Валерия Галянкина
Годовой проект для средней группы «Воспитываем патриотов»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.
Срок реализации проекта: 9 месяцев (сентябрь 2023 – май 2024).
Вид проекта: фронтальный.
Участники проекта: педагогический персонал ДОУ, родители, дети средней группы, социальные партнеры.
Актуальность
В настоящее время в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт маленький человек, начинается с детства. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиции своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относится к другим народам.
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому, патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира. Становления человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания- проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Воспитываем патриота» позволяет задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками являются родители воспитанников.
На государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления. Поэтому, наш проект, направленный на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, особенно актуален.
Цели и задачи
Основной целью проекта является: вовлечение воспитанников, педагогов, родителей, социальных партнеров в активную деятельность по патриотическому воспитанию детей.
Задачи:
• Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
• Знакомить детей с историей Великой Отечественной войны, с подвигами земляков-ветеранов ВОВ.
• Воспитывать чувство гордости за земляков, и их боевые заслуги, уважение к памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.
• Продолжать развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности в рамках реализации проекта.
• Продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников.
Ожидаемые результаты
• укрепление внутрисемейных связей, знакомство детей с родословной своей семьи, создание групповых альбомов «Наша дружная семья»;
• создание рукописной книги об участниках ВОВ – близких и родных воспитанников, сотрудников ДОУ;
• понимание, всеми участниками, важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека;
• вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
• налаживание социального партнерства с музеем поселка, библиотекой,
• пополнение методической копилки ДОУ, опытом работы по патриотическому воспитанию
План реализации проекта
Проект реализовывался по трем направлениям: семья, поселок, ветераны, участники ВОВ.
1этап - подготовительный (август - сентябрь).
№ мероприятия ответственные
1 Разработка целей, задач, основных направлений и мероприятий по реализации проекта, составление плана деятельности Рабочая группа в составе администрации, специалистов и воспитателей
2 Налаживание взаимодействия с социальными партнерами (заключение договоров) Администрация
3 вовлечение родителей (выявление заинтересованности родителей в патриотическом воспитании и информирование о предстоящем проекте на родительском собрании) Администрация, воспитатели
4 Подбор методической литературы по патриотическому воспитанию Зам. зав по ВОВ, воспитатели, специалисты
5 Подбор музыкальных и литературных произведений, наглядного материала; Воспитатели, родители
6 Подготовка циклов бесед о семье, её традициях, родном городе, героях – земляках, участниках ВОВ Воспитатели, специалисты
7 Разработка итоговых мероприятий Воспитатели, специалисты
2этап - реализация проекта (сентябрь – апрель).
Период Содержание Формы и методы Итоговое мероприятие или продукт
I период
сентябрь - октябрь Формирование у детей представлений о родственных связей, о старших поколениях в его семье, воспитание уважения к старшему поколению. Беседы с детьми о семье и её членах.
Формирование фотоальбома «Наша дружная семья»
Чтение художественной литературы и театрализация сказок.
Разучивание песен и стихов о бабушках и дедушках.
Продуктивная деятельность – Аппликация «Открытка к
празднику»
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «В гости к бабушке», «Мы помощники» Концерт, посвященный дню пожилого человека Выставка «Дружная семья»
II период
Ноябрь-декабрь Обобщение у детей представлений о достопримечательностях города, воспитание любви к малой Родине. Беседы о родном поселке.
Посещение краеведческого музея. Виртуальная прогулка по поселку Нейво-Рудянка.
Целевые прогулки:
- К пруду – По улицам поселка.
Дидактические игры:
«Кто знает, тот угадает» «Собери достопримечательности Нейво-Рудянки».
Продуктивная деятельность – рисование «Наша улица»,
Сюжетно – ролевые игры: «Поездка по городу», «Поход в театр»
Пополнение патриотических уголков альбома ми
«Мой поселок Нейво-Руднка»
Изготовление игры «Мой поселок»
III
период
ноябрь - декабрь Формирование представлений детей о том, что каждый житель вносит
вклад в процветание поселка.
Воспитывать уважение к труду взрослых
НОД по познавательному развитию о труде родителей.
Беседы о труде мамы на работе и дома
Формирование альбома «Наши
родители на работе»
Экскурсия по детскому саду «Важные профессии для детского сада»
Дидактические игры: -выбери профессию,
-найди инструменты.
Сюжетно-ролевые игры: - салон красоты, поликлиника, магазин
Мероприятие «Мамин день»
Составление генеалоги ческого дерева каждой семьи и формиров ание альбомов
на группе
IV период
январь февраль Формирование и обобщение представлений детей о защитниках Родины, о военной технике. Воспитывать чувство гордости
за Российскую
Армию Беседы о военнослужащих, о родах войск, о военной технике. Разучивание песен и стихов к развлечению
Разгадывание загадок о военных
профессиях и техники
Сюжетно-ролевые игры: «Пограничники», «Защитники крепости»
Продуктивная деятельность – аппликация «Летят самолеты и танки идут», «Самолеты», лепка «Наши танки» Музыкаль
но- спортивно
е
развлечение «Мы будущие
защитник
и страны!» Фото – выставка «Наши
папы – в Армии служили»
V период март Знакомить детей с историей ВОВ, подвести детей к пониманию того что и нашем городе есть герои ВОВ. Рассказы детям о ВОВ с использованием ИКТ
Знакомить детей с подвигами героев.
Продуктивная деятельность – аппликация «Звезда для героя» Сюжетно-ролевые игры:
«Военный госпиталь», «Моряки» Встреча с ветераном ВОВ.
VI период апрель Продолжать воспитывать уважение к старшему поколению, гордость за ветеранов ВОВ Беседы о том, что в каждой семье есть свой герой Войны.
Продуктивная деятельность – конструирование «Крепость», рисование «Весна»
Сюжетно-ролевая игра «Защитники крепости» Выставка
совместно
го творчества
«Открытка для Героя» Мини – музей на группах о Великой Отечественной войне
VII период май Подведение итогов проделанной работы Экскурсия к Обелиску, возложение цветов. Концерт посвященный празднованию- 9 Мая. Бессмертный полк среди воспитанников детского сада.
3этап – завершающий (май) подведение итогов.
Достигнутые результаты
По итогам реализации проекта были достигнуты все ожидаемые результаты. К положительным моментам можно отнести то, что родители стали более серьезно относиться ко всем начинаниям детского сада стали проявлять инициативу в организации и проведении мероприятий для детей. Дети и родители стали более уважительно относиться к старшему поколению в детском саду и дома. Дети чаще стали рассказывать о своих бабушках и дедушках, об их профессиях и увлечениях, что свидетельствует о том, что начатая в детском саду работа по воспитанию уважения к старшему поколению продолжается и дома.
Повысилась значимость праздника «Дня Победы» среди всех участников проекта. Дети эмоционально откликаются на рассказы и фотографии военных лет, с гордостью рассказывают о победе русского народа в страшных сражениях. Родители приняли активное участие в проведении экскурсий к Обелиску, помогали организовывать мини – музеи в группах. Показательным стало то, что девятого мая все участники проекта сотрудники, дети с родителями, с бабушками и дедушками самостоятельно поселили Обелиск и возложили цветы у Вечного огня.
В группе сформированы фото альбомы «Наша дружная семья», «Генеалогический альбом», «Профессии наших родителей». Пополнены патриотические уголки и сформированы мини – музей. Для наших детей история войны, это не далекие времена и события, а история, которая прошла через семью, история которой гордятся!
Педагоги приобрели опыт по формированию патриотических чувств у дошкольников, сформировали картотеку стихов, рассказов и песен, картотеку музыкальных произведений и мультимедийных презентаций. Своим опытом педагоги успешно делились на муниципальных конкурсах и в интернет пространстве. Выставляли работы воспитанников на конкурс и занимали призовые места.
Приложение 1
(I период)
Конспект НОД по познавательному развитию
Тема: “Это я и моя дружная семья”
Цель: дать элементарные представления о семье; показать последовательность поэтапного развития человека (ребенка); совершенствовать поведенческий духовный опыт детей: ежедневно проявлять чуткость любовь к близким людям, заботу о них; способствовать проявлению пантомимы для выражения добрых чувств и эмоций.
Работа над словарем: Семья, родственники.
Материал к занятию: кукла Ладушка, зеркало, семейные фотографии ребенка от рождения до настоящего момента.
Совместная деятельность:
• рисование на тему «Я и моя семья»;
• подбор ласковых слов для утешения;
• игра «Угадай-ка» (изображение личностных проявлений через пантомимику);
• выставка семейных фотографий;
• инсценировка сказок «Репка», «Колобок», «Теремок», «Два жадных медвежонка»;
• проблемная ситуация «Случайно ли мышка разбила яичко?».
Взаимодействие с семьей:
• помогать детям в их нравственной оценке собственных действий;
• формировать правильную манеру поведения ребенка в гостях;
• фотографирование семьи и ее традиций.
Ход занятия.
1. Игровой момент. Кукла Ладушка присутствует на фотовыставке группы. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях Ладушка. Она пришла посмотреть
выставку фотографий, которые вы принесли из дома. Интересно, кто изображен на ваших фотографиях. Ладушка хочет познакомиться с вашими семьями.
Рассказы детей по фотографиям. “Расскажи о своей семье” (примерные рассказы детей:Это я, а это моя мама, а это бабушка и т. д.).
2. Ладушка задает вопросы:
- Как мы их назовем одним словом? (ответы детей: семья)
- Как будет называться фотография, где изображена семья? (ответы детей: семейная).
- Как назовем нашу выставку? (ответы детей: выставка семейных фотографий).
3. Проблемная ситуация: «У кого самая большая семья?».
Воспитатель предлагает детям обратить внимание на фотографии:
- Ребята, Ладушке понравились ваши семейные фотографии, только она не знает, чья семья самая большая? (ответы детей: дети доказывают у кого семья больше, а у кого меньше).
4. Составление папочки из фотографий в хронологическом порядке “Я расту!”
Воспитатель предлагает детям еще одну фотографию, на которой изображена Вика в раннем возрасте и предлагает детям узнать, кто изображен на фотографии. Дети угадывают.
- Как вы думаете, Вика всегда была такой? (ответы детей)
- У меня есть еще Викины фотографии. Посмотрим, как она росла?
Воспитатель предлагает детям разложить фотографии последовательно и доказать,почему так разложили: новорожденная, младенец, ходила в ясли и т.
д. (варианты ответов детей зависят от фотографий).
- Ладушка, посмотри, какой Вика была и какой стала!
- Что с ней происходило за это время? (ответы детей: она росла) - Что будет дальше? (ответы детей: она будет расти, станет взрослой).
5. Дидактическая игра «Мое имя».
Воспитатель обращает внимание детей, что из фотографий получился длинный поезд.
- Вагончиков много, а пассажир во всех вагончиках один. Как зовут нашего героя? (ответы детей: Вика)
- Вика, как называют тебя мама и папа? (Викуля, Виктория, Викуша,
Виконька)
- А как ее будут звать, когда она вырастет? (ответы детей:Виктория и т. д.) - Как ее будут звать Вадика? Сашу? и т. д.
- Имена у людей меняются в течение жизни. Как вы зовете своих родителей?
(ответы детей: мама и папа и т. д.)
- Как называют их другие? (ответы детей)
6. Игра – тренинг «Посмотри на себя в зеркало».
Воспитатель предлагает детям подойти к зеркалу, посмотреть на себя и улыбнуться.
- Какое у вас сейчас настроение? (ответы детей: веселое, смешное и т. д.) - На что похоже ваше настроение? (около зеркала воспитатель вывешивает изображение солнышка и тучки).
- Попробуйте изобразить настроение хмурой тучки, а теперь грустной тучки, а теперь настроение солнышка – веселое, радостное.
7. Игровая ситуация.
Воспитатель предлагает детям придумать различные ситуации для улучшения настроения в семье (улыбнуться, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем– то хорошем, сделать доброе дело другому, спеть песенку и т. д.).
Воспитатель обращает внимание детей, на то что когда люди в хорошем настроении, улыбаются, радуются, хорошо им самим и окружающим их людям.
Предлагает послушать поговорку «Хорошо тому, у кого лад в дому!».
8. Проблемная ситуация «Разделить плитку шоколада».
Ладушка дарит детям сюрприз – загадочная плитка шоколада. Воспитатель:
- Что мы с ней будем делать? Она одна. (ответы детей: разделить).
- Нам с Ладушкой интересно, как вы это будете делать!
Приложение 2
(II период)
Дидактические игры
«Кто знает, тот угадает!»
Цель:
• Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города;
• Развивать память, речь;
Воспитывать наблюдательность, любознательность.
1 вариант игры: Воспитатель вывешивает карточки с достопримечательностями города. Описывает то или иное место, называет значимые события, а дети стараются отгадать и точно назвать место. Кто правильно ответит на вопрос, получит фишку.
2 вариант игры: Ребёнок закрытыми глазами берёт на столе одну открытку с видами родного города, затем даёт краткое описание, не называя самого места. Остальные дети задают наводящие вопросы, до того момента пока место родного города не будет отгадано. Ответивший верно ребёнок, становится ведущим. Игра повторяется. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ – образец.
«К нам приехали туристы»
Цель: воспитывать чувство гордости за родной город.
Задачи: активизировать словарный запас детей по теме «Мой город»; развивать связную речь, навыки диалоговой речи; культуру общения.
Ход игры: Дети разбирают карточки с достопримечательностями города, расходятся по группе, подбирая необходимый материал для составления рассказа. Выбираются 2-3 туриста, которые знакомятся с детьми, расспрашивают о красивых и интересных местах города. Рассказать о достопримечательностях можно парами.
«Собери картинку и расскажи»
Цель: воспитывать любовь к родным местам.
Задачи: развивать зрительную память, развивать мелкую моторику рук, координацию.
Ход игры:
Дети получают черно-белое изображение одного из красивых мест города, и набор разрезной картинки. Воспитатель просит ребенка восстановить изображение, собрать картинку. Назвать место, изображенное на картинке.
Вариант для усложнения. Дается только набор разрезной картинки.
«Собери герб»
Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.
1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.
2. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясьна память.
3. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.