Лариса Абакумова
Родительское собрание «Экологическое воспитание в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Экологическое воспитание в семье»
Воспитатели :
Оленикова М. А
Абакумова Л. М.
Цель: Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения.
Публикация «Родительское собрание „Экологическое воспитание в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи: Выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования детей и родителей.
Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
Оборудование: Набор карточек «директивы», выставка поделок из природного материала, диски с записью классической инструментальной музыки для детей, плакаты, книги на тему экологии, изготовленные детьми и родителями, поделки детей, мультимедийное оборудование для показа слайдов,фишки.
Предварительная работа: предложить родителям и детям сделать плакаты и книжки о деревьях и растениях. Оформить выставку в группе. Подготовить карточки и фишки для игр.
Повестка дня:
1. Итоги анкетирования по вопросам экологии.
2. Игра «Директива»
3. Консультация «Экологическое воспитание детей»
4. Викторина для детей и родителей «Знатоки природы»
Ход собрания:
1. Итоги анкетирования по вопросам экологического воспитания в семье.
2. 1-й выступающий зачитывает выступление под звуки леса (пение птиц, шелест листвы, журчание ручья).
«Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял:
Прикоснуться к природе
Можно только сердцем»
2-й выступающий. Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев, песнь кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе. Услышал, и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Как же и нам научиться правильно слушать и слышать? Научить слушать и слышать наших детей. Слово играет большую роль. Как мы говорим, как требуем от детей, как правильно ставим вопросы. Взрослые своим примером обучают ребенка правилам поведения. Поэтому во взаимоотношениях должна быть экология : чуткость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к чувствам другого, бережное отношение к вещам и предметам. Воспитывает наших детей не столько отрицательное, сколько положительное подкрепление. И эти аспекты составляют экологию отношений (воспитания).
Игра «ДИРЕКТИВА»
Проводится игра «Директива» (это скрытое приказание, неправильно сформулированное родителями, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно - собственным чувством вины перед родителем.)
Участвуют две команды. Раздаются карточки с высказываниями обеим командам. Одной командой зачитывается неверное высказывание, другая дает правильный ответ. Побеждает дружба.
Примеры высказываний:
1. «Не ломай, бесстыдник» - «Сынок береги дерево, ведь оно же нас радует день за днем».
2. «Ты опять потерял рукавицы? Где была твоя голова?» - «Малыш, мы обязательной найдем твои рукавицы. А давай посмотрим на детской площадке?»
3. «Куда бежишь как сумасшедший? Здесь же дорога!» - «Пойдем медленнее. Дорога. Вспомним правила поведения на дороге».
4. «Глаза бы мои на тебя не глядели, опять весь мокрый недотепа.» - «Будь повнимательнее, в следующий раз - обходи лужу».
1-й выступающий говорит: «Родители согласны ли вы, что именно с этих неправильных фраз зарождается наше «воспитание» к окружающему, к окружающим, к самому себе?».
3. Консультация для родителей.
Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька.
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и пероны,
Леса без птиц и земли без воды.
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Р. Рождественский.
Мы не случайно прочитали вам это стихотворение. Сегодня наш общий дом в опасности. Остановить опасность может только человек. Наша с вами задача – воспитать такого защитника.
В нашем детском саду уделяется большое внимание экологическому воспитанию. Ребенок познает мир чувствами, еще не всегда умеет справляться с ними. Помочь ему в этом могут и должны родители. Быть родителями - это огромная работа. Это уникальный труд. Для ребенка родители - это боги : утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают!
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространенное: экология- наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.
Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью дома содержат диких животных или без должного ухода домашних животных, которые болеют или даже умирают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причем довольно жестоко.
Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Учитывая это, необходимо еще раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания- формирование у ребенка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от нее. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.
Природа – не какое-то символическое богатство. Это труд многих поколений, которые передают его по наследству. Природа богатство материальное, и без него, если оно по какой-либо причине оскудеет, мы станем беднее в буквальном смысле.
Сегодня наш общий дом в опасности: появилось много новых зон экологического бедствия. В земле, воде, воздухе появились токсичные вещества, гибнут леса, от рук человека пропадают ручьи, озера, реки. В результате этого исчезают многие виды животных.
Мы, взрослые, не можем чувствовать себя непричастными к современным проблемам нашего общества. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, что нельзя не признать: это не так воспитали. Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.
Воспитательные задачи осложняются иногда тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно, в таких случаях необходимо говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать мусор на ходу, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных.
. Остановить опасность, уберечь общий дом от катастрофы может только человек. Наша задача – вырастить и воспитать такого защитника, обогатить его знаниями, научить быть милосердным, по-хозяйски распоряжаться природными богатствами. И кто как не мы взрослые, призваны научить подрастающее поколение любить и беречь свою землю.
Запомните правила!
• Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из растений, выращенных человеком.
• Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
• В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
• Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.
• Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы – родители могут покинуть гнездо.
• Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
• Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
• НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегая травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в зарослях.
В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.
ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!
4. Викторина «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Вопросы о природе для родителей :
- У каких деревьев осенью листья красные? (У рябины, клена.)
- Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
- Кто кукует – кукушка-самка или кукушка-самец? (Самец.)
- Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Потому что она выделяет едкую жидкость. Попробовав раз, птица запоминает яркого жучка.)
- У какого животного лучше всех развит слух? (Лучше всех развит слух у крокодилов. Они улавливают рев своих сородичей на расстоянии до полутора километров. Почти такой же слух у львов.)
- Кто из живых существ – долгожитель? (Вороны и черепахи, они живут по нескольку сотен лет.)
- У какого млекопитающего самое маленькое (большое) сердце? (Самое маленькое сердце у льва, а самое большое – у жирафа.)
- «Крокодиловы слезы» - мы часто слышим и употребляем это выражение. Крокодилы действительно плачут. Почему? (Со слезами крокодилы избавляются от излишков соли в организме.)
- Где зимуют раки? (В илистых берегах рек.)
- Сок, какого дерева сладкий? (Березы, клена.)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
- Почему крапива жжется? (Потому что в волосках крапивы содержится муравьиная кислота.)
Задачи, загадки для детей
1. Наступил январь, и зацвела одинокая липа, а потом еще три клена. Сколько зацвело деревьев?
2. В июне ребята пошли в парк и увидели три дуба и два ясеня в золотом уборе. Сколько всего деревьев дети увидели в парке?
3. На ели росло три груши и три яблока. Сколько фруктов собрала Таня?
4. В лиственном лесу дровосек срубил одну сосну и четыре ели. Сколько деревьев срубил дровосек?
Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие…
(Клен)
Высокий, с перистой листвой,
Идет для мебели резной,
Ответ кому-то сразу ясен,
Ведь дерево зовется …
(Ясень)
Не береза, не сосна-
В тишине стоит она,
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит.
(Осина)
Всем известна, это ясно.
Крона – конусообразна.
Цвет зеленый и в метель,
Хвоя, шишки – это …
(Ель)
Такого модника как этот,
Еще не видела земля,
Он очень любит среди лета,
В пуховой шапке щеголять.
(Одуванчик)
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких;
Если их не обойдешь –
На себе их всех найдешь.
(Лопух, репейник)
Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Лечит ранки …
(Чистотел)
Для кофе отдаст он сушеный свой корень,
Цветок голубой – придорожный …
(Цикорий)
Подведение итогов викторины.
Знаете ли вы, что…
• Каждая сова уничтожает за год 100 грызунов. Каждая полевая мышь съедает за год 1кг зерна, а значит, одна сова спасает за год 100кг хлеба.
• Пчела должна облететь 2-4 миллиона цветов, чтобы получился килограмм меда.
• Крысы появились на земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди.
• Слоны и люди – единственные млекопитающие, которые могут стоять на голове.
• Сердце кита бьется только 9 раз в минуту.
• За сутки синица кормит своих птенцов 1000 раз.
• Слоны, дельфины и крупные обезьяны – животные, которые могут узнавать себя в зеркале.
• За последние4000 лет не было одомашнено ни одно новое животное.
Показ видеоролика «Природа и мы» (под песню Ю. Антонова «Не рвите цветы…»)
Закончить наше собрание хочется словами писателя и большого любителя природы М. Пришвина : «Мы хозяева природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать».
АНКЕТА
Дошкольное образовательное учреждение в рамках экологических исследовательски-познавательных проектов проводит анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания детей в семье и детском саду.
Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?
Да
Нет
Не знаю
Как Вы понимаете, что такое Экология, что она изучает, чем занимается?
Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья детей от состояния окружающей среды?
Да
Нет
Не знаю
Есть ли у вас комнатные растения, животные? Если нет, почему?
Да
Нет
Читаете ли вы ребенку книги о природе?
Да
Нет
Рассказываете ли вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, птиц, животных и др. ?
Да
Нет
Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к природе?
Да
Нет
Как вы оцениваете уровень экологических знаний вашего ребенка?
Высший
Средний
Низкий
Какую информацию вы хотели бы получить от ДОУ по экологическому воспитанию?
Как вы оцениваете работу ДОУ по экологическому воспитанию?
В анкетировании приняло участие 11 родителей.
После обработки анкет были получены следующие результаты:
73% опрошенных родителей осведомлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы.
24% - имеют недостаточно информации по данному вопросу, но поддерживают работу детского сада по экологическому образованию детей.
3% - понимают, что детский сад знакомит детей с миром природы, но не считают воспитание в детях экологической культуры важным направлением работы.