Яна Васютина
Графомоторные навыки и правильный захват ручки у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешного овладения письмом необходимы:
1. Моторные навыки – это произвольные, целенаправленные движения кистями и пальцами рук.
2. Зрительное восприятие - все буквы состоят из схожих элементов, их дифференциация служит профилактика оптической дисграфии.
3. Пространственные представления – основа для ориентации в двухмерном пространстве- плоскость, лист, удержание строки, как при письме, так и при чтении.
4. Достаточное удержание произвольного внимания - обеспечивает в первую очередь понимание смыслового компонента и целостность всех процессов.
Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкую мускулатуру пальцев - контроль силы пальцев и быстроты их движений;
2. Зрительный анализ и синтез -определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений;
3. Рисование - штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями;
4. Графическую символику - умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов.
Формирование графомоторных навыков
Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики:
• пальчиковая гимнастика
• массаж (самомассаж, массаж с помощью су-джок);
• лепка из пластилина или соленого теста;
• вырезание из бумаги фигуры разной сложности;
• составление бус, застегивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков и т. д.
• пазлы, мозаика;
• конструирование из кубиков, а также лего;
• раскраски;
• игры с прищепками и т. д.
Второй этап направлен на формирование представлений и речевого обозначения пространственных отношений.
Этот этап предусматривает:
1. ориентировку в собственном теле;
2. ориентировку в окружающем пространстве;
3. уточнение пространственного расположения предметов на плоскости.
На этом этапе можно использовать следующие упражнения:
• конструирование, выкладывание рядов;
• пальчиковые игры;
• штриховки;
• выкладывание букв и цифр из других предметов;
• работа с мелкими предметами;
• лепка;
• аппликация;
• рисование и т. д.
Третий этап
Развитие зрительногогнозисаХочу такой сайт
• контурные изображения предметов
• перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга контурные изображения, и т. д.
• Уточнение представлений о цвете, форме и величине.
• Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
2. Развитие зрительного анализа и синтеза;
3. Развитие зрительного восприятия и узнавания.
–
Четвертый этап – изобразительно-графические способности
• Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
• Вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые линии и комбинации из них.
• Рисование узоров и орнаментов,
• Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
• Рисование по клеткам предметов разной сложности.
Овладение графической символизацией
• Работа по формированию графического образа букв (графемы).
• Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.
Правильный захват ручки
Важно отметить, что неправильный захват ручки негативно сказывается не только на почерке и скорости письма, но и на осанке, зрении, а также способствует большему напряжению в кисти, что приводит к быстрой усталости.
Захват ручки/карандаша в соответствии с возрастом
В норме:
1- Ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца, зафиксированной сверху большим, с боку указательным.
2- Безымянный палец и мизинец должны быть загнуты вовнутрь ладони или к основанию большого пальца.
3- Захват ручки должен быть таким, что бы ее нижний конец был на 1,5 см свободным, а сама ручка была наклонена в сторону плеча. Указательный палец должен быть расслаблен, иначе рука быстро устанет.
4- Рука при письме должна опираться на основание запястья, внешнее ребро ладони и мизинец.
5- По мере письма нужно понемногу передвигать ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья.
Почему у ребенка не формируется захват самостоятельно
1. Гипертонус или гипотонус мышц пальцев и кисти;
2. Нарушение соматогнозиса
«Маленькие хитрости» для формирования правильного захвата ручки
• Первый способ — специально разработанные насадки на карандаши. Благодаря им взять карандаш неправильно просто невозможно! Такие «тренажеры» есть как для правшей, так и для левшей. Подобные насадки можно найти различной расцветки и в форме животных или мультгероев.
• Второй способ — упражнения. Например, попросите ребенку безымянным пальцем и мизинцем зажать салфетку, а свободными пальцами взять карандаш – правильный захват образуется естественным способом. Вариант для самых маленьких: предложите крохе «уложить» карандаш спать. Что делаем? Кладем карандаш в «кроватку» – на средний пальчик, под голову «подушечку» – указательный, а сверху «одеялко» – большой пальчик.
• Третий способ — использование трехгранных ручек и карандашей, которые благодаря своей форме позволяют детским пальцам принять естественное и правильное положение: обхватить карандаш с трех сторон. Если говорить о толщине карандаша, то, чем младше ребенок, тем толще должен быть карандаш. Навык письма только-только начинает формироваться, и удержать тонкий стержень, а тем более манипулировать им, гораздо сложнее.