Анастасия Кузьмина
Графика
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Выдающиеся представители педагогической мысли всегда выступали за, то чтобы преподавание рисования было поставлено правильно. Именно поэтому ребенку необходимо дать знания о том, как и чем можно рисовать.
Публикация «Графика» размещена в разделах
Самый простой вид искусства, но также и самый емкий — графика. Графика - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
В детском саду используются в основном такие графические материалы, как цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.
Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.
В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.
Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей.
При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.
По мнению Ольги Борисовны Дроновой на выразительность образов в рисунке дошкольников оказывает влияние целый ряд факторов:
знание о предметах и явлениях окружающей действительности. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане.
общая художественная подготовка детей. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
индивидуальные особенности
ознакомление с подлинным искусством, которое: развивает художественный вкус; активизирует творческие способности; побуждает к совершенствованию собственных рисунков. Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.
Но это все нам и так известно, а сейчас я расскажу о техниках графики, которые можно использовать для разнообразия изобразительной деятельности.
1. Тоновой рисунок - рисунок, в котором предметы изображаются путем имитации их светлотных характеристик - собственной окраски предметов, света и теней, как естественных, так и падающих.
2. Высветление угольного рисунка – уголь считается одним из самых вариабельных и выразительных средств рисования. Широкий диапазон тонов, от бледного серебристо-серого до бархатистого черного, это лишь одно из преимуществ. Рисунок создается в обратном порядке, от темного к светлому. Вся бумага покрывается угольными штрихами, а затем для получения белых, сероватых и серых пятен с некоторых участков уголь удаляется ластиком-клячиком. Некоторые тона, ставшие слишком светлыми, могут быть выправлены добавлением угля.
3. Рисунок пятнами – использование пятна и его непредсказуемых возможностей как художественной техники имеет долгую историю. В 1786 г. английский художник Александр Козенс посвятил целую книгу – «Новый метод, способствующий изобразительности в рисовании самобытных пейзажных композиций», где подробно описал, как пятно туши может быть использовано художникам для улучшения и оживления работы. Группа пятен, разбросанных по бумаги, способна, по словам Козенса, привести к появлению «скопления случайных форм, из которых может быть составлен рисунок». При помощи этой техники можно выполнить целую работу, однако обычно она используется для создания конкретного эффекта на отдельном участке рисунка.
4. Точечный метод – в данной технике изображение выполняется преимущественно точками, а не линиями. Группы маленьких черных точек, помещенных близко друг к другу, с расстояния читаются как пятна серого тона. Меняя размер и плотность расположения точек, можно добиться различных тональных эффектов. Эта техника часто используется в гравюре для получения полутонов и очень тонких линий, а так же в иллюстрировании естественнонаучных черно-белых изданий. Точки выполняются пером или карандашом. Точки могут иметь различные формы и размеры, если их выполнять различными материалами.
5. Линии и отмывки – интересно и полезно использовать в рисунке сочетание различных техник. Линии могут быть нанесены карандашом или пером, а отмывки обычно выполняются разведенной тушью или акварелью. Используя и те и другие, художник приобретает преимущества гибкости и выразительности линии и возможности быстро и эффективно передавать тона, свет и тень или цвета благодаря отмывке.
6. Рисунок кистью – рисование на зернистой белой бумаге хорошей упругой кистью, смоченной тушью, является одной из наиболее эмоциональных техник. Текучие линии, разнообразные штрихи и возможность быстро и легко получить нежные полутона являются хорошим подтверждением. Плавные и смелые линии являются залогом хорошего рисунка или же залог успеха в еле видных линиях.
7. Контурный рисунок – эта техника основана на возможности передачи трехмерной формы и объема при помощи линий, нанесенных графитными или цветными карандашами. Плоскости и кривизна объемных форм передаются исключительно линиями: наносятся внешние контуры формы и контуры в ее пределах, позволяющие моделировать изображение.
8. Фроттаж – использование в рисовании для создания текстурных эффектов. Для фроттажа может быть использована любая твердая поверхность, на которую вы можете положить бумагу. Для перевода рисунка подходят большинство сухих материалов, в частности мягкие карандаши и стержневой конте. Можно сочетать с пастелью или цветными карандашами для создания эффекта прерванного цвета.
9. Сграффито – процарапывание красочного слоя для обнажения нижележайщей поверхности. Это своего рода негативный рисунок, так как он получается путем удаления краски, а не ее добавления.
10. Полирование – использование трения и нажима для получения гладкой и блестящей поверхности. В сочетании с цветными карандашами полирование позволяет получить глянцевую поверхность, сгладить границы цвета и разровнять текстуру бумаги. Оно может создавать впечатление большего слияния цветов и усилить яркость и отражающие способности поверхности. Распространенным способом полирования является плотная штриховка белым карандашом поверх предварительно положенного красочного слоя, а также в полировке используют восковые мелки или карандаши.
11. Продавливание – основным принципом продавливания является получение углубления в бумаге. После этого слегка заштриховать поверхность с углублениями карандашом, который будет скользить над продавленным рисунком, в результате проявляющимся на цветном фоне.
12. Рисунок белыми линиями – использование продавливания для создания специфического декоративного эффекта. Сначала создается рисунок на кальке, затем помещается на бумагу для рисования и прорисовываете линии твердым карандашом, иглой или шариковой ручкой, продавливая их в бумаге – основе. Затем изображение дорабатывается штриховкой с помощью мягких карандашей или пастели.
13. Техника резервирования – основаны на несовместимости масла и воды. Выполняются цветные линии или пятна масляной пастелью, а затем кладется поверх тонкая отмывка туши, акварели или акриловых красок. Жирная основа пастели будет отталкивать разведенную водой краску, которая ляжет на участки бумаги вокруг пастельных штрихов, оставив хорошо заметными их цвет и текстуру.
Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное, что художественное творчество не знает ограничений не в материале, не в инструментах, не в технике. Детей надо учить рисовать с помощью всего разнообразия графических материалов. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа.
Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую при творческой деятельности.
Поэтому одна из главных задач воспитателя в постоянном обновлении собственного опыта работы с новыми художественными материалами и знакомство с ними детей. Работа в разнообразных графических техниках расширяет кругозор, развивает творческое воображение в художественном творчестве, развивает фантазию, помогает отобразить окружающий мир во всем его многообразии, приучает к самоорганизации и внимательности. Несмотря на бесспорную эффективность использования графики для всестороннего развития личности ребенка, в настоящее время этому виду деятельности уделяется мало внимания. В программах для детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности предложено ограниченное количество вариантов данных приемов, либо они вовсе отсутствуют.