Юлия Болотова
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через реализацию проектов о родном городе
▼ Скачать + Заказать документы
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через реализацию проектов о родном городе
Патриотизм проявляется к любви к родным местам, гордости за свой народ, ощущении своей неразрывности с окружающим миром, желании сохранить и приумножить богатство своей страны. Особое место в сердце каждого человека занимает чувство Родины, которое зарождается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям, окружающему миру, впечатления от которого пропускаются через детское восприятие.
Публикация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через реализацию проектов о родном городе» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должного внимания формированию у детей патриотических чувств. В таких условиях нравственно патриотическое воспитание – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Приступая к воспитанию любви к родному городу, педагог обязан продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив черты, наиболее характерны для данной местности. Отобранный соответствующий материал поможет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен их город. Задача педагога – рассказать детям о традициях, истории города, познакомить с достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. При этом педагог должен сам хорошо знать свой город.
Для решения данной задачи коллектив детского сада № 10 «Ручеёк», разработал проект «Мои родной город Искитим», направленный на привлечение старших дошкольников к изучению города, в котором они живут. Актуальность проект определяется стремлением расширить знания детей о родном городе, его культуре, традициях
Цель проекта: Осуществление чувств комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
Для детей
- Знакомство детей с историей возникновения города Искитима, историческим прошлым народа;
- Систематизировать знания о названии улиц, достопримечательностях города.
- Развивать бережное отношение к городу его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь, обогащать и активизировать речь детей, учить свободно мыслить;
- Знакомство с символами города (флаг, герб)
- Вызывать чувства восхищения красотой родного города.
- Воспитывать чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
Для родителей
- Повысить интерес, компетентность родителей в данном вопросе,
- Привлечение к реализации проекта.
- Способствовать возможности воплотить совместные идеи, проявить инициативу.
- Родители примут активное участие в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях и других видах деятельности.
Для педагогов
- Расширение знаний педагогов об историческим прошлом города Искитима
- Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.
Планируемые результаты: (описываются через целевые ориентиры ФГОС ДО в контексте содержания проектной деятельности) представляются в логике:
Личностные качества
• Проявляет устойчивый интерес к истории и традициям родного города;
• Способен самостоятельно сообщить информацию о месте проживания (город, область, предприятие города, символику, достопримечательности, климатические условия);
• Способен любоваться природой родного края, бережно относиться к ней;
Интеллектуальные качества (характеризуется как смышленый и сообразительный ребенок):
• Способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;
• Cпособен разработать план действий по созданию продукта (рисунка, составить описательный рассказ о родном городе;
• Демонстрирует понимание своей нации, русской культуры, языка, традиций.
• Знает столицу нашей Родины, флаг, герб, гимн России.
• Знает герб своего города
Физические качества
• Способен проявить волевые усилия (довести работу до конца).
Вид проекта – информационный, творческий
Состав участников: дети старшего возраста, родители воспитанников, педагоги
Участники и их роль в реализации проекта
Заведующий:
- осуществляет руководство работой педагогического коллектива
- способствует материально – техническому оснащению проекта
- координирует взаимодействие сотрудников ДОУ, родителей воспитанников и социальных партнеров
Старший воспитатель:
- участвует в разработке проекта
- осуществляет руководство за проведением мероприятий проекта
- принимает участие в реализации проекта
- создает условия для творческой работы коллектива над проектом.
Воспитатели ДОО:
- разрабатывают пособия, наглядный материал, игры для проекта
- организуют мероприятия проекта
- проводят консультативную работу с родителями
- взаимодействуют со специалистами.
Родители:
- участвуют в опросах, анкетировании
- посещают консультации, совместные досуговые мероприятия
- участвуют в совместной деятельности по плану проекта
Дети:
- участвуют в совместной деятельности, согласно плану проекта
- совместно с педагогами и родителями изготавливают пособия и игры для группы.
Предполагаемые продукты проекта: Создание мини-музея «Мой Искитим»
Методы проекта
• Наблюдение
• Совместные игры
• Познавательно-игровые занятия
• Беседы
• Экскурсии
Описание проекта
Реализация проекта проходила в три этапа.
1 этап – установочный.
Патриотическое воспитание следует начинать с методической работы с кадрами. В целях реализации и развития творческой инициативы педагогов была создана творческая группа из числа педагогических работников. В нее входили наиболее опытные педагоги, имеющие склонность к исследовательской деятельности и проявившие интерес к теме проекта. Главной целью творческой группы было разработка системы мероприятий по ознакомлению детей с родным городом. Для этого педагоги разделили знакомство с городом на восемь блоков
- 1 блок «История города»
- 2 блок «Искитим – прошлое и настоящее»
- 3 блок «Исторические памятники в городе»
- 4 блок «Достопримечательности города»
- 5 блок «Фабрики и заводы нашего города»
- 6 блок «Наш детский сад в жизни города»
- 7 блок «Улица на которой я живу»
- 8 блок «Природа родного края»
Творческая группа занялась сбором и изучением художественного материала по тематике проекта, разработала перспективно-тематическое планирование, продумала темы ННОД, праздников, досугов и развлечений по теме, создала презентации о городе Искитиме и его природе.
Педагогами были разработаны критерии оформления патриотических уголков в группах. Уголки предполагали наличие наглядных материалов (флаг, герб, карты, а так же настольно-печатных игр, пособий макетов, изготовленных детьми и воспитателями по темам.
По окончании проекта было намечено создать мини-музей «Мой родной город».
2 этап – основной
На этапе реализации проекта использовались различные виды детской деятельности. Чтобы расширить знания детей об истории родного города, педагоги детского сада в ходе проекта знакомили воспитанников с символами нашего города, с историей возникновения города Искитима, с гербом города, достопримечательностями, природой родного края, играли в дидактические игры, рассматривали альбомы и открытки с достопримечательностями и узнаваемыми местами. Дети делились своими знаниями об Искитиме, вспоминали, где они бывали вместе со своими родителями. В конце каждого месяца в детском саду были проведены развлечения, в ходе которых дети закрепляли, какие рыбы водятся в реках города Искитима, какие животные обитают в лесах, что означают памятники нашего города, с увлечением знакомились с историей родного города, его географией, промышленностью, удивительными людьми, жившими и живущими среди нас.
В ноябре 2016 года воспитанники подготовительной к школе группы № 4 посетили городской краеведческий музей, в котором состоялось торжественное открытие экспозиции «Искитим. Вехи истории», экскурсовод, сопровождающая детей, в доступной форме рассказала об истории возникновения, о культуре и спортивной жизни города Искитим. Все это вызвало у детей огромный интерес.
Большой интерес вызвала выставка «Дикие животные Сибири». Дошколята слушали рассказ о лосе (например, как определяют его возраст, волке, лисице, рыси, медведе. А еще дети познакомились с птицами нашего края, увидели много экспонатов: сову, глухарей, дятла и других. Ребята задавали много вопросов, рассуждали.
Добрая традиция нашего учреждение это – участие в ежегодной Детской Искитимской ярмарке товаров и услуг. Каждый год ярмарка имеет свою тематику, и её участники проявляют инициативу, творчество, находчивость чтобы соответствовать ей. В 2017 году ярмарка прошла под девизом «Гордимся прошлым, строим будущее» и была посвящена 300-летию города Искитима. Дети, родители, сотрудники общими усилиями подготовили сувенирные тарелочки с видами живописных уголков, а также с логотипами предприятий и организаций нашего города. Это были изображения пейзажа с видом Никольского храма во имя святителя Николая Чудотворца, автовокзала, городского краеведческого музея, центра дополнительного образования, парка Им. В. И. Коротеева, логотип цементного завода и самый популярный логотип празднования 300-летие города Искитима.
Жюри и организаторы ярмарки оценили наши старания Дипломом второй степени, Благодарственным письмом и сертификатом на приобретение товаров для детей.
В июле воспитатели Бушуева Евгения Владимировна и Коновалова Валентина Михайловна вместе с ребятами старшей группы провели для детей, занимающихся в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения», викторину под названием «Знатоки родного города». Команда детского сада «Звездочки» и команда КСЦОН «Радуга» показали свои знания по истории и географии родного города, отвечая на вопросы викторины. Участникам были предложены такие задания как: «Найди среди флагов и гербов флаг и герб своего города», «Какие улицы и микрорайоны есть в нашем городе», «Назови реки Искитима», «Сложи пазл и назови, какой объект города на нем изображен». Дети так же закрепили свои знания ребята в подвижных и дидактических играх. С удовольствием юные знатоки отгадывали загадки о вокзале, школе, больнице, парке и других городских объектах. За каждый правильный ответ участникам вручался жетон с изображением бобра – символа Искитима, что доставляло детям огромное удовольствие и побуждало активнее отвечать на вопросы. На протяжении всего праздника с ребятами был Городовичок – Строитель в комбинезоне и каске. Веселый персонаж помогал детям, подбадривал их и пополнял копилку знаний ребят, рассказывая об интересных фактах и событиях нашей малой Родины. По окончанию встречи участники обеих команд построили из мягких модулей город – Искитим будущего. На прощание детский сад подарил Комплексному центру альбом «Искитимский алфавит» с достопримечательностями родного города, а представители Комплексного центра вручили детям сладкие призы. Обе команды награждены грамотами за активное участие в викторине «Знатоки родного города». Совместные игры, общение доставили всем детям огромное удовольствие. Ребята получили массу впечатлений, положительных эмоций. Это мероприятие является продолжением сотрудничества детского сада «Ручеёк» и МБУ КСЦОН г. Искитима.
В августе 2017 г. коллектив детского сада принял участие в городском конкурсе на лучшее оформление фасадов зданий предприятий и организаций к празднованию 300-летия города Искитима, в котором участвовали более 20 организаций различных сфер деятельности. Подготовка детского сада к конкурсу была тщательной и творческой. Каждый сотрудник старался внести свою изюминку в оформлении здания и территории. При входе на территорию детского сада посетителей встречает Городовичок-строитель с двумя бобрами – символами нашего города, далее по аллее расположены фотовыставка «300 счастливых мгновений с любимым городом» и выставка детского творчества к юбилею родного города. Также на территории детского сада появились баннер «Мы любим Искитим» и плакат «Будущее Искитима в руках наших детей», изготовленный руками педагогов. Центральный вход и все двенадцать теневых навесов украшены разноцветными праздничными флажками, сшитыми сотрудниками детского сада. На участках для прогулок обновлены, с участием родителей воспитанников, малые игровые формы; на клумбах установлены сделанные руками педагогов фигуры сказочных героев. Над главным входом в здание разместились баннер, посвященный 300-летию города Искитима, и плакат, посвященный 80-летию Новосибирской области. Не осталась без внимания и территория вокруг детского сада – газон, тротуар, стоянка для автомобилей. Жюри конкурса оценивало состояние фасада здания, наличие праздничной символики, благоустройство прилегающей территории. В администрации города 7 августа были подведены итоги конкурса. Детский сад награжден Почетной грамотой и кубком за I место в номинации «Лучшее оформление учреждений здравоохранения, культуры, спорта, образования и социальной защиты».
Особое внимание уделялось приобщению родителей к деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников. Педагогами были организованны родительские собрания в группах «Патриотическое воспитание в семье». Проводились беседы о целях, задачах и важности проекта. Родители так же принимали активное участие в сборе экспонатов для создания мини-музея. Среди множества праздничных и рядовых мероприятий, посвященных юбилейной дате, в детском саду силами детей, родителей и педагогов организована фотовыставка принимали участие в конкурсах рисунков, изготовлении макетов и тд.
Воспитанники детского сада активно принимали участие в городских конкурсах, приуроченных празднованию 300-летия города Искитима. В 2016 году приняли участие в открытом городском творческом конкурсе «Аквамир», за что были отмечены Дипломами за участие; в октябре в Доме культуры «Октябрь» прошел VI Городской конкурс чтецов «Пегас». От нашего детского сада выступили трое юных декламаторов. Они прочитали объемные стихи о своем родном городе и получили Дипломы участников.
В 2017 году воспитанница детского сада стала победителем городского конкурса рисунков «Гордимся прошлым – строим будущее». Ее рисунок вошел в печатную серию праздничных открыток к юбилею города.
3 этап – заключительный
На заключительном этапе был организован мини-музей «Мой родной город Искитим». Экспозиции музея включали в себя наглядные материалы, книги, рисунки, альбомы, макеты, изготовленные детьми и родителями, воспитателями о городе Искитиме в течение реализации проекта. Это макеты цементного завода, городского парка отдыха, музея, детского сада, памятников и других значимых и красивых мест нашего города. Также в мини-музее появились альбомы «Реки нашего города», «Искитим. Прошлое и настоящее», «Экологические проблемы нашего города», «Искитим. Времена года», «Искитимский алфавит» и лепбук «Ложковский Святой ключ». Посещения детьми мини-музея сопровождались изучением экспонатов, беседами о содержании собранного материала.
Участие в данном проекте позволило педагогам расширить свой профессиональный опыт, найти необычные способы взаимодействия с детьми и их родителями. Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей. Повысился познавательный интерес к своему городу, к его истории. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Коллектив детского сада уверен, что вся эта планомерная, систематическая работа еще больше укрепит любовь к родному городу, к родному краю не только у маленьких искитимцев, но и у всех, кто хоть немного прикоснулся к совместной деятельности по проекту. Возможно, эта работа станет для кого-то началом дальнейшей поисковой, а может даже научной деятельности по изучению малой Родины и решению её насущных проблем.