Папки-передвижки

Значение основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста при переходе к школьному обучению

Наталья Нуйкина
Значение основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста при переходе к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы

"Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя"

Н. М. Амосов.

Жизнь XXI века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья ребёнка. Всё чаще вспоминаются слова Сократа о том, что "здоровье - это не всё, но без здоровья всё - ничто".

Публикация «Значение основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста при переходе к школьному обучению» размещена в разделах

Понятие "здоровье" имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение и в первую очередь детский сад, должны стать "школой здорового стиля жизни" детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, двигательная активность, а также прием пищи и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Особенно остро стоит эта проблема у детей старшего дошкольного возраста при переходе к школьному обучению.

Формирование здорового образа жизни начинается уже с раннего возраста. Выделим два основных критерия : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Целью формирования здорового образа жизни дошкольников является системное и последовательное формирование понятий о здоровье, выработка гигиенических навыков и мотивации здорового образа жизни с ранних лет.

Работая по данному направлению для достижения цели, мы реализуем следующие задачи:

• Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей.

• Развитие у детей навыков здорового образа жизни, содействие полноценному физическому развитию детей в воспитательно-образовательном процессе.

• Формирование опыта социального поведения, обеспечивающее эмоциональное благополучие и здоровье в процессе подготовке к школьному обучению, взаимодействия самопознания и саморегуляции.

Оздоровительные мероприятия имеют три основных направления :

• создание оздоровительной среды для профилактики у детей различных отклонений в психофизическом развитии (зрение, плоскостопие, нарушение осанки, артикуляционный аппарат, дыхание).

• Формирование здорового образа жизни детей в детском саду и дома.

• Развитие физической культуры.

При этом мы используем четыре основополагающих принципа :

• комплексности;

• дифференцированности;

• последовательности;

• аксиологичности.

Принцип комплексности состоит в создании единой целостной программы здоровьесберегающих основ у детей дошкольного возраста. Его целью является создание здоровье формирующего образовательного пространства. Медицинское направление предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса и просветительную работу медика, воспитателя, инструктора по ФИЗО.

Принцип диференцированности заключается в педагогическом направлении здоровьеформирующего образования в воспитательно-образовательном процессе, в индивидульно-дифференцированном подходе к каждому ребёнку (даются задания, учитывается темперамент детей, положительные четы формирующего характера).

Принцип последовательности заключается в постепенном подключении оздоровительных процедур, их разнообразии, вызывая интерес и положительный эмоциональный отклик со стороны детей.

Принцип аксеологичности (ценностная ориентация) осуществляется через родителей, с которыми рассматриваются мировоззренческое представление общечеловеческих ценностей о здоровом образе жизни ребёнка, т. к. сформированность здорового образа жизни детей является основой для формирования здорового психофизического развития ребенка, который готовится к школьному обучению.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению ученых, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.

Вокруг детей с самого раннего детства мы организуем такую учебно-воспитательную среду, которая насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями здоровьесберегающего характера.

1. Создаем современную предметно-развивающую среду с оборудованными физкультурными площадками на территории детского сада, спортивные уголки. А так же используем в зависимости от возраста разнообразные игрушки, куклы, мебель, посуду, игровые сюжеты, наборы, рисунки, фотографии, тематические уголки и т. д

2. Подбираем мебель в соответствии с санитарными нормами и правилами.

3. Соблюдаем тепловой и световой режимы.

4. Занятия оздоровительно-педагогического характера проводим систематически и в комплексе. Они содержат элементы дидактической игры и двигательные упражнения, которые вызывают у ребенка положительные эмоциональные реакции.

Это приводит к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.

Социальную активность детей дошкольного возраста в вопросах охраны здоровья вырабатываем посредством информационно-игровых моделей формирования здорового образа жизни на основе широкого использования игр, различных методик оздоровления, соблюдения режима дня, рационального питания, частого пребывания на свежем воздухе, чтения литературных источников: сказок, стихотворений, рассказов и т. д., в которых раскрывается какой-либо из аспектов оздоровления.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста проводим с учетом психологических и физических возможностей и возраста детей.

В структуру оздоровительного режима включаем спектр

профилактических методик, приемов и способов:

• физминутки;

• динамические паузы;

• офтальмотренаж (гимнастика для глаз)

• Кинезиологическая гимнастика (гимнастика для мозга)

• пальчиковый игротренинг;

• дыхательная гимнастика;

• мимические разминки;

• точечный массаж;

• игры-упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки и другие.

А так же используем современные методики оздоровления : фитотерапия, ароматерапия, арттерапия, песочная терапия, цветотерапия, игротерапия и другие.

Переход ребенка от условий воспитания в семье к школе — переломный момент в его жизни. Школа предъявляет к детям ряд новых для них требований, связанных с систематическим обучением и пребыванием в коллективе.

Все те навыки, которые ребенок получил в детском саду в области личной гигиены, связанные с едой, сном, поддержанием порядка, особенно важны для него, когда он начинает посещать школу. Аккуратный внешний вид школьника, умение поддерживать порядок в учебных принадлежностях, быстрота и ловкость движений, привычка к общению с товарищами в совместных играх дают ему большие преимущества и имеют важное значение для его общего самочувствия и успеваемости.

Поэтому, при подготовке детей к школе, мы обращаем особое внимание на воспитание и закрепление полученных навыков, тщательно наблюдаем, за тем, чтобы ребенок следовал им с первых же дней посещения школы.

Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка, успешно подготовить его к школьному обучению, наше дошкольное учреждение объединяет усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей

и др., с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируем определенную культуру поведения и соответствующий стиль жизни. Проводимая нами работа позволяет сделать вывод о становлении у наших детей начальных ключевых компетентностей, в том числе и здоровьесберегающих. И мы, как практики, глубоко убеждены в том, что именно в дошкольный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.

Литература.

1. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б.

«Развивающая педагогика оздоровления» /дошкольный возраст/ : Программно-методическое пособие. М. : 2000 г.

2. Лазарев М. Л.

«Здравствуй». Программа оздоровления детей дошкольного возраста. М: 2003 г.

3. Яковлева Л. В., Юдина Р. А.

«Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет». Пособие для педагогов дошкольных учреждений в Зч. М. : 2003 г.

4. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г.

«Са-Фи-дансе».

Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогических детских и школьных учреждений. СПб. : 2000г.

5. Волошина Л. Н.

«Играйте на здоровье. Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. М. : 2004 г. ,

Публикации по теме:

Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста Цель:создание условий для формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Задачи: подготовить развивающую предметно.

Формирование основ здорового образа жизни дошкольника Формирование основ здорового образа жизни дошкольника. В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад.

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ "Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости.

Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей.

Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Особое место среди задач по организации здорового образа жизни детей дошкольного.

Перспективное планирование на неделю по формированию основ здорового образа жизни у детей с ОВЗ «Здоровье мы идем искать» Тема дня Алгоритм деятельности в группе в физкультурном зале в музыкальном зале на улице понедельник «Путешествие на Луну» - Отгадывание.

Викторина «Школа здорового образа жизни» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Солнышко» станицы Архангельской муниципального образования.

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление Физическое развитие», включающее образовательные.

Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста при переходе к школьному обучению
Опубликовано: 9 февраля 2017 в 20:41
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста при переходе к школьному обучению» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Нуйкина (УИ 934638) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД