Альбина Бурнацева
Мероприятие по музыке с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в старину»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомить с разными видами фольклора (игровой, потешный, песенный, инструментальный); расширять представление об образе жизни наших предков.
Задачи:
1. Дать представление о народных традициях и играх. Пробудить интерес к истории и культуре народов Осетии и России. Показать красоту осетинского и русского языка, через песни, прибаутки, обряды, разновидности музыкальных жанров. Сравнить общность музыкальных инструментов.
Публикация «Мероприятие по музыке с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие в старину“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
2. Развивать выразительность речи, выразительность образа в пении, развивать память. Стимулировать детскую активность.
3. Воспитывать у детей интерес и любовь к народному творчеству; уважительное отношение к культурным наследиям других народов.
Предварительная работа: знакомство с бытом, традициями осетинского и русского народов; разучивание народных игр, элементов народных танцев; разучивание и обыгрывание песен.
Актуальность: Сохранять жемчужины народного фольклора.
Оборудование: предметы осетинского и русского домашнего обихода, музыкальные инструменты, национальные костюмы.
Содержание мероприятия :
1. Входит ведущая с детьми, держа хлеб - соль. Обращается к гостям.
- Мир Вам, гости долгожданные,
Что пришли к нам в добрый час.
1 ребенок. Встречу теплую, желанную
Мы готовили для Вас!
2 ребенок. В знак признания и отличия
Нам приятно в этот час
По старинному обычаю
Хлебом – солью встретить Вас.
Дети поют: К нам гости пришли
Дорогие пришли
Мы не зря наряжались
Каравай пекли!
Ведущая: Каравай мы Вам подносим
Поклонясь! Хлеб-соль отведать просим!
2. Музыкальный руководитель :
- Дорогие ребята! Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в народные игры, попеть песни-прибаутки, которые пели наши бабушки и дедушки. Я предлагаю Вам совершить путешествие и побывать в русской деревне, а затем отправиться в горы, в далекое осетинское село. Вы готовы к нашему путешествию? Тогда в путь – дорожку! (Под русскую народную музыку подходят к стилизованной избе)
Музыкальный руководитель :
В ярком праздничном наряде
Околица красуется
И невольно на нее народ любуется!
Вот и русская изба,
До чего же хороша!
Ребенок:
Самовар горячий на столе
Пончики, баранки да варенье,
Приглашают нас отведать
Вкусное угощенье!
Музыкальный руководитель :
- Каждый русский дом славился большой русской печкой, на которой не только готовили, но и любили греться старики, дети и даже кошки. Пол застилали рукодельными половичками, которые вывязывались из кусочков ткани. Вечером собирались девушки, женщины: кто-то вышивал, кото-то плел кружева. А когда приходили парни - начиналось веселье. Звучали веселые песни, частушки, звучала гармонь. Именно в такие моменты появлялись новые песни, шутки-прибаутки, которые сохранились до нашего времени. Дети в старину не отставали от взрослых!
3. Музыкальный руководитель :
- И сейчас мы с вами вспомним несколько детских старинных песен. (Дети садятся на места).
1. Тук, тук, молотком
Мы построим птичкам дом,
Тук, тук крепкий дом
Поселятся птички в нем.
(«Красят» дом на звук «р-р-р»- глисандо)
2. Андрей-Воробей, не гоняй голубей,
Голуби бояться, на крышу не садятся
3. Кошка суп с лапшей варила
Уголечек уронила
Тили, тили, тили, бом.
Загорелся кошкин Дом.
Кошка выскочила, глаза выпучила,
Бежит курица с ведром
Поливает кошкин дом!
4. В зимнее время дети зазывали своих друзей такой закличкой:
1,2,3,4,5,
Выходи скорей гулять,
Будем с горки ледяной,
Мы кататься всей гурьбой
На деревенских посиделках звучали разные песни: грустные, веселые и шуточные. И сейчас мы с вами исполним песню «Лапти» русская народная песня (Лапти – русская народная обувь, которая плелась из бересты; а береста-кора березы).
5. Шумовой оркестр (ложки, свистульки, трещетки).
Деревенский русский народ веселил себя не только пением. Предки владели
секретом изготовления свистульки. Из деревянных брусков или пластин делалась трещетка, свирель, а как хороши деревянные ложки, знаменитые на весь мир.
6. Игра «Смотай клубок».
Музыкальный руководитель :
- В русской деревне Осень всегда была порой свадеб, по обычаю, прежде чем засватать невесту, девушку проверяли - хороша ли она в работе. Красны девицы, выходите, свою ловкость покажите. (Победительнице одевают венок)
7. Игра «Бояре»
Музыкальный руководитель :
- Невеста, есть, пора сватов засылать.
- Ну, что ж, будем к свадьбе готовиться! На базар пойдем, у коробейника подарки найдем!
8. Выход коробейника (обходит зал, пританцовывает)
Музыкальный руководитель :
- Эх, полна, полна коробушка
Есть и ситец и порча!
Пожалей душа-зазнобушка
Молодецкого плеча!
- Налетайте, подарки выбирайте! Есть и ситец и порча, пряники ароматные, конфеты мятные!
Музыкальный руководитель :
- Чем будем откупаться, коробейник?
Коробейник:
- Цену прошу не большую! Спойте мне песню для души, дорогие гости! От меня пряничек – медовый, а от Вас песня! (в каждом прянике загадка)
1. Песня о нежилой части деревянного дома? («Ах, вы сени!»)
2. Песня о девушке, озабоченной чувством вины («Виновата ли я…»)
3. Песня о паре домашних птиц разной окраски («Два веселых гуся»)
4. Песня-обращение к состоянию атмосферного воздуха, при котором замерзает вода («Ой, Мороз, мороз!»)
Гости принимают участие.
Коробейник:
- Спасибо Вам, гости дорогие! Уважили! Товары разбирайте! Коробейника вспоминайте!
Музыкальный руководитель :
- Ребята! Как весело в русской деревне, потому - что музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьян, и музыка была больше песенной, чем инструментальной!
Ребенок:
- Спасибо этому дому, пойдем к другому!
9. Путешествие в осетинское село
Музыкальный руководитель :
- Нас ждут в далеком осетинском селе, которое располагается высоко в горах, где парят орлы. Живет там гордый, благородный осетинский народ, который прославился чем, ребята? (гостеприимством, танцами, красотой).
Под звуки осетинской гармошки направляется к стилизованному осетинскому хазару.
Сообщение из жизни горцев подготовила Радмила
Жизнь горцев была тяжелой, чтобы прокормить свою семью люди должны были много трудиться. Они пасли овец, коз, делали осетинский сыр, шили одеяла из овечьей шерсти. Убранство осетинского дома было очень скромное. Пол был глиняный, а сам дом был сложен из природного камня, к потолку подвешивался котел на цепи. Воспитание в семьях было строгое.
Женщины не пели в присутствии мужчин, дети не подходили к столу, где сидели гости. Поэтому чувства и переживания больше передавали через инструментальную музыку и танец. В осетинском доме был большой почет и уважение старшему поколению – бабушке (нана) и дедушке.
Муз. руководитель :
- Вот и в нашем доме живет добрая бабушка - нана.
11. Инсценировка
Выходит нана - встречает детей. С ней выходят внучки, одна — качает люльку, другая - перебирает шерсть. На столе 3 пирога, чаша для пива, рог-изобилия, кувшин для воды.
- Что символизирует три осетинских пирога (солнце, воздух, земля).
12. Музыкальный руководитель :
- Ребята! Как и русский народ, осетинский народ всегда сопровождал свою жизнь музыкой. Если мы посмотрим – то увидим много общего между музыкальными инструментами русских и осетин. У русских трещетка - у осетин карцганаг. Говоря об ударных инструментах, осетинский гумшаг особо не отличается от грузинских, чеченских. В основном звучит в ансамбле с осетинской гармошкой.
Музыкальный руководитель :
- Я Вам предлагаю послушать, как звучат эти инструменты:
1. Исполняется произведение на доули и осетинской гармошке в исполнении выпускников.
2. Танец «Хонга».
13. Музыкальный руководитель :
- Ребята! Хочется с благодарностью вспомнить Коста Левановича Хетагурова, благодаря Коста Хетагурову мы много знаем о быте, жизни нашего осетинского народа. И сейчас мы вспомним детскую шуточную поэзию о глупом пастухе, который решил отдохнуть на туче! Всех присутствующих мы просим подпевать звуковой фон. «О-рай-да. Рай-да», как-это было принято в песенном творчестве осетин.
14. РЕФЛЕКСИЯ.
Музыкальный руководитель :
- Наше путешествие заканчивается. Какими впечатлениями вы поделитесь от нашего путешествия со своими родителями и друзьями? (высказывания детей)
В заключение хочется пожелать Вам, ребята, чтобы вы помнили своих старших, были благодарны им за музыкальное богатство, которое сохранилось до наших дней, чтили традиции и обряды наших предков. Мир вашему дому, чтобы дружба наших народов сохранялась на века.
Танец Дружбы в исполнении детей.
Пожелание на осетинском языке.