Вера Александровна Сидякина
Голосо-речевая нагрузка и методы её снижения
▼ Скачать + Заказать документы
Голос и речь воспитателя – важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие. Голос и речь играют большую роль в работе воспитателя. Между тем многие педагоги неразумно используют эти инструменты профессиональной деятельности в течение рабочего дня. Это может стать причиной заболеваний голосового аппарата, а в тяжелых случаях к профессиональной непригодности. Поэтому педагогам важно знать способы оптимизации голосо-речевого режима и использовать их на практике.
Публикация «Голосо-речевая нагрузка и методы её снижения» размещена в разделах
Характер педагогического труда и условия предъявляют повышенные требования к голосо-речевой функциональной системе. Успех воспитательно-образовательного процесса зависит от эмоционального контакта педагога с детьми. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположения к нему, были уверенны в том, что в любой момент найдут у воспитателя поддержку и будут поняты. Речевое общение в деятельности педагога являются основным средством реализации задач обучения и воспитания. В дошкольном возрасте ребенок только овладевает произносительными, лексическими и грамматическими нормами родного языка, его голосовой аппарат находится на стадии развития. При этом, обладая способностью к подражанию, он легко перенимает как правильную, так и нарушенную речь взрослых. Дети быстро привыкают к определенному стилю педагогического руководства и речевого поведения педагога. Четкая, грамотная, выразительная речь педагога оказывает позитивное влияние на формирование коммуникативных навыков дошкольников.
Наблюдения показывают, что доля использования и качество педагогами голоса резко повышается при возникновении в группе неординарных ситуаций (конфликтов между детьми, чрезмерные игры, шум). Эти и другие факторы не только негативно влияют на голосо-речевую систему педагогов, но и оказывают влияние на неблагоприятный психологический климат в группе. Формирование правильных коммуникативных навыков у детей сможет обеспечить воспитатель, который должен обладать определенными профессиональными знаниями и речевыми умениями.
Использование специальных методов и приемов, направленных на сохранение и укрепление голоса, минимизацию голосовой нагрузки в течение рабочего дня, - залог успешной деятельности педагога. Необходимо рассмотреть подробнее общепедагогические методы и приемы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателя в разные режимные моменты.
В часы приема детей, педагог одновременно реализует разноплановые задачи. Прием воспитанников всегда требует от воспитателей повышенной концентрации внимания, т. к. приходиться работать с детьми и их родителями. Необходимо постоянно сохранять самообладание, потому что даже незначительное повышение голоса может обострить ситуацию. Для снижения голосо-речевой и психоэмоциональной нагрузки при приеме детей :
размещайте на стендах памятки для родителей о том, как нужно готовить ребенка к д/с после выходных или болезни;
используйте отвлекающие игры;
разговаривайте негромко, создавая положительный фон для общения.
Со сменой вида деятельности меняется и голосо-речевая нагрузка воспитателя. Менее интенсивная голосовая нагрузка на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. Ее максимум приходится на занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений. В процессе занятий необходимо применять индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь эмоциональный контакт со взрослыми, оценка деятельности, важны для всех детей. Применение чрезмерно громкой речи и переход на крик недопустимы, все это создает неблагоприятную обстановку, снижает уровень усвоения материала. Вместе с тем повышение воспитателем голоса, приводит к его перенапряжению и срыву, а, следовательно, к риску возникновения профессиональных заболеваний голосового аппарата. Для снижения голосо-речевой нагрузки на занятиях :
создайте знаковую систему общения с детьми в группе, придумайте сигналы (колокольчик – за столы, фонарик – на ковер и др.);
используйте дидактический материал, который вызовет интерес;
постепенно понижайте силу голоса и применяйте пантомимические и другие средства при возникновении шума в группе;
назначайте дежурных, которые помогут организовать уборку игрушек, подготовить столы к занятиям;
включайте на занятиях видеоролики с компьютерными героями, произносящими определенные инструкции, фонограммы.
Для снижения голосо-речевой нагрузки в конце занятия, когда подводим итоги, активизируйте речевую деятельность детей. Можно использовать сигнальные знаки или со старшими детьми оценивать устно по 5-бальной системе.
Входе самостоятельной деятельности детей, важно, чтобы они были заняты. Грамотный педагог учит детей организовывать свою деятельность, разъясняет правила, нормы поведения, формирует корректные взаимоотношения между детьми. С учетом игровой ситуации воспитатель подбирает соответствующие интонации. Для снижения голосо-речевой нагрузки в ходе самостоятельной деятельности детей:
не отвлекайтесь на посторонние дела, наблюдая и контролируя деятельность детей;
формируйте сюжет игры и делите их на микрогруппы;
привлекайте внимание детей с помощью сигнальных карточек, а не повышением голоса;
Поэтому для полноценной реализации коммуникативной функции в профессиональной деятельности воспитателям нужно запомнить и выполнять несложные правила:
соблюдать правила гигиены голоса;
следить за своим здоровьем;
контролировать голосо-речевую нагрузку в течение дня : использовать «педагогические уловки», давать отдых речевому аппарату;
проводить релаксационные минутки;
не злоупотреблять повышенным тоном, подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации.
Помимо использования общепедагогических приемов и методов, надо использовать специальные дыхательные, артикуляционные и голосовые упражнения, приемы для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, выработки рациональных способов голосоподачи и голосоведения.