Анна Туганова
Групповой образовательный мини-проект «Наши пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
МБДОУ № 72 г. Томска (старшая группа)
Полное название проекта «Наши пернатые друзья»
Автор проекта: Туганова А. Е., Соколова В. А.
Вид, тип проекта: Групповой, краткосрочный, образовательный
Цель, направление деятельности проекта:
Нравственно-эстетическое воспитание детей
Расширение знаний детей о зимующих птицах
Экологическое воспитание детей
Краткое содержание проекта:
• Накопление информационной базы по теме: «Зимующие птицы»
Публикация «Групповой образовательный мини-проект „Наши пернатые друзья“» размещена в разделах
• Создание психологически комфортной для изучения среды
• Обогащение предметной среды активизирующим игровым и дидактическим материалом
• Организация и проведение интегрированных занятий с целью обогащения и пополнения знаний о зимующих птицах, с помощью дидактических и подвижных игр, театрализованной деятельности, изобразительной деятельность
• Организация и проведение режимных моментов направленных на физическое, психологическое и сенсорное развитие детей
• Ведение дневника наблюдений на прогулках
План реализации проекта
1. Накопление информации
2. Создание психологической среды
3. Создание предметной среды
4. Подготовка и проведение интегрированных занятий
5. Проведение режимных моментов
6. Вовлечение родителей в педагогический процесс
7. Организация фото съемки ярких моментов
8. Ведение дневника наблюдений
9. Обобщение и анализ собранной информации
Понедельник
Тема: Наблюдение за синицей.
Цель: расширение и обогащение знаний детей о зимующей птице: синичке.
Вид: комбинированная
Познавательно исследовательская: наблюдение за синичкой на прогулке
Обратить внимание детей на синичек возле кормушки. Как она выглядит и какого она цвета? У этой маленькой птички оперение яркое – кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку и зеленый плащик, а голову украсила тёмной шапочкой. Синичка всем интересуется, всюду сует свой любопытный клюв, ни минуты, ни сидит на месте. Вспомнить, как часто синичка заглядывала в окно нашей группы. Ребята давайте почистим наши кормушки и добавим в них свежий корм, и посмотрим на следы возле кормушки. Чем питаются синицы? Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза. Какую пользу синицы приносят? Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Как люди заботятся о них? Строят для птиц кормушки и подкармливают синичек холодной зимой. Когда отмечают «синичкин» день? (В ноябре.) В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».
Коммуникация: составление рассказа о синичке.
Художественная литература: Заучивание стихотворений «Снегири» А. Прокофьева
Игра: Д/И «Скажи наоборот»
Двигательная: П/И «Птички в гнёздышках»
Музыкально-эстетическая: пение песня «Синички»
Продуктивная: лепка синичка
Здоровье – сберегающая: Хоровод «Синичка»
Эксперимент: Строение пера
Вторник
Тема: Наблюдение за снегирём
Цель: расширение и обогащение знаний детей о зимующей птице: снегирь
Вид: комбинированная
Познавательно исследовательская: Наблюдение за снегирём на прогулке
Наблюдение за снегирем – занятие очень увлекательное! Чем ниже температура и сильнее мороз, тем тише сидит стайка, редко изменяя местоположение. У самочки очень важная роль: снегирь-самка насиживает яйца одна, и красочное оперение может вызвать опасный интерес к ней со стороны других представителей фауны. Самец в этот важный период оберегает свою спутницу и ухаживает за будущим потомством, добывая корм. Любопытно, что же входит в рацион снегиря зимой, когда природа вокруг так скупа на пропитание? Достаточно массивным клювом эта птица раскалывает мелкие орешки или семена ягод. Не откажется она и от почек кустарников и деревьев. Полакомившись рябиной, снегирь спешит очистить клюв: семена этой ягоды довольно липкие, и если промедлить, то былую красоту восстановить будет проблематично. Зато, попадая на землю, они хорошо прорастают и в будущем обеспечат пернатым богатый урожай.
Коммуникация: составление рассказа снегире. Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой» :
Художественная литература: Чтение рассказа С. В. Образцова «Ничего особенного»
Игра: Д/и "Угадай птицу по описанию"
Двигательная: П/И «Зимующие и перелетные птицы» :
Музыкально-эстетическая :песни «Снегири»
Продуктивная: «Снегири на ветке рябины»
Здоровье – сберегающая : дыхательная гимнастика упражнение «Птица»
Эксперимент: «Почему не промокает»
Среда
Тема: Наблюдение за сорокой.
Цель: расширение и обогащение знаний детей о зимующей птице: сорока
Вид: комбинированная
Познавательно исследовательская: наблюдение за сорокой на прогулке
Давайте отгадаем с вами загадку:
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая.
Самая болтливая.
Сорока строит большое прочное гнездо, которое с боков и сверху прикрыто сучьями, образующими высокую крышу и придающими постройке шаровидную форму. Крыша служит надежной защитой от хищных птиц и мороза. Для строительства гнезда сорока использует самые неожиданные материалы: блестящие предметы, тряпки, проволоку и т. д. Сорока трещит, стрекочет. Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности. Ребята, посмотрите внимательно, на соседней участок прилетела наша сорока. Давайте мы её попробуем с вами описать:
-Скажите, какая окраска у сороки?. (Белая, черная)
-А можем сказать, что она разноцветная?. (можем)
-Сорока черная с белой грудкой.
-А еще сорока черная с белыми боками. Значит, как мы ее можем назвать?. (Белобока)
-Голова, шея, грудь и спина черные с фиолетовыми или синевато-зеленым отливом, а живот и бока белые. Также часто белые концы крыльев. Посмотрите теперь на красивый хвост сороки:
-Хвосту у сороки черный, длинный (длиннее тела, служит ей рулем при резких движениях на земле и в полете. Какие звуки произносит сорока? (Ча-ча-ча.)
Коммуникация: составление рассказа о сороке.
Художественная литература: Чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Игра: Д/И «Четвёртый лишний».
Двигательная:
Музыкально-эстетическая
Продуктивная: рисунок моя любимая птичка
Здоровье – сберегающая: упражнение «сорока»
Эксперимент: «Почему птица не падает»
Четверг
Тема: Наблюдение за воробьем.
Цель: расширение и обогащение знаний детей о зимующей птице: воробей.
Вид: комбинированная
Познавательно исследовательская наблюдение за воробьем на прогулке:
Воробьи – дружные птицы, не любят жить поодиночке. Они собираются в стайки – большие компании. В морозные дни воробьи садятся радом друг с другом, распустив перья и нахохлившись. А живут воробьи под крышами, так что домов с горячими батареями у них тоже нет. Поэтому, ребята, птицам зимой очень холодно. Зимой воробьи мало чирикают, а больше молчат. В холодную погоду воробьи меньше двигаются, чем в теплую погоду. В морозную погоду воробьи сидят стайкой, распушив перья и нахохлившись – так им легче согреться. Как ведут себя эти птицы на кормушке? Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Расскажите о повадках воробья? Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Чем питаются эти птицы? Воробьи — птицы всеядные. Почему же воробьи так любят соседство с людьми? Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)
Коммуникация: составление рассказа о воробье.
Художественная литература: Чтение рассказа М. Н. Богданова «Домашний воробей»
Игра: Д/и «Счёт птиц» :
Двигательная: П/И "Воробушки и автомобиль" :
Музыкально-эстетическая: пение колыбельной сказки про воробья.
Продуктивная: оригами «воробей»
Здоровье – сберегающая: Упражнение «вороны и воробьи»
Эксперимент: Плавающее перо
Пятница
Тема: Итоговое занятие.
Цель: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах
Вид: комбинированная
Познавательно исследовательская наблюдение за зимующими птицами
Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки. Давайте ребята сегодня с вами вспомним, за какими птичками мы наблюдали на этой неделе?
Синичка, снегирь, сорока и воробей. Ребята мы наблюдали за птицами и помогали им в суровые, холодные дни. Конечно, мы и дальше будем продолжать помогать нашим пернатым друзьям. А птицы в благодарность будут радовать нас своими песнями. Мы с вами за эту неделю узнали много нового о наших пернатых друзьях. Узнали, что они любят, чего бояться, как ухаживают друг за другом, как общаются между собой. Выучили много стихов, спели песни о наших друзьях, выучили новые игры, прочитали много рассказов. Рисовали, лепили, конструировали. Ребята вам понравилось изучать птиц? Да. Мы будем продолжать знакомство с пернатыми соседями
Коммуникация: показ мини-спектакля по составленным детьми рассказам.
Художественная литература: Чтение всех детских рассказов о зимующих птицах
Игра: Д/и "Назови птичку, которой не стало
Двигательная: Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы
Музыкально-эстетическая: пение песен: «Синички», «Снегири», «Сорока, сорока где была?», «Колыбельной сказки про воробья»
Продуктивная: рисунки зимующих птиц на снегу
Здоровье – сберегающая упражнение «Дятел»
Ожидаемы результат:
Главной задачей нашего мини проекта было научить наших детей любить нашу природу и охранять её. Во время проведения проекта дети узнали много нового об окружающем их мире птиц. И стали добрее и более внимательными не только к нашим пернатым соседям, но и друг к другу. Дети стали чувственнее и более открытыми к проблемам окружающей нас среды.
С новой стороны ребята открылись в своих работах по рисованию и лепке. Беседы с детьми проходили живо и интересно, дети активно участвовали в беседе и высказывали свое мнение. Ребята стали жить проблемами братьев наших меньших, принимали участие в их жизни.
Наш мини-проект помог нам добиться положительных результатов в обучении детей, сделал нас ближе и роднее.