Ирина Шеменева
Групповая консультация для родителей «Психологические и возрастные особенности детей седьмого года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психологического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций, заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.
Публикация «Групповая консультация для родителей „Психологические и возрастные особенности детей седьмого года жизни“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это повышение, с возрастом изменяются. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством организации внимания».
Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный состав речи. В шесть лет ребенок активно использует 2500 - 3000 слов.
Подобные возрастные изменения отмечаются в процессе развития памяти. У детей 6 - 7 лет относительная роль непроизвольного запоминания (т. е. того, что для них представляет наибольший интерес) несколько снижается, вместе с тем, прочность запоминания возрастает. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок. Одним из основных достижений старшего дошкольного возраста является развитие произвольного запоминания.
Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. В конце дошкольного периода преобладает высшая форма образного мышления - наглядно-схематическое мышление.
Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия памяти, воображения и мышления повышает у ребенка чувство уверенности в своих силах. Самооценка, как правило, завышена. Но большую тревогу должна вызывать низкая самооценка.
В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка. Происходит интенсивное развитие познавательной мотивации. Важным является соподчинение мотивов, что формирует положительное отношение к обучению в школе. Ребенок стремится к достижению цели, которая сама по себе не слишком привлекательна для него. При выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать подражание.
В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает способность оценивать свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно.
Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует, и проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.
Усвоение норм морали, так же как и эмоциональная регуляция действий, способствует развитию произвольного поведения дошкольника.
Обобщая наиболее важные достижения развития ребенка седьмого года жизни, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание.
В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые, можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.