие. А также сказки направляют активность детей в правильное русло, в котором дети смогут заниматься самопознанием и безграничным творчеством.
Эффективность сказки как средства в работе по коррекции агрессивного поведения у детей 5-6 лет заключается в том, что именно в этом возрасте сказка позволяет детям с легкостью придаваться мечтам и фантазиям. При этом сказка для детей является не только вымыслом и фантазией. «Сказка является также особой реальностью, которая позволяет преодолевать сложные события и чувства и в понятной для детей дошкольного возраста сказочной форме изучать мир взрослых чувств и переживаний. Посредством сказки дети могут эмоционально объединить себя с героями сказки, и присваивать их нормы, ценности и модели поведения как свои. При этом дети отождествляют себя именно с положительными персонажами. И именно это позволяет детям усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло» .
Отметим, что сказка в некоторой степени насыщает три естественные психологические потребности детей дошкольного возраста : потребность в самостоятельности, потребность в осведомленности, потребность в активности. Результатом насыщения данных потребностей является формирование таких качеств личности, как: самостоятельность, выражающееся в желании проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; активность, предполагающая способность обладать инициативой в общении, стимулировать партнеров на коммуникативную деятельность, управлять процессом общения, эмоционально отвечать на состояние партнеров; владеть социальной компетентностью, состоящей из ряда компонентов: мотивационного, которое включает в себя отношение к другим людям, проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и способности понять особенности личности, его интересы, потребности, заметить изменения настроения у человека, эмоционального состояния и поведенческого, связанный с выбором адекватных ситуаций, способов общения.
Сказкотерапия будет эффективна, если при ее проведении реализовывать следующие выделенные этапы:
- познавательно-аффективная ориентировка, направленная на создание интереса к сказке и осмысление сюжета сказки, восприятие сказочных образов;
- комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний поведения героев сказки в инсценировки;
- выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и управлению своими поведенческими реакциями. Дети пробуют внести новые элементы в поведение героев, сохраняя сюжетную линию или создавая новую сказку.
Таким образом, можно утверждать, что сказкотерапия будет являться наиболее эффективным средством в коррекции страхов у детей 5-6 лет, если при ее реализации будут учтены этапы проведения сказкотерапии, а также этапы коррекции детских страхов. Имея в виду корректирующее свойство сказок. Так именно в сказках дети видят свои проблемы, и могут найти пути выхода из этих проблем. В сказках дети приобретают для себя новые моральные нормы и ценности, позволяющие им хорошо контактировать с внешним миром.
Список использованной литературы.
1. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ [Текст]/ М. А. Аралова. - М. :ТЦ Сфера, 2007. - 162с. 272с
2. Гарбузов, В. И. Нервные дети: Советы врача - СПб. : Медицина, 1990. - 219 с.
3. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: Монография. — СПб. : КАРО, 2006г. — с. 34
4. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов - М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.