Наталья Самойлова
Логопедическая консультация «Готов ли ребёнок к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Точка зрения логопеда
Готовность ребенка к школе – это не только набор знаний и умений, здесь также играет роль психологическая готовность и наличие речевых навыков.
Начало обучения в школе – это важное событие, как для ребенка, так и для его родителей. Нередко мамы и папы переживают по поводу готовности их малыша к школе, опасаются, сможет ли он влиться в коллектив и выдержать школьную нагрузку.
Публикация «Логопедическая консультация „Готов ли ребёнок к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Как определить готовность ребенка к школе?
Большинство родителей делает одну и ту же ошибку, считая, что главное – это интеллектуальная готовность. Мамы и папы уверены, что их ребенок должен уметь читать, писать, считать и т. д., т. е. иметь конкретные навыки.
Конечно, они важны, но это не значит, что именно такие умения являются приоритетными. Не менее важно, чтобы ребенок был эмоционально зрелым. С первого учебного дня ему нужно уметь спокойно сидеть на уроках по 45 минут, не разговаривать во время занятий, отвечать на вопросы учителя. Малыш должен понимать, что он стал учеником, а значит, имеет свои обязанности, которые нужно выполнять.
Большим плюсом будет мотивация, если ребенок сам хочет пойти в школу, то ему будет легче адаптироваться к новому распорядку дня.
Попадая в школу, малыш оказывается в социуме, и очень важно, чтобы у него были социально-коммуникативные навыки. Ребенок будет постоянно взаимодействовать с учителями, сверстниками и старшеклассниками.
Почему так важны речевые навыки?
Для общения необходимо наличие именно речевых навыков. Как уже говорилось, общение с другими людьми играет огромную роль в школьной жизни. Ребенок должен уметь выражать свои мысли, составлять предложения, в противном случае он будет отставать по учебе.
Дефекты речи также необходимо исправлять в дошкольном возрасте. Если ваш ребенок в возрасте 5 – 6 лет говорит невнятно, не выговаривает сложные звуки, то его срочно нужно отвести к логопеду. До этого возраста формируется звуковой строй речи, после будет гораздо сложнее научить ребенка правильно говорить. Именно поэтому и иностранному языку начинают обучать уже с детского сада.
Еще одной важной причиной подготовки ребенка к школе является то, что это поможет предотвратить образование комплексов, которые могут появиться из-за того, что ребенок отстает от своих сверстников.
В современном мире множество профессий связано с общением, умение четко и внятно говорить необходимо многим, в том числе и для карьеры.
Что необходимо уметь ребенку к школе, по мнению логопедов.
Устная речь – основа обучения ребенка. При ее помощи, а также за счет письменной речи ребенок получает и усваивает новые знания, поэтому необходимо, чтобы у него была развита речь до школы. В таком случае ученик быстро научится читать и писать.
К 5 – 6 годам ребенок уже должен быть способен различать звуки, важно, чтобы он мог произносить звуки в отдельных словах и целых фразах, не пропуская их и не искажая. Признаком готовности к школе является и то, что для ребенка не составит труда произношение сложных слов, состоящих из нескольких слогов.
К 7-ми летнему возрасту словарный состав ребенка должен составлять около 2000 слов. Важно, чтобы ребенок в своей речи мог свободно выражать свои мысли, используя разные части речи. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен уметь пересказывать сказки, рассказы, уметь описывать картинки, отвечать на вопросы по тексту.
Не менее важно его умение общаться с окружающими. Ребенок в дошкольном возрасте должен понимать, как следует разговаривать со старшими людьми и с ровесниками. Важно, чтобы ребенок мог ясно и четко выразить свои мысли и знал правила этикета (уважительно обращался к взрослым, не грубил, не кричал и т. д.).
Если вы заметили, что ваш ребенок в возрасте 5 – 6 лет не умеет выговаривать все звуки, не способен построить предложения и с трудом выражает свои мысли, то не стоит пускать дело на самотек. Детям с речевыми проблемами гораздо сложнее учиться, они начинают отставать от сверстников, что может привести к негативным последствиям. Лучше заранее подготовить своего ребенка к школе, чтобы обучение в ней давалось ему легче.
К 7 годам ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
4. Как называется город, в котором ты живешь?
5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
6. Кем работают твои родители?
7. У тебя есть сестра, брат?
8. Как зовут твоих друзей?
9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
11. Назови дни недели, времена года.
12. Какое сейчас время года?
13. Чем отличается зима от лета?
14. В какое время года на деревьях появляются листья?
15. Как называется планета, на которой мы живем?
16. Как называется спутник Земли?
17. Каких домашних животных ты знаешь?
18. Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т. п. ?
19. Чем отличается город от деревни?
20. Чем отличаются дикие животные от домашних?
21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
22. Ты хочешь учиться в школе?
23. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
24. Зачем надо учиться?
25. Какие профессии ты знаешь?
26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т. п. ?
27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?
А теперь попробуйте оценить ответы вашего ребенка.
• Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
• Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.
Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.