Светлана Кесаева
Круглый стол «Готовность педагога ДОО к профессиональной деятельности в контексте ФГОС. Профессиональный стандарт педагога»
Цель:
содействовать совершенствованию профессиональной подготовки педагогов для достижения более высокого качества образования в условиях ФГОС ДОУ.
Задачи:
ввести педагогов в понятие профессионального стандарта педагога и содействовать усвоению основных понятий профессионального подхода в образовании;
способствовать овладению знаниями в области профессионального стандарта;
Обогащение представлений о формах повышения профессиональной компетентности педагогов.
Публикация «Круглый стол „Готовность педагога ДОО к профессиональной деятельности в контексте ФГОС, Профессиональный стандарт педагога“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Круглый стол для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
содействовать развитию творческого мышления, профессиональных качеств педагога.
План проведения:
Презентация : «Профессиональный стандарт педагога».
Ст. воспитатель Григорьева Г. В
Практическое задание: «Самооценка соответствия воспитателя требованиям Профстандарта педагога».
Самообразование педагога и формы представления педагогического опыта.
«Мозговая» разминка
Рефлексия
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, таблицы самооценки соответствия воспитателя требованиям Профстандарта педагога на каждого участника, карточки с определениями «Профессиональный рост педагога, карточки с буквами, столы, стулья по кругу для всех участников.
Ход мероприятия
Презентация
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».
А. Дистервег
Слайд 2
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы о том, как определяется понятие профессиональной компетентности педагога на нашем круглом столе «Профессиональный стандарт педагога»
Как любое изучение материала, предлагаем вам начать с определения основных понятий.
Участники должны высказать свою точку зрения в определении понятий, а затем предлагается пример определения в презентации.
Участникам круглого стола предлагаются для обсуждения следующие понятия: «профстандарт педагога», «квалификация педагога», «профессиональная компетенция педагога», «самооценка», «самообразование».
В современных условиях образовательной системе предъявляется все больше требований. Одним из них является повышение уровня профессионального стандарта педагога. Понятие стандарт разными учеными, профессионалами толкуется по-разному. Часто употребляемым из них является: профессиональный стандарт педагога – это рамочный документ, в котором описываются основные требования к его квалификации. Конечно, данный профессиональный стандарт педагога может быть дополнен региональными требованиями, а также внутренним стандартом образовательного учреждения.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
Слайд 3
Вопрос - Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Слайд 4.
Есть определенные требования к профессиональному стандарту педагога
Стандарт должен :
Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.
Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.
Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
Соответствовать международным нормам и регламентам.
Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т. п.
Слайд 5
Характеристика стандарта
Профессиональный стандарт педагога - рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные - мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки
Профессиональный стандарт педагога
Область применения. Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования.
Профессиональный стандарт педагога может применяться;
а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
б) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий
Слайд 6
Термины и определения применительно к педагогу
Квалификация педагога - отражает уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования.
Квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций.
Так что такое компетенция и компетентность?
Компетенция - совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности.
Компетентность – системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность - совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности
Компетенции – это цели, а компетентности – это результаты.
То есть, если расширить понятие, то тему нашего круглого стола можно озвучить так : "Как изменяются требования к профессиональной компетентности и квалификации педагогов в связи с введением нового профессионального стандарта педагога»
Слайд 7
Обратимся к стандарту. Педагог дошкольного образования должен: компетенции
Слайд 8 Компетентности
Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.
Основная функция современного детского сада любого вида - целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.
Как показывает практика, качество дошкольного образования неоднозначно воспринимается разными людьми.
Родители под качеством дошкольного образования понимают развитие индивидуальности детей и степень их подготовленности к поступлению в школу.
А для вас, уважаемые коллеги, что включает в себя понятие "качество дошкольного образования"?
Мнение участников круглого стола. (Как правило, полное методическое обеспечение пособиями разработками педагогического процесса).
Ксения Юрьевна Белая предлагает следующее содержание данного понятия: "Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности развития КАЖДОГО РЕБЕНКА увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения".
От чего же зависит качество работы дошкольного образовательного учреждения? (выслушивается мнение участников, подводится итог).
1. От качества работы педагогов, в первую очередь, воспитателей.
2. Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
3. Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.
4. Объективной оценки результатов деятельности КАЖДОГО СОТРУДНИКА.
Таким образом, качество - это результат деятельности всего педагогического коллектива. Немаловажным является и тот факт, что каждый участник образовательного процесса должен уметь взаимодействовать с другими членами коллектива, что бы стать единомышленниками.
Физминутка в шахматном порядке
Слайд 9.
Предлагаю вам рассмотреть методику самооценки соответствия воспитателя требованиям Профстандарта педагога на примере трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования».
Цель самооценки: определить уровень соответствия владения трудовыми функциями требованиям Профстандарта педагога и выявить те показатели, которые оказали максимальное влияние на этот уровень.
Каждый участник круглого стола заполняет таблицу в баллах (10- 15 мин.).
То есть выявляется необходимость ПРИОРИТЕТА субъективной позиции педагога по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма. Тогда, прежде всего, он сам определяет, что, когда и в какой форме ему делать, дабы измениться самому и таким образом повлиять на результаты своего труда (а значит, и на результаты работы дошкольного учреждения).
При таком подходе акцент смещается на профессионально-личностный рост педагога, на процесс и результат этого роста, и поиском эффективных форм работы и средств обеспечения этого роста.
Слайд 10
Для отдыха, уважаемые участники, предлагаю вам небольшую мозговую разминку, давайте попробуем подобрать определения-характеристики для творческого воспитателя:
Раздаются карточки с буквами.
В- Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой
О- Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист
С- Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист
П- Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот
И- Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь
Т- Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий,
А- Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик
Т- Темпераментный, терпеливый, толерантный
Е- Естественный, единомышленник
Л- Ласковый, любящий, лидер
Ь- Добрый, мягкий, светлый, нежный.
Слайд 11.
К. Д. Ушинский сказал: " В деле обучения и воспитания: ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя".
Одним из важных условий успешной работы педагога в современном образовательном учреждении становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования. Реализация этой задачи может способствовать формированию профессионального роста и мобильности педагогов к тому новому или обновленному содержанию, что появляется в детском саду, а также помогает в быстром освоении новых видов деятельности.
Предлагаем вашему вниманию четыре определения понятия "профессиональный рост педагога", выберите, пожалуйста, какое определение больше всего соответствует нам, дошкольникам.
(Определения предлагаются педагогам на отдельных листах без указания авторства).
Профессиональный рост педагога - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья воспитанников. (Марк Максимович Поташник, действительный член, академик Российской академии).
Профессиональный рост педагога - это самостоятельно и/или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях "нарастание" разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций. (Анатолий Викторович Мудрик, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор).
Профессиональный рост педагога - это, с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение педагога себя самого как профессионала из внутренних качеств и внешних источников. (Михаил Владимирович Левит, к. п. н., вед. н. сотрудник Центра стратегии образования).
Профессиональный рост педагога - это неустранимое стремление педагога к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми. (Евгений Александрович Ямбург, заслуженный учитель).
Выбор участниками наиболее приемлемого с их точки зрения определения, доказывая на примерах свое представление.
В педагогике встречаются два понятия "профессиональный" и "личностный рост педагога". Как вы думаете, какое понятие способно повлиять на другое?
Мнение участников круглого стола.
Они существуют в тесном переплетении взаимосвязи и взаимодействия. Поэтому правильно говорить о профессионально-личностном росте педагога, как о положительных изменениях или как о развитии профессиональных и=ххх личностных качествах.
Какие пути способствуют развитию профессионально-личностного роста педагога?
Мнение участников.
Слайд 12.
Непрерывное повышение квалификации педагогов оказывает прямое влияние на рост качества образования, развитие творчества и одаренности в детях, становление личности в целом, что является основной задачей деятельности школьных и дошкольных организаций. Понимание необходимости изменений профессиональных ценностных ориентаций в условиях личностно-ориентированного обучения приводит к осмыслению вопроса о совершенствовании системы подготовки и переподготовки педагогических кадров. Готовность педагога к реализации образовательного процесса в рамках нового образовательного стандарта включает в себя : мотивационно - психологическую готовность, теоретическую готовность, результативную готовность.
Какие же формы повышения профессиональной компетентности педагогов вы могли бы назвать самыми эффективными? Мнения участников.
Одна из эффективных форм повышения профессиональной педагогической компетентности – это самообразование воспитателя. Конечно это не только ведение планов, составление докладов, папок и стендов. Организовывайте самообразование правильно, и это станет стимулом и для развития личности, и для повышения профессиональной педагогической компетентности.
Посредством самообразования и за счет осознанного, обязательно добровольного участия педагога в организованных дошкольным учреждением или отделом образования мероприятиях, которые объединяются обобщенным названием "методическая работа".
Слайд 13
План работы по самообразованию
Слайд 14
Темы по самообразованию педагогов
Слайд 15
Организация самообразования
Слайд 16
Форма завершения самообразования
Слайд 17
Оформление передового педагогического опыта
Таким образом, в условиях реализации нового ФГОС ДО, в рамках профессионального стандарта педагога неотъемлемой частью педагогической деятельности является непрерывное повышение своей профессиональной квалификации, непрерывное самообразование.
Слайд 18.
Заключительная часть (рефлексия)
Большое спасибо и творческих успехов за ваше активное участие в работе круглого стола.