Елена Москалева
Громкие интерактивные чтения произведений К. Г. Паустовского (Младшим дошкольникам и старшим школьникам)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект громких чтений по творчеству К. Г. Паустовского.
Цели: • Развивать творческие способности, воображение, обогащать словарный запас. • Понимать разницу между рассказом и сказкой • Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к природе.
Задачи: • Познакомить с творчеством К. Г. Паустовского. • Через произведения К. Г. Паустовского формировать читательскую культуру
Публикация «Громкие интерактивные чтения произведений К, Г, Паустовского (Младшим дошкольникам и старшим школьникам)» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Паустовский К. Писатель для детей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Сегодня мы побеседуем о творчестве К. Г. Паустовского, услышим его рассказы и сказки, постараемся понять с помощью каких средств автор доносит до читателя красоту окружающей природы, чему учат его произведения.
Кто из вас, ребята, читал книги этого писателя?
(Выслушать ответы, возможно, видели книги в домашней библиотеке или смотрели кинофильмы) Слайды с портретом К. Г. Паустовского
Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году в городе Москве. Семья была большая, склонная к искусству: много пели, играли на рояле, любили театр. Учился он в киевской гимназии, любил географию, всегда мечтал путешествовать по странам. В канун нового 1900 года мама положила для своего сына Кости под елку книгу сказок Ганса Христиана Андерсена. Эта книга стала для будущего писателя по-настоящему драгоценным подарком.
В 1911 году написал свой первый рассказ. Во время первой мировой войны работал кондуктором, санитаром в поездах. После войны работал журналистом в разных редакциях. По окончании войны он начал странствовать по России. В своих странствиях Паустовский не был путешественником-созерцателем, он своим словом активно вмешивался в жизнь. Паустовский вернулся в Москву и тут, недалеко от Москвы и Рязани, открыл для себя Мещёру – удивительный край, богатый озерами, болотами, лесными речками. Край этот он описал в книге «Мещёрская сторона». Слайды с видами Мещерской природы.
У любимого сказочника Паустовского – Андерсена – обычные вещи оживали, превращались в волшебных героев. Паустовский так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными. Своё стремление к чуду писатель воплотил в создании своих рассказов и сказок
«Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Резиновая лодка», «Заботливый цветок», «Квакша», «Барсучий нос», «Заячьи лапы» и др. Со многими его произведениями вы уже знакомы. Думаю, вы с удовольствием их прочтете.
Давайте вспомним различия между сказкой и рассказом.
Сказка – выдумка, чародейство, волшебство. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказка – это увлекательная, интересная история, зачастую со счастливым концом. Чем же отличается сказка от обыкновенного рассказа? Рассказ, как правило, — это цепочка правдивых событий, последовательное изложение какого-либо материала. В рассказах не распускаются зимой подснежники, а Мухи-Цокотухи не покупают самоваров.
I. Первое произведение, с которым мы познакомимся на наших чтениях «Заботливый цветок» и увидим какими художественными средствами пользовался писатель, чтобы мы максимально красочно представили всю прелесть природы.
Как вы думаете почему цветок автор назвал заботливым, как цветок может заботиться?
Чтение рассказа. (слайды Кипрей, Белки, Ряска, Водокрас)
Мы прочли сказку или рассказ?
Обсуждаем те места в тексте, где автор использует сравнения, обсуждаем.
Теперь попробуем сами описать явления природы: небо может быть каким (Похожим на море, на купол ит. д.)
Ветер –спит, гудит, гуляет
Воздух- чистый прозрачный, синеватый, легкий и т. д.
Облака- волнистые, как вата, легкие, тяжелые и т. д.
А теперь давайте закроем глаза и представим, что мы с вами очутились в лесу. (Представляем звуки, запахи, ощущения. Попробуем их описать.)
Открываем глаза, понравилось в лесу?
Как вы думаете как еще можно описать красоту природы? (с помощью красок (живопись, музыки (в этом случае рассказчиками являются музыкальные инструменты).
II. Знакомство со следующим произведением (дети определяют по прочтении, что это рассказ, про шведского композитора… Краткий пересказ начала рассказа «Корзина с еловыми шишками». Звучат фрагметы аудиозаписи рассказа: знакомство Грига с Дагни; затем краткое изложение событий, вопросы на догадку слушателей о возможном развитии событий (напр. Какой подарок может подарить композитор девочке, которая любит и хорошо знает свой лес? И др.); прослушивание заключительной части, в которой Дагни попадает на концерт и слышит произведение, посвященное ей, узнает в нем свой лес (Э. Григ «Утро в лесу»).
Понравилась ли вам, ребята эта история? (Обсуждение)
Что-то мы засиделись. Физкультминутка.
III. А теперь давайте послушаем следующую историю. Деревенские зарисовки (слайд 26, просмотр видео. (Можно заменить на другое произведение по желанию, например сокращенный вариант «Дремучего медведя», это будет сказка)
Вы видели чудесный сад вокруг деревенского дома. А кто может рассказать о своем саде, так, чтобы получилась увлекательная история.
Посмотрим, как вы знаете растения
Правила игры: ведущий называет деревья, дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие, травы – присаживаются на корточки (травы низкие).
По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя.
Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.
IV. А сейчас посмотрим третью историю. Заячьи лапы (мультфильм). Обсуждение.
Творческое задание.