Елена Петренко
Групповая консультация для родителей старшей и подготовительной к школе групп «Труд в воспитании личности»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами трудовой деятельности, ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.
Публикация «Групповая консультация для родителей старшей и подготовительной к школе групп „Труд в воспитании личности“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Родителей волнует вопрос подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе. И это понятно. Учебный труд требует напряжения, усилий, настойчивости, умения добиваться результата. К этому новому виду труда дошкольника готовят не только в процессе занятий, но и при выполнении любых трудовых заданий.
Дети старшего дошкольного возраста, как правило, хорошо владеют навыками самообслуживания и простейшего хозяйственно – бытового труда. Основной формой организации их труда являются постоянные обязанности: уход за своей одеждой, обувью
(чистят щеткой верхнюю одежду и обувь, уборка постели, стирка мелких вещей (носков,
носовых платков и т. д., пришивание пуговиц, петель. Они выполняют работу, имеющую значение для всех членов семьи: накрывают на стол и убирают со стола, моют чайную посуду, вытирают пыль и т. д.
Если интерес к порученному делу угас, можно дать другую работу. Когда в семье двое – трое детей, обязанности по дому распределяются между ними. Для лучшей организации труда можно ввести дежурства. Хорошим стимулом интереса детей к труду является соревнование.
Учитывая возросший опыт детей 6 – 7 лет, их знания и навыки, при обучении новым умениям надо реже использовать показ, предоставлять детям большую самостоятельность. Однако, контроль взрослого при этом необходим. Повышаются требования к качеству выполненной работы. Оценка ее должна быть доброжелательной, эмоциональной.
Особое значение имеет труд старших дошкольников вместе со взрослыми. Дети всегда стремятся участвовать в работе родителей, и это стремление надо поддерживать. В совместном со взрослыми труде ребенок перенимает у них способы работы, отношение к ней. Старшие дошкольники помогают родителям убирать квартиру. Например, мать моет пол, ребенок вытирает пыль с мебели; или мать моет посуду, а ребенок вытирает ее и т. п. Во время приготовления пищи дети моют овощи, режут вареные овощи для салата или винегрета. Детям 6 – 7 лет можно поручить чистить клетки с животными и птицами, давать им корм и воду, они могут вместе с родителями менять воду в аквариуме, во время работ в саду и на огороде рыхлить землю, делать клумбы и грядки. Сеять семена, высаживать рассаду, пропалывать, прореживать.
Повышают интерес к этому труду, способствуют развитию мышления детей рассказы о жизни животных и растений, целенаправленные наблюдения в природе. На прогулках в парк, лес можно собрать интересный природный материал – шишки, желуди, высохшие сучки, которые пригодятся для изготовления поделок. Хорошо, если в семье дети любят заниматься вышиванием, шитьем. С большим интересом ребенок старшего дошкольного возраста занимается ручным трудом. Время от времени родители вместе с детьми проверяют игрушки, книги, разорвавшиеся чинят и подклеивают.
Расширение представления детей старшего дошкольного возраста об окружающей действительности, большая способность к обобщению, их собственный опыт участия в посильном труде позволяют раскрыть перед ребенком общественную значимость труда, взаимосвязь в труде многих людей. Так, на примере создания книги можно рассказать детям, что над ней потрудились много людей : писатели, художники, рабочие типографии, бумажной фабрики, что благодаря их совместному труду книга получилась такой интересной, красочной и красивой.
Чтение художественной литературы также способствует формированию представлений ребенка о труде взрослых, воспитанию уважения к нему.
Если на протяжении всего дошкольного возраста родители уделяют должное внимание трудовому воспитанию детей, у них формируются трудовые навыки, эмоционально – положительное отношение к делу.
Труд по изготовлению различных предметов для игры и быта, вначале планомерно направляемый взрослым, а затем осуществляемый ребенком самостоятельно, имеет воспитательное значение еще и в том, что у детей развивается умение ставить цель, настойчивость в ее достижении, справляться с трудностями. Дети учатся намечать пути осуществления поставленной цели, продумывать последовательность действий, способы обработки материала, соединения его частей.
В начале работы дети, намечая самостоятельно ее содержание, мало сообразуются со своими возможностями и ставят нередко такие цели, которые они не в состоянии осуществить. Иногда материал «ведет» за собой ребенка. Начав делать игрушку, ребенок увлеченно трудится над ее изготовлением, но попавшая в его руки новая делать наталкивает его на создание нового другого предмета и определяет дальнейший ход деятельности. С этой особенностью нельзя не считаться, но крайне важно научить детей обдумывать процесс деятельности до ее начала, подобрать заранее весь необходимый материал. Надо обсудить с ребенком, что он будет делать, как он собирается выполнять задуманное. Поэтому подбор деталей, их измерение, заготовка являются очень важным моментом творческого труда детей дошкольного возраста.
Предварительное продумывание работы дает возможность ребенку в процессе самого труда направить силы на усложнение конструкции, тщательную ее отделку, а также быстрее получить нужный результат. При отсутствии достаточных умений они часто бросают работу, меняют замысел, легко становятся на путь подражания.
Своевременное обучение умениям вносит значительные изменения в характер творческой деятельности. Владея навыками, дети успешнее претворяют свои замыслы в жизнь. Им становятся посильными более высокие требования: самим придумать, как сделать игрушку, как выполнить работу красиво, какому материалу отдать предпочтение в соответствии с назначением вещи.
В работе с детьми необходимо предоставлять им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек. При этом взрослый должен побуждать детей к тому, чтобы они стремились сделать игрушку красивой. Следовательно, детям надо дать разнообразные впечатления, предоставить возможность хорошо рассмотреть предмет, который можно затем сделать самим.