ирина черненко
Консультация для родителей «Особенности развития личности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Особенности развития личности ребенка».
В процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции, которая отличает ребенка от других, одновременно несет в себе возрастные и общечеловеческие внутренние черты. Именно целостное психическое развитие ребенка содержит потенциал общечеловеческих и индивидуальных свойств.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности развития личности ребенка“» размещена в разделах
Внутренняя позиция ребенка проявляет себя в весьма своеобразной форме. Это или эмоционально окрашенные образы, или ситуативная ориентировка на условные нормативы или воля, выражаемая в упорстве или других психических достижениях. Именно это окрашивает процесс развития личности ребенка неповторимым обаянием детских проявлений «самости», «чувства личности».
У дошкольников в содержании представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженная самооценка оказывает самое отрицательное воздействие. А завышенная искажает представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представления ребенка о результатах своих действий. Чем младше ребенок, тем не критичнее он воспринимает мнение взрослого о себе. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывают им их опыт.
Дети с заниженными и завышенными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослого, легко поддаются их влияниям. Чем младше дошкольник, тем менее значимы для них оценки сверстников, положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные. Наиболее восприимчивы к оценке сверстников дети 4,5 – 5,5 лет. Высокий уровень умения сравнивать себя с товарищами у детей 5 – 7 лет. Важное место в оценке сверстников в любом возрасте, занимают их деловые качества, навыки и умения, обеспечивающие успешность в совместной деятельности. Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К сверстнику ребенок более требователен и оценивает его более объективно. Нередко дети гордятся качествами, которыми не обладают, рассказывают о вымышленных достижениях. С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражаются возможности ребенка. Первоначально это возникает в продуктивной деятельности и в играх с правилами.