Иванова Елена
Графический диктант — шаг к успешному обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Графический диктант – шаг к успешному обучению в школе.
Наиболее сложным навыком для первоклассника является работа в тетради. Клеточки, линии, отступы, промежутки между словами, пропуски линий и клеток — все это сложно для только что поступившего в школу ребенка. У педагогов ДОУ есть возможность помочь будущему школьнику. Для этого понадобится минимум материала — лист бумаги в крупную клетку, простой карандаш и ластик.
Темочки:
Методика, способствующая формированию умения работать в тетради многим знакома — это графические диктанты (или рисование по клеточкам)
Изначально, данная методика, разработанная Д. Б. Элькониным, предназначалась для исследования ориентации в пространстве (с ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого).
Однако, графические диктанты - это не только тесты для определения уровня развития у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности, а один из самых результативных методов развития пространственного воображения ребенка. Они формируют умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи; развивают мелкую моторику, способствуют формированию у детей старшего дошкольного возраста графических умений, необходимых для подготовки руки к письму (помогают достичь точности в движениях руки, развивают пространственную ориентировку (а свободное ориентирование ребенка в пространстве – это залог успешного освоения учебного материала). Если дошкольник зазевается, отвлечется, то картинка не сложится — это помогает ребенку осознать важность настроенности на урок, бдительности и серьезности в процессе будущего обучения в школе. Кроме того, такие задачи интересны детям, ведь они – словно игра, в процессе которой ребенок наблюдает маленькое чудо: на его глазах, благодаря его собственным действиям на обычном листе в клетку появляется сказочный герой, зверь, птица или предмет, страница тетради в воображении дошкольника оживает.
Графические диктанты можно дополнить загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой, что в процессе увлекательного занятия рисования по клеточкам, позволит ребенку незаметно для него самого отрабатывать правильную, чёткую и грамотную речь, научиться выделять отличительные особенности предметов, пополнять свой словарный запас.
Существует несколько правил написания графического диктанта, которые необходимо знать каждому педагогу:
- перед диктантом нужно повторить, где правая и левая рука, как рисовать линию вправо и влево;
- когда начинается диктовка, никакие другие слова произносить нельзя, повторять одно и то же направление дважды запрещено;
– диктанты пишутся в полной тишине;
– если ребенок сбился, то он тихо кладет карандаш и спокойно дожидается окончания диктанта; только после этого можно выяснить ошибку.
Задания к графическим диктантам рекомендуется подбирать по принципу «от простого к сложному». Начинать работу необходимо с крупной клетки, задания подбирать с небольшим количеством смены направлений. Затем, количество смены направлений увеличивается, добавляются линии (не только вертикальные и горизонтальные вправо и влево, но и линии по диагонали). Начиная с более старшего возраста, для графического диктанта все рисунки рассчитываются на обычную школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся). В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой.
Во время выполнения таких графических упражнений воспитывается трудолюбие, усидчивость, развивается фантазия. Дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на их эмоциональное состояние - обычный красивый рисунок может создать лишь способный ребенок, а нарисовать по клеточкам сможет каждый! Это вдохновляет ребенка и придает ему уверенности в своих силах, способствует успешному обучению в школе.