Алина Кислякова
Конспект занятия «Город Москва — столица нашей великой Родины»
Цель: расширение знаний детей о столице России.
Задачи:
1. Формировать представление детей об основании Москвы, создании Кремля, Красной площади; о жизни людей в те времена.
2. Развивать познавательный интерес, внимание, память, воспитывать уважение к славному историческому
прошлому столицы России;
3. Вызвать интерес к истории Москвы, историческим и памятным местам города.
Публикация «Конспект занятия „Город Москва — столица нашей великой Родины“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Московская область, город Москва
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Ресурсы: иллюстрации с изображением исторических памятников Кремля, Красной площади, старинных улиц, домов, деревянной посуды, одежды; аудиозапись колокольного звона и песни О. Газманова «Москва».
Ход:
Воспитатель: Ребята, как называется столица России? Хотите узнать, какой была Москва много лет тому назад? (Ответы детей)
Звучит музыка. Представьте, что у нас есть большой ковер-самолет, который поможет нам отправиться в далекое прошлое. Усаживайтесь поудобнее. Раз, два, три – полетели.
Слава нашей стороне, Слава русской старине!
И про эту старину Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли О делах родной земли.
(Рассказ педагога сопровождается иллюстрациями). Много столетий назад, в 1147 году князь Юрий Долгорукий построил крошечную крепость на высоком берегу Москвы-реки и огородил ее высокой деревянной крепостной стеной. Не раз перестраивали московские князья уничтоженные пожарами стены крепости, позже названной Кремлем. Московский князь Иван Третий после очередного разрушительного пожара велел построить Кремль не из дерева, а из белого камня. Белокаменные стены Кремля от частых пожаров вражеских набегов быстро ветшали, осыпались. Новые стены, соборы, палаты повелел князь строить из красного кирпича. Стены строили крепкие, толщиной 6 метров, в них делали склады с боеприпасами, потайные ходы. А на стенах, будто каменные кружева, протянулись зубцы с бойницами, каждый высотой 2 метра. Дозорные стрельцы несли здесь свою службу.
Вместе со стенами поднялись и новые каменные башни. Какие кремлевские башни вы знаете и можете показать? (Ответы детей).
В центре Кремля разместилась Соборная площадь, а вокруг неё храмы. О каких храмах вы знаете? (Ответы детей). Во всех храмах обязательно были звонницы, на которых устанавливались колокола разных размеров. Несколько раз в день разливался колокольный звон по всей Москве, созывая людей в церкви и соборы. Колокольный звон – историческая достопримечательность Москвы и России.
Звучит колокольный звон (аудиозапись).
Воспитатель: Возле Кремля находится Красная площадь. Почему она так называется? Какой собор расположен на Красной площади?
Менялась, росла и богатела Москва, люди селились уже и за стенами Кремля. Пришлось строить вторую стену, чтобы защитить народ от набегов врагов. Назвали её Китай город. При строительстве стены применялись связки тонкого леса, называвшиеся «кита», отсюда и название. Выходы из крепости сторожили башни. Их было четырнадцать. Особенно выделялась Тверская башня, выходившая на главную Тверскую улицу, которая вела в
город Тверь; по этой улице в Москву въезжали иностранные гости. Со временам и за Китайгородской стеной стали селиться люди, их тоже надо было охранять. Для этого и построили третью Белокаменную стену. Но вскоре уже и за Белокаменной стеной стали жить люди. Для их охраны возвели четвёртое кольцо обороны – Земляной вал, укрепленный частоколом и башнями. Хорошела Москва, богатела, со всех сторон прибывали в город коне и пешие люди.
За привозимый товар бралась пошлина (мыто) в Мытной избе, а от нее шла дорога на Великий торг, который потом стали величать Красной площадью.
Физкультминутка: Отдых наш - физкультминутка. Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали.
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч.
Воспитатель: Славилась Москва и своими мастеровыми людьми. Как вы думаете, кто
жил на Серебряннической набережной? (Ювелиры.) А на Гончарной улице? (Гончары.) А на Кузнецком мосту? (Кузнецы.) А на Бронной улице? (Литейщики, которые отливали колокола; оружейники.) Кто жил в Столешниковом переулке? (Столяры.) А на Котельнической набережной? (Мастера, изготавливающие металлическую посуду.)Что изготавливали мастера, жившие на Пушечной улице? (Артиллерийские орудия, ядра, пушки.) Чем торговали в Охотном ряду? (Мясом.) А на Моховой улице? (Мхом для строительства деревянных домов.) А на Лубяной улице?
(Очищенными от коры бревнами – лубой.) Как вы думаете, что было на месте знаменитых Лужников? Территория Лужников была большим лугом, который заливался водой после таяния снегов и люда на Москве-реке. Прекрасной водной дорогой стала Москва-река. А у Кремлевских стен целый день толпился народ. Кто купить пришел, кто продать, кто просто поглазеть и послушать царские указы. А как умели раззадорить народ скоморохи, плясуны, шуты, кукольники, балагуры! И доставалось же от них жадным, жестоким, глупым людям. Никого они не боялись: ни бояр, ни царя.
Это были свободные, вольные люди, первые русские артисты. Зимой, когда Москва-река замерзала, на ней устраивались кулачные бои – состязания в силе и ловкости. Посмотрите, как жили зажиточные москвичи. Дома у них, как правило, были двухэтажные, наружная лестница с небольшим крыльцом наверху вела в горницу. В центре Москвы жили в больших домах, хоромах, огороженных заборами, богачи. А за хоромами тянулись сады, которыми издавна славилась Москва. Прямо перед Кремлем лежали Садовники (Замоскворечье, в которых селились садовники. Сады баловали москвичей яблоками, грушами, крыжовником, черной и красной смородиной, малиной. Мастером народных гуляний стал Кремлевский (Александровский) сад. Нескучное было владение графа Алексея Орлова-Чесменского и славилось открытым театром, множеством дорожек и беседок. Сокольники служили
местом царской соколиной охоты. В Измайлове выращивали фрукты, ягоды, целебные травы и коренья.
Вот так, из маленького поселения превратилась Москва за долгие годы в прекрасный город, столицу России. Город строили, украшали, защищали многие поколения русских людей.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
Звучит аудиозапись песни О. Газманова «Москва»
Используемая литература:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью. Подготовительная группа.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе
группа. - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
3. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.
Подготовительная группа. - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
4. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. - М. :
ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)
5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной
к школе группе детского сада. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.
Подготовительная к школе группа. - М. : «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009.
7. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе
группе детского сада. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2014.
9. Полынова В. К., Ветокина А. Я., Дмитренко С. П., Жигналь Е. Н. ,
Краснощекова Г. В., Савельева О. В. Нравственно- патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий.
Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО