Ирина Севостьянова
Грудничковое плавание. Зачем? Как? Где?
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок должен научиться плавать, и чем раньше это произойдет – тем лучше. Вода – идеальная среда для ребенка, ведь он за 9 месяцев развития в животике у мамы не знал ничего иного. Там было комфортно и спокойно. Уже давно отмечено, что вода способна снимать стресс, успокаивать, расслаблять и улучшать работу всего человеческого организма. Грудничковое плавание – это отличная возможность подарить своему малышу крепкое здоровье, обеспечить гармоничное, быстрое физическое и интеллектуальное развитие. Водная среда успешно снимает излишние нагрузки с позвоночника, формирует правильную осанку, а активные движения являются хорошей профилактикой плоскостопия, укрепляют кости, нервную систему, улучшают аппетит, сон, повышают общий тонус организма, увеличивается выносливость и совершенствуется опорно-двигательный аппарат.
Публикация «Грудничковое плавание, Зачем? Как? Где?» размещена в разделах
Младенец с момента жизни умеет не мало: сосать, хватать за пальчики и крепко удерживать (хватательный рефлекс, упираться ножками в опору и отталкиваться, даже шагать (шаговый рефлекс)- держа в вертикальном положении и слегка наклонив туловище крохи вперед — он начнет перебирать ножками. Еще одна особенность грудничка – врожденный рефлекс задержки дыхания на пару секунд. И делает он это рефлекторно при попадании струи воздуха или воды на личико.
Умение задерживать дыхание с рождения — необычайный дар для младенца. И только родители могут принять решение: сохранить и развивать эту способность или же дать ей угаснуть. Данное качество организма сохраняется у грудничков до двух месяцев жизни. Если же вы упустили время для обучения раннему плаванию или же просто не решились – ничего страшного. Но далее прививать любовь и совершенствовать мастерство в данном виде спорта рационально начинать с трехлетнего возраста, когда малыш уже понимает сказанное и может самостоятельно выполнять команды инструктора.
Ранее плавание позволит :
• Укрепить и развивать опорно-двигательную систему, сделать организм более выносливым
• Активизировать обменные процессы в организме новорожденного
• С помощью воздействия водного массажа стабилизировать моторику кишечника, как метод лечения или в целях профилактики от коликов и запоров
• Улучшить сердечно — сосудистую систему, стабилизировать внутричерепное давление, нормализовать кровообращение в головном мозге, минимизировать судорожные состояния младенца, а то и вовсе их прекратить (если таковые имеются)
• Благотворно воздействовать на систему дыхания. Правильное проведение занятий поможет легким расправиться и увеличить объем. Ранее плавание особенно важно для недоношенных деток, и тех, кто подвергался нехватке воздуха в утробе мамы или в процессе рождения: гипоксия (кислородное голодание, в момент кесарево сечения, обвитие шеи пуповиной, попадание околоплодных вод во время родов («захлебывание»)
• Через воду быстрее адаптировать новорожденного к окружающей среде, поскольку он девять месяцев комфортно «плавал» у мамы в животике
• Настроить крепкий и здоровый сон у младенца
• Разнообразить семейный досуг и наладить контакт с вашим чадом: плавать с родителями в бассейне — прекрасный способ провести отдых с семьей!
Как подготовиться к занятию?
Водные занятия лучше проводить, когда малыш в хорошем настроении, здоров и спустя час — полтора после еды. Стерильность в ванной совсем не обязательна, достаточно просто помыть ее перед купанием (пищевой содой или хозяйственным мылом). В холодной воде дети более активны, чем в очень теплой. Поэтому не перегреваем малыша. Дверь в ванную не бойтесь оставлять приоткрытой. Это позволит уровнять температурный режим в ней с общим в помещении и уберечь ребенка от простудных заболеваний. Поскольку, болеют детки не от того, что прохладно, а от перепада температур (переход из душного и нагретого воздуха ванной в прохладное и свежее помещение комнаты — не в пользу организму).
Температура воды на старте раннего плавания должна быть не ниже 36°С, с дальнейшим снижением на один-два градуса, а наполненность ванной — на две третьих её объёма.
До начала реальных тренировок можно попрактиковаться на кукле, оттачивая технику необходимых поддержек и перехватов, что бы на занятиях с ребенком вы чувствовали себя уверенней, а ваши движения были плавными и спокойными.
Длительность занятий на первом месяце тренировок будет зависеть от физической подготовки младенца (от 8 и до 15 мин). Ежемесячно время пребывания в воде нужно увеличивать на 3-5 минут, и уже к году жизни одна тренировка будет занимать 40-50 минут.
Каждому занятию в воде должен предшествовать легкий массаж и выполнение специальных упражнений на «суше» (называемое «сухое плавание»). Это поможет ребенку лучше осваивать тренировки, а мамины руки – мощнейший фактор, который позволит наладить психологический контакт с ребенком и прочувствовать ему защищенность.
Начинайте с поглаживаний и растираний стоп, голени и бедер, затем кисти рук, предплечья, плечи. Долее область спины, шея, грудь и животик. В такой же последовательности следует проводить легкое разминание мышц. Не забываем о том, что выполнять массаж нужно на наружной части ручек и ножек, а животик – гладить по часовой стрелке. Длительность процедуры составляет 3-4 минуты. Спустя месяц можно увеличить до 8-10 минут. После массажа дайте ребенку отдохнуть пару минут и начинайте выполнять упражнения.
После подготовительной гимнастики «на суше» переносим ребенка в ванную и приступаем к занятиям. Любая тренировка представляет собой цикл определенных упражнений. И желательно в нем соблюдать неизменную последовательность, что бы малыш понимал, что от него требуется, особенно в первые шесть месяцев.
Цепочка упражнений может быть следующая:
• «Ходьба» по дну ванной.
Поддерживая ребенка за подмышки, большим пальцем руки придерживая за подбородок, поставьте его вертикально, чтоб ножки доставали дна и скомандуйте: «Стоим». Через 10 с. говорим ребенку – «Идем» — и наклоняем его чуть вперед. Таким образом, вызывая у него врожденный шаговый рефлекс, благодаря которому кроха начинает перебирать ножками по дну ванной. И так преодолеваем длину ванной. Делаем перерыв и возвращаемся обратно. Повысить интерес к упражнению можно, положив у другого края цветную игрушку.
• Волнообразное раскачивание.
Опустите малыша в воду по грудь, придерживая голову за подбородок, и начинайте плавные движения с одной стороны в другую. Такая имитация «качелей», как правило, вызывает восторг и улыбку у ребёнка. Подобное действие следует выполнить 10-15 раз.
• Плавание на спине.
Уложите малыша на спинку так, чтобы ушки были в воде и, поддерживая ладонью руки голову, шейку и немного спинку, «прокатите» его плавно из одного конца ванной к другому. Плыть на спине можно вдоль прямой линии или же выполнять зигзагообразные волны.
• «Челночное плавание».
Выполняем плавание на спине с отталкиванием ножками от бортика. Делаем 6-8 раз.
• Зигзагообразные движения.
Далее, занимаемся плаванием на животе. Движения в воде, которые напоминают «восьмёрку» рекомендуются после проведения нескольких заплывов по прямой линии. Со словами «Плыви!», выполняем «восьмерки» на животе (6-8 раз).
• Упражнения с ковшом (поливы).
Обучение нырянию начинается с команды «Ныряем!» и поливаем из ковшика или ладошки водой на лицо ребенку во время плаваний на животе «восьмеркой». В этот момент кроха задержит дыхание на 1-2 секунды, пока вода будет стекать с лица. Постепенно, поливание водой заменяют на погружение ребёнка под воду с головой и подключают новые движения для изучения техники подводного плавания.
В процессе тренировок разговаривайте с ребенком спокойно, называйте чаще его по имени и обязательно хвалите за каждое проделанное им движение.
В основном малыши позитивно воспринимают водные процедуры. Но когда наступает момент ныряние, зачастую они высказывают свое негодование через громкий крик и слезы. Родители быстро приходят в замешательство, уверенность в своих намерениях резко подрывается и быстро принимается эмоциональное решение – прекратить дальнейшие занятия.
Процесс обучения плаванию должен приносить удовольствие и родителю, и ребенку. Он у всех должен вызывать только приятные ощущения и улыбки. А ваша задача, как человека – наставника в вашем деле — быть уверенным в своих силах, талантах ребенка, уметь импровизировать и максимально показать свою любовь и заботу. Занимаясь с малюткой, вы можете петь песенки или читать стихотворения, разговаривайте монотонно и спокойно, хвалите кроху. Он должен чувствовать вашу поддержку.
Чтобы отвлечь ребенка, ванную можно украсить надувными разноцветными шариками и красивыми игрушками, наклеив их на стены или развесив под потолок. Юные пловцы очень любят звук журчащей воды, поэтому во время плавания можете оставить тоненькую струю воды в кране. Наблюдайте, какие упражнения ему больше нравятся и начинайте их всегда выполнять после того же «ныряния». Постарайтесь найти способ успокоить малыша и не допустить его выход из «царства воды» в плохом настроение. Иначе укрепится страх к воде.
Необходимо понимать, что нельзя просто взять ребёнка и окунуть под воду с головой. К подобному действию его следует подготовить. Первым дело малыша следует проверить при помощи обычного поливания головы. Для этого усадите ребёнка в ванную так, чтобы вода доходила к шее, удерживая его одной рукой под мышками. Свободная рука в данном случае будет играть роль поливочного крана. Щедро зачерпните воду и облейте ею голову малыша, проговаривая при этом «Ныряем». Безусловно, ребёнок сначала не поймёт, что вы хотите от него. Но несколько повторов подобного действия дадут ему понять, что при этом действии необходимо закрыть ротик и глазки.
На следующем этапе, когда малыш привыкнет к воздействию воды сверху, с той же командой «Ныряем», погрузите его с головой под воду на одну-две секунды. Действовать при этом надо максимально плавно, удерживая грудничка обеими руками за грудную клетку. В дальнейшем увеличивать время погружения можно только в условиях, когда ребёнок на эти действия нормально реагирует.
После некоторого числа подобных процедур стоит немного поменять тактику ныряния. Плывя с ребёнком по прямой, на середине дистанции попробуйте плавно отпустить руки, а через секунду – возобновите поддержку и подхватите его обратно. Спокойная реакция малыша на происходящее даст возможность успешно пройти дистанцию до конца. На финише не забывайте всегда хвалить ребёнка, говоря о том, какой он сильный, смелый и ловкий. Техника непрерывного плавания с нырянием должна практиковаться постоянно.
Если ребёнок вдруг поперхнулся, не стоит волноваться. Лёгкие и быстрые движения с похлопыванием по спинке, быстро вернут его в привычное состояние. Первые попытки ныряния под воду следует повторить два-три раза с интервалом в одну минуту. На начальном этапе этого будет достаточно.
После завершения процедур с погружением малыша под воду, его следует вытащить из ванной, обтереть насухо полотенцем и сделать расслабляющий массаж от кончика пальцев на ногах до головы. Это даст возможность ребёнку быстро уснуть после изнуряющих для организма водных процедур.
Где лучше проводить занятие с малышом?
По гигиеническим нормам, купание младенца стоит начинать только после того, как заживет пупочная ранка. Поскольку врожденный рефлекс задержки дыхания у младенцев после двух месяцев угасает, то приучать новорожденного к раннему плаванию и развивать врожденную способность задерживать дыхание до того, как исполнится 2 месяца. Оптимальный возраст считается 2-3 недели жизни. Но прежде, чем приступить к желаемым занятиям, нужно получить одобрение у вашего лечащего врача. Существует ряд диагнозов, при которых ранее плавание противопоказано : пневмония, пороки сердца и различные инфекционные заболевания. Кроме того, важно пройти инструктаж у профессионального тренера, а еще лучше проводить первые погружения в присутствии специалиста.
Для первых занятий домашняя ванная станет лучшим выбором. Ведь рядышком смогут быть родные для него люди (мама и папа, даже бабушка с дедушкой, если нужно.). Да и к тому кожа младенца очень уязвимая и нуждается в подготовке к «агрессивной воде» бассейнов. В ванной вы сможете лично проводить приемы закаливания и отслеживать температуру воды. Уроки с инструктором можно так же посещать с 3-5 недель, пользуясь бассейнами поликлиник. Там, в очень большой ванной, он будет поэтапно демонстрировать комплекс упражнений, которые вы в целях закрепления, должны будете выполнять еще дома.
Правда, в стенах родной ванной возможность проводить уроки плавания истекает с возрастом ребенка. И уже к полугодию плавать в ней будет затруднительно. Поэтому, далее продолжать занятия лучше в бассейне. Есть, конечно, частные бассейны для деток, где воду очищают с помощью дорогого оборудования и она практически не имеет негативного влияния на кожу ребенка. Но все же, большая часть существующих бассейнов пользуется хлорированной водой. Поэтому, возьмите за правило после каждого занятия обливать свое чадо «морской» водой (1 ст. ложка пищевой морской соли на 2 литра воды) и не смывать. Если же кожа вашего малыша очень чувствительна, то лучше брать с собой минеральную или родниковую воду и обливать малыша (1-1,5литра будет достаточно).
Территория бассейна позволит ребенку по настоящему научиться плавать, а его глубина – усовершенствовать технику ныряния и подводного плавания. В условиях бассейна ярче выражен закалывающий фактор, чем в домашней ванной. Кроме того, бассейн и его атмосфера помогут крохе обрести свои первые навыки коллективного взаимодействия: атмосфера групповых занятий, дух соревнования, сила подражания и общение.
Обучение плаванию детей в бассейне может начинаться в любом возрасте, но чем раньше вы начнете, тем легче ребеночку будет освоиться в дальнейшем. Бассейн для маленьких детей – это хорошая возможность очень быстро освоить технику ныряния, научится свободно держаться на воде и конечно – в полной мере почувствовать поддержку и любовь своих родителей.
Вода – одна из самых важных и сильнейших составляющих природы. И если с толком ее использовать, то она может стать прекрасным инструментом для оптимального развития и поддержки здоровья.