Алина Павонская
Консультация для родителей «Готовность ребёнка к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению
Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу – является переломным момент в жизни каждого ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня, новые формы деятельности, новые задачи, новые знакомства. Так же стоит понимать, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то в школьном возрасте – учебная деятельность.
Публикация «Консультация для родителей „Готовность ребёнка к обучению в школе“» размещена в разделах
Готовность ребёнка к школе включает в себя: Физическую готовность, которая определяется физическим развитием ребёнка и его соответствие возрастным нормам. Эта готовность предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность и выносливость.
Педагогическую готовность к школе - первоначальные навыки счёта, письма и чтения.
Психологическую готовность к школе (школьная зрелость)-это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребёнке. Если что-то не развито в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, в общении со сверстниками, усвоении новых знаний.
Компоненты психологической готовности к школе • Мотивационная готовность
• Социально-личностная готовность
• Интеллектуальная готовность
• Эмоционально-волевая готовность
Мотивационная готовность к школе Мотивы готовности ребенка к школе:
-Игровой мотив основан на том, что в школе много детей
и будет с кем поиграть. - социальный
-Социальный мотив означает, что ребёнок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, своё рабочее место.
-Познавательный мотив означает, что ребёнок хочет узнать что-то новое и интересное.
Учебная мотивация складывается у будущего школьника при наличии выраженной познавательной потребности и умении доводить начатое дело до конца.
Социально-личностная готовность подразумевает следующее:
• Принятие новой социальной роли;
• Сформированность коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем;
• Сформированность способности к коллективным формам деятельности.
• Толерантность – ребёнок должен адекватно реагировать
на конструктивные замечания взрослых и сверстников
Интеллектуальная готовность к школе – определённый запас знаний.
к 6-7 годам ребёнок должен знать:
- Своё имя, отчество и фамилию
- Свой возраст, в какое время года родился
-Фамилию, имя, отчество родителей, их профессии
- Свой домашний адрес
- Название страны, столицы
- Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года)
- Домашних животных и их детёнышей
- Диких животных наших лесов, жарких стран, севера, их детёнышей.
- Транспорт наземный, воздушный, водный
-Различать одежду, обувь, головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
Эмоционально-волевая готовность ребёнка к школе предполагает:
-сформированность навыков и умений управлять своим поведением, эмоциями;
-усидчивость - способность в течение определённого времени внимательно слушать взрослого и выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
-сформированность навыков произвольной регуляции внимания;
Психологически готовый ребёнок к школе:
1. Готов к общению и взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками (социально-личностная готовность).
2. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (мотивационная готовность).
3. Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности. (интеллектуальная готовность)
4. Умеет контролировать свои эмоции и поведение. (эмоционально – волевая готовность).
Как правильно подготовить ребёнка к школе:
- расширяйте представления ребёнка об окружающем мире, отвечайте ребёнку на все возникающие его вопросы;
- развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте своим детям детскую литературу, беседуйте с ним о прочитанных произведениях;
- развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных деталей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научится писать, тем быстрее развивается его интеллект.
- с первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.
- учите своих детей соблюдать порядок как на рабочем месте в ходе учебной деятельности, так и аккуратно складывать вещи в шкафах.
- воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать благоприятную обстановку вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительная и целый набор новых впечатлений и эмоций
- так же стоит понимать, что в школе могут быть как взлёты, так и падения в учебной деятельности, у детей может что-то не получать, это нормально, дети имеют право на ошибку. Но ни в коем случае не критикуйте детей, не позволяйте школьным невзгодам испортить ваши доверительные отношения. Поддерживайте ребёнка во всех начинаниях. Помните, что школа пройдет – это только этап жизни, а ваши отношения с детьми – это навсегда.