Оксана Байрамова
Консультация «Готов ли ребенок к школе?»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовленность к школьному обучению не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка. Даже если ребенок хорошо чи-тает, считает до ста, имеет хороший кругозор и справляется с логическими задача-ми и головоломками, это не гарантирует успешного обучения в школе, так как сви-детельствует лишь о его интеллектуальном развитии и хорошей памяти (что само по себе прекрасно и облегчит ему обучение, точнее, усвоение новых знаний).
Публикация «Консультация „Готов ли ребенок к школе?“» размещена в разделах
Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы. В школу должны приходить дети, готовые к пониманию самой организации школьной жизни. Они должны ориентироваться в отношениях между людьми,представлять их социальные роли, знать, когда, как и с кем можно разговаривать, не путать делового и дружеского общения.
У детей должна быть сформирована учебно-познавательная мотивация, т. е. обучение, усвоение нового является для них значимой целью.
Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу и обсуждение увиденного в детском саду и дома помогут детям реальнее представить свое школьное будущее.
Социальная и эмоциональная зрелость ребенка выражается в его умении кон-тактировать с другими людьми (детьми и взрослыми, соблюдать принятые в обществе правила поведения, уметь играть в игры с правилами, самому им следо-вать и следить за их соблюдением другими участниками. Социально компетентный ребенок способен наладить отношения с людьми, договориться с ними без конфлик-тов, добиться своего, никого не обижая, уметь уступить в чем-то собеседнику или партнеру.
Эмоционально зрелый ребенок не обидчив, не агрессивен, понимает чувства других людей и способен учитывать их в своем поведении. Такой ребенок не будет безутешно рыдать на празднике из-за того, что ему забыли дать флажок, а тихо по-дойдет к воспитателю и попросит.
При поступлении в школу в сложном положении оказываются дети, не умею-щие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью парализует их. При этом способность к восприятию окружающего (в том числе учебного материа-ла) резко снижается. Поглощенные своими переживаниями, дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, у них ослабевает внимание, исчезает способность к рассуждению и логическому мышлению.
Однако интеллектуальной, эмоциональной, социальной зрелости для успеш-ного обучения в школе тоже недостаточно, необходима психологическая готов-ность.
Простейшую проверку психологической готовности могут провести сами ро-дители.
ВЫЯСНИТЕ, УМЕЕТ ЛИ БУДУЩИЙ ШКОЛЬНИК :
• заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20-30 минут или хотя бы сидеть это время на месте ;
• правильно понимать с первого раза простейшие задания - например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочется) ;
• действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заме-няя деталей, не используя другие цвета);
• действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клеточку под дик-товку взрослого: "кружок-квадрат, кружок-квадрат", а потом самостоятельно, но с той же скоростью);
• хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать понятия верх-низ, над-под, направо-налево ; уметь нарисовать узор по клеточкам под дик-товку взрослого : "три клеточки вверх, три направо, одна вниз, одна направо, одна вверх, три направо, три вниз" и т. д.) ;
• ориентироваться в понятиях больше-меньше, раньше-позже, сначала- потом, одинаковое-разное ;
• запоминать короткие стихотворения.
В целом же, независимо от уровняумственного, физического и эмоционально-го развития ребенка, важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосаблива-ются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.