Савельева Галина
Дидактические игры в обучении дошкольника основам математики
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактические игры в обучении дошкольника основам математики».
Игры с цифрами и числами.
Игры «Какая цифра убежала?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся оперировать числами и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Положи столько же», «Какой игрушки не стало?» И многие другие игры используются на, занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра «Считай не ошибись», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями: «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кто будет первый?»
Публикация «Дидактические игры в обучении дошкольника основам математики» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Игры путешествие во времени.
Игра «Живая неделя», «Назови пропущенное слово», «Назови скорее», «Дни недели», «Круглый год», «Двенадцать месяцев». Для закрепления частей суток используются карточки для каждого ребенка с картинками частей суток.
Игры на ориентировке в пространстве.
Игры и упражнения, способствующие развитию пространственных ориентировок у детей: «Найди игрушку», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате», «Схемы». Благодаря этим играм, дети лучше справляются со всеми заданиями, употребляют в своей речи слова для обозначения положения предметов на листе бумаги и на столе.
Игры с геометрическими фигурами.
Игры «Лото», «Цвет и форма», «Найди такой же узор», «Сложи квадрат», «Подбери по форме», «Кто больше назовет», «Чудесный мешочек». Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» используют на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания, воображения у детей. Дети из геометрических фигур составляют фигуры человека, животных. Анализируют фигуры дети находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
Игры на логическое мышление.
Такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?». Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей. Основная цель использования дидактического материала : научить решать логические задачи на разбиение по свойствам, ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения, развитие творческих способностей. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения. Зависимости между ними с помощью цвета и длины.
Игры для обучения детей чтению
Игра «Найди букву». Для нее возьмите любимые книжки ребенка, и карандаш. Дайте ему задание – найти в тексте, например, все буквы «а», или все слоги «до», «ля» и другие. Усложняйте задачу, ограничивая время. Игра не только помогает быстрее освоить чтение. Но и развивает внимание, сосредоточение, зрительную активность и наблюдательность.
Игра «Слово-картинка» — подойдет деткам, которые уже знают буквы, и немного умеют читать, самые простые слова. Напишите в столбик несколько простых слов (до 10). Например: кит, рыба, кот, репка, сок, дом, сыр, лес и в таком же духе.
Напротив нарисуйте все это или расположите готовые карточки, или вырезки картинок — тоже в столбик. Но не в том порядке, в котором расположены слова. Предложите дошкольнику соединить каждое слово с его рисунком. Для этого, разумеется, он должен его прочесть!
Игра «Большая стирка». Подготовьте прищепки бельевую веревку и закрепите ее между двух стульев. Затем возьмите корзинку, и сложите туда слова на бумажках, самые простые и короткие. Напишите их большими буками, разделите слоги. Затем сообщите ребенку, что вы постирали слова, и их нужно просушить. Доставайте по одному слову, вместе с ребенком громко их читайте, водя пальчиком. Затем малыш должен повесить каждое слово сушиться на веревочку.
Игра «Кто что говорит». Подберите фигурки разных животных и поставьте их в ряд. Напишите на бумажках, крупными буквами, слова для животных. Например «хрю-хрю» для свинки, «мяу» для кошки, «гав-гав» для собачки. А еще «ква», «иго-го», «ку-ка-ре-ку», «пи-пи» и так далее. Задача ребенка – подобрать подходящие слова для каждой фигурки. Читайте их вместе и громко!
Игра «Бросаемся слогами» — подходит для двоих, или для группы детей. Для нее вам также понадобится мяч. Она помогает быстрее научиться читать по слогам, развивает реакцию и отлично развлекает.
Первый игрок берет мяч, и называет слог, бросая мяч другому игроку.
Задача второго – быстро добавить свой слог, чтобы сложить слово. Например: ко-са, ко-мар, ли-са, по-ле и так далее.
Игра «Эхо» — помогает деткам постарше стать смелее в чтении, читать бегло, с выражением, реагировать на точки, запятые, другие знаки препинания. Вы берете простой текст и читаете его. А сын (дочка, ученик, который отслеживает тот же текст, должен повторять его за вами, как бы эхом. При этом его глазки привыкают к длинным предложениям, он теряет страх перед ними.
Игра «Обмен». Посадите в кружок несколько детей, или первоклашку и других членов семьи. Каждому раздайте по одному названию животного, и по одному виду еды (на бумажках). Теперь говорите: «У меня кот, кот любит молоко, а у меня косточка, у кого молоко?». Если ребенок пока читает не очень, говорите за него «У тебя молоко, давай меняться?». И так далее. Таким образом, все меняются, читая вслух слова, пока у каждого животного не будет подходящая ему еда.
«Дидактические игры по обучению грамоте»
Игра «Найди место звука в слове»
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или в конце).
Ход игры:
На доске вывешиваются картинки с изображение автобуса, платья и книги. Педагог предлагает детям назвать изображенные предметы. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях всех предметов. «Правильно – звук «А». Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова – поясняет учитель. – Одно начинается со звука «А», в другом звук «А» находится в середине, а третье слово заканчивается этим звуком.
А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих детей).
Под каждой картинкой – полоска из трех клеточек. Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.
Игра «Подбери слово к схеме»
Цель: Упражнять детей в нахождении места звуков «С» или «Ш» в слове (в начале, конце или середине).
Ход игры:
Играют 4-6 детей. Ведущий раздает им по одной карточке. Объясняет, что означает закрашенная клеточка. Затем берет из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя голосом звук «с» или «ш», а дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на карточке, ребенок берет картинку и кладет ее на свою карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
Игра «Слоговое лото»
Цель: Формировать навык правильно писать сочетания ЖИ-ШИ; способствовать развитию фонематического слуха.
Ход игры:
Педагог раздает детям карточки, с заранее заготовленными слогами.
1 вариант:
Дети читают слоги (жи, ши) и составляют слова со слогами жи и ши в начале, середине и в конце слова. (шина, лыжи, уши, ужи, жилы, ерши, ножи, живот, коржи и др.
Игра «Соревнование телефонистов»
Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении слов;
обогащать словарный запас детей;
Развивать речь, внимание, мышление и память;
Ход:
Педагог подбирает для каждого ряда какую-нибудь несложную скороговорку и говорит ее тихо ученикам, сидящим первыми в каждом ряду (капитанам). По сигналу капитаны передают скороговорку на ухо своим соседям, а те дальше друг другу вдоль ряда. Последние в каждом ряду, должны громко вслух сказать переданную им «по телефону» скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и не исказит переданный текст.
Можно предложить следующие скороговорки:
Лежит ежик у ежа, а у ежа иголки.
Не живут ужи, где живут ежи.
Жутко жуку жить на суку.
У Жоры – уж, у Розы – жук.
У ежа – ежата, у ужа ужата.
Игра «Кто в домике живет»
Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.
Ход:
Играют 3-4 детей. Каждый играющий получает домик с буквой. Педагог берет из стопки картинку с изображение животного, называет его, а дети определяют, в каком домике оно должно жить. Если животное может жить в разных домиках (жираф – в домике ж и в домике р, то картинку получает тот ребенок, который первым сказал, что это животное должно жить в его домике. Если окажется, что какому-то животному негде жить, потому что полагающийся ему домик уже заселен (например, кот может жить только в домике к, учитель предлагает детям подумать, куда можно переселить других животных, чтобы освободить ему место.
Игра «Кто быстрее соберет вещи»
Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков «р»-«л», «с»-«ш».
Ход игры:
Педагог показывает детям большую карту, посередине которой изображены два чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звуки «с» или «ш» (свитер, сарафан, сапоги, костюм, сандалии, костюм, шапка, шляпа, ушанка, шарф, шаль, рубашка). Между предметами – кружки в количестве от одного до четырех; 2 фишки разного цвета, кубик с кружками на гранях (от одного до шести кружков); квадратики разного цвета (по 8-10) (квадратики могут быть буквами с и ш).
Играют двое детей. Один ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук «с», другой – вещи со звуком «ш». Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадет на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет в свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберет в свой чемодан (наберет больше квадратиков.)
Игра «Собери букет»
Цель: Упражнять детей в различении заданного звука в словах;
развивать внимание, мышление, память.
Ход игры:
Педагог выставляет на доске две нарисованные вазы, на которых изображены цветы разной окраски. Объясняет: «Сегодня, дети, мы будем составлять букеты из разных цветов разной окраски. В вазе, на кармашке которой ландыш, должны быть такие цветы, в названии которого есть звук «л»(белый, голубой, желтый, зеленый, фиолетовый). В вазе, на которой ромашка, должны быть цветы таких оттенков, в названии которых есть звук «р» (красный, оранжевый, серый, сиреневый, розовый, сиреневый). На каждый стебель дети должны прикрепить по одному цветку». Выполнив задание, ребенок называет цвет, выделяя голосом нужный звук, а остальные проверяют правильность ответа. Например: «В букете есть красные и розовые цветы. Я добавил оранжевый (звук «р»).
Игра «Найди слово в слове»
Цель: Обогащать словарный запас детей;
развивать внимание, память, мышление, умение работать в группе.
Ход игры:
Дети делятся на 2-3 команды, каждой из которых раздаются карточки со словами. Педагог просит детей найти в данных словах другие слова и записать их рядом.
Кобра (кора); краска (каска); скот (кот); корм (ком); кочки (очки); кустарник (куст); китель (кит, ель); кисель (ель, сел); кров (ров, вор); крапива (ива, рак); краны (раны, рак); крот (кот, рот, ток); клен (лен); экран (кран).
Выигрывает та команда, которая найдет больше слов, когда будет дан сигнал об окончании игры.
Игра «Пирамида»
Цель: Упражнять детей в определении количества слогов в словах.
Ход игры:
1 вариант:
Педагог объясняет детям, что сегодня они будут строить пирамиду из слов. В нижний ряд пирамиды нужно поместить слова, состоящие из трех слогов, например: ма-ли-на; во второй ряд - из двух слогов: ры-ба; а в верхний ряд слово, которое не делится на слоги. Педагог вызывает к доске ребенка, дает ему несколько картинок (3-4). Одну – с односложным словом, две с двухсложными словами и одну с трехсложным словом. Ученик произносит названия предметов по слогам и выкладывает «слоговую пирамиду». Все остальные дети проверяют, правильно ли построена пирамида. Следующий учащийся получает новые картинки.
2 вариант:
Учитель вызывает сразу трех детей и предлагает одному ребенку выбрать из разложенных на столе картинок нужные для нижнего ряда пирамиды, второму ребенку – для среднего ряда пирамиды, третьему – для вершины
Игра «Вставь слово»
Цель: Закрепить у детей умение находить предлоги;
развивать внимание, мышление.
Ход игры:
Педагог называет словосочетания с предлогами. Дети должны вставить между ними слова, называющие признаки.
в. лесу
под. деревом
на. улице
Можно попросить детей дополнить высказывания.
У. дуба засохли ветки.
У Алеши поднялась. температура.
Лодка отплыла от. берега.
Игра «Животные заблудились»
Цель: Упражнять детей в определении количества слогов в словах.
Ход игры:
Педагог говорит детям о том, что заблудились в лесу домашние животные: осёл, петух, лошадь, кошка, собака, свинья, курица, корова. Предлагает одному ребенку их созывать, а второму внимательно слушать и рисовать на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда первый ребенок животных. Если они верно выполнят эту работу, животные выберутся из леса.
Игра «Найди ошибку»
Цель: Закрепить знания детей о звуковом анализе слова; развивать внимание, мышление и память.
Ход игры:
Детям раздаются карточки с четырьмя картинками, изображающими предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву. Ученики определяют, какая это буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схемах, если они есть.
Игра «Назови букву»
Цель: Способствовать лучшему запоминанию букв русского алфавита; развивать внимание и память.
Ход игры:
Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв.
1 вариант:
Педагог (или ученик) показывает буквы, а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук подают сигнал (каждый ребенок — участник игры).
2 вариант:
Один ученик стоит с указкой у «ленты букв» и показывает те буквы, которые по цепочке называют сами дети. Можно усложнить игру, если показывать только согласные или гласные.
Игра «Допиши словечко»
Цель: Формировать у детей умение рифмовать слова;
обогащать словарный запас.
Ход игры:
На карточке написан рифмованный текст или стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.
Например: Воробей взлетел повыше:
Видно все с высокой (крыши).
Игра «По волнам звуков и букв»
Цель: Учить основам звукового анализа, помочь запомнить буквы;
развивать фонематический слух.
Ход игры:
Можно использовать эту игру на занятиях по обучению грамоте в течение знакомства с буквами, а также применять для индивидуальной работы в свободное время или для закрепления пройденного материала.
1 вариант:
На занятиях по обучению грамоте, во время знакомства с очередной буквой, дети делают анализ ее звучания, дают характеристику звука, определяя гласный или согласный и формируют из них “волны” для корабликов.
2 вариант:
Педагог называет звук, предлагает ребенку обозначит его буквой, найти нужный кораблик, объясняя свой выбор.