Лучший педагог года

Графомоторные навыки и правильный захват ручки у дошкольников

Яна Васютина
Графомоторные навыки и правильный захват ручки у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Для успешного овладения письмом необходимы:

1. Моторные навыки – это произвольные, целенаправленные движения кистями и пальцами рук.

2. Зрительное восприятие - все буквы состоят из схожих элементов, их дифференциация служит профилактика оптической дисграфии.

3. Пространственные представления – основа для ориентации в двухмерном пространстве- плоскость, лист, удержание строки, как при письме, так и при чтении.

4. Достаточное удержание произвольного внимания - обеспечивает в первую очередь понимание смыслового компонента и целостность всех процессов.

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкую мускулатуру пальцев - контроль силы пальцев и быстроты их движений;

2. Зрительный анализ и синтез -определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений;

3. Рисование - штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями;

4. Графическую символику - умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов.

Формирование графомоторных навыков

Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики:

• пальчиковая гимнастика

• массаж (самомассаж, массаж с помощью су-джок);

• лепка из пластилина или соленого теста;

• вырезание из бумаги фигуры разной сложности;

• составление бус, застегивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков и т. д.

• пазлы, мозаика;

• конструирование из кубиков, а также лего;

• раскраски;

• игры с прищепками и т. д.

Второй этап направлен на формирование представлений и речевого обозначения пространственных отношений.

Этот этап предусматривает:

1. ориентировку в собственном теле;

2. ориентировку в окружающем пространстве;

3. уточнение пространственного расположения предметов на плоскости.

На этом этапе можно использовать следующие упражнения:

• конструирование, выкладывание рядов;

• пальчиковые игры;

• штриховки;

• выкладывание букв и цифр из других предметов;

• работа с мелкими предметами;

• лепка;

• аппликация;

• рисование и т. д.

Третий этап

Развитие зрительногогнозисаХочу такой сайт

• контурные изображения предметов

• перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга контурные изображения, и т. д.

• Уточнение представлений о цвете, форме и величине.

• Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

2. Развитие зрительного анализа и синтеза;

3. Развитие зрительного восприятия и узнавания.

Четвертый этап – изобразительно-графические способности

• Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

• Вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые линии и комбинации из них.

• Рисование узоров и орнаментов,

• Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

• Рисование по клеткам предметов разной сложности.

Овладение графической символизацией

• Работа по формированию графического образа букв (графемы).

• Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

Правильный захват ручки

Важно отметить, что неправильный захват ручки негативно сказывается не только на почерке и скорости письма, но и на осанке, зрении, а также способствует большему напряжению в кисти, что приводит к быстрой усталости.

Захват ручки/карандаша в соответствии с возрастом

В норме:

1- Ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца, зафиксированной сверху большим, с боку указательным.

2- Безымянный палец и мизинец должны быть загнуты вовнутрь ладони или к основанию большого пальца.

3- Захват ручки должен быть таким, что бы ее нижний конец был на 1,5 см свободным, а сама ручка была наклонена в сторону плеча. Указательный палец должен быть расслаблен, иначе рука быстро устанет.

4- Рука при письме должна опираться на основание запястья, внешнее ребро ладони и мизинец.

5- По мере письма нужно понемногу передвигать ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья.

Почему у ребенка не формируется захват самостоятельно

1. Гипертонус или гипотонус мышц пальцев и кисти;

2. Нарушение соматогнозиса

«Маленькие хитрости» для формирования правильного захвата ручки

• Первый способ — специально разработанные насадки на карандаши. Благодаря им взять карандаш неправильно просто невозможно! Такие «тренажеры» есть как для правшей, так и для левшей. Подобные насадки можно найти различной расцветки и в форме животных или мультгероев.

• Второй способ — упражнения. Например, попросите ребенку безымянным пальцем и мизинцем зажать салфетку, а свободными пальцами взять карандаш – правильный захват образуется естественным способом. Вариант для самых маленьких: предложите крохе «уложить» карандаш спать. Что делаем? Кладем карандаш в «кроватку» – на средний пальчик, под голову «подушечку» – указательный, а сверху «одеялко» – большой пальчик.

• Третий способ — использование трехгранных ручек и карандашей, которые благодаря своей форме позволяют детским пальцам принять естественное и правильное положение: обхватить карандаш с трех сторон. Если говорить о толщине карандаша, то, чем младше ребенок, тем толще должен быть карандаш. Навык письма только-только начинает формироваться, и удержать тонкий стержень, а тем более манипулировать им, гораздо сложнее.

Публикации по теме:

«Безопасные каникулы или правильный Новый год». Фотоотчет«Безопасные каникулы или правильный Новый год». Фотоотчет В нашем районе, в преддверии новогодних каникул проходит акция юных инспекторов движения «Безопасные каникулы или правильный Новый год».

Консультация для родителей «Культурно — Гигиенические навыки» для дошкольников «КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ» (для дошкольников) КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Воспитатель: Альмухамедова Нуржамал Газисовна Воспитание.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Правильный ответ» Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Правильный ответ» Цель: активизировать мыслительную деятельность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Графомоторные навыки и правильный захват ручки у дошкольников
Опубликовано: 21 ноября 2024 в 17:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Графомоторные навыки и правильный захват ручки у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Яна Васютина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД