Елена Серебрякова
Годовой проект средней группы «Русский узор»
▼ Скачать + Заказать документы
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка, именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.
Публикация «Годовой проект средней группы „Русский узор“» размещена в разделах
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта : «Русский узор»
Разработчики проекта : Серебрякова Е. А., Рапопорт Е. Е., Волков А. А.
Продолжительность проекта : сентябрь – май 2018года
Вид проекта : долгосрочный, общесадовский
Тип проекта : творческий, познавательный
Участники проекта : педагоги, воспитанники младших-подготовительных групп, родители
Возраст детей: 4-5 лет
Актуальность.
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Проблема, значимая для педагогов:
- Недостаточный уровень знаний детей в области декоративно-прикладного творчества русского народа;
- Недостаточный уровень компетентности родителей в области русской народной культуры.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект :
Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Что бы мы хотели узнать об этом? Зачем нам это нужно? Чему мы хотели научиться? Выполняя проект, мы ответим на все вопросы и узнаем много полезного и интересного.
Цель проекта : Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Задачи.
Образовательные:
- расширить познавательный интерес к русской народной культуре;
- активизировать детей на приобретение и закрепление умений и навыков в области художественного творчества.
- создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Развивающие:
- развивать любознательность, стремление к творческому познанию русских народных традиций посредством интеграции образовательных областей;
- развивать эстетическое восприятие чувство ритма цвета творческие способности;
Воспитательные:
- приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие);
- формировать творческую личность;
- воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, любовь к искусству народных мастеров, чувство патриотизма и любви к Родине.
Этапы проекта
1этап: Нахождение темы проекта и осознание ее. Планирование.
2 этап: Реализация проекта (см. план мероприятий проекта)
3 этап: Завершение и анализ проекта. Документирование проекта. Итоговая презентация.
Итоговое мероприятие проекта : Фольклорный праздник, экскурсия в музей деревенского быта.
Планируемый результат:
• Воспитанники проявляют интерес к русской народной культуре;
• Воспитанники знакомы с видами декоративно-прикладного творчества;
• Повысилась компетентность воспитателей и родителей в области русской народной культуры.
План мероприятий по реализации проекта
№
п/п Наименование мероприятий Дата проведения Ответственные
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ
1. Беседы:
- «Русский народный костюм»
- «Русская изба»
- «Народные промыслы (Дымка, Филимоново, Гжель, Городец», Хохлома, Семеновская матрешка, Мезенская)» сентябрь- май воспитатели
2. Мастер- класс «Золотая хохлома» и «Дымка» ноябрь воспитатели, родители, дети
3. Мастер – класс «Роспись пряников в стиле Гжель» декабрь воспитатели, родители, дети
4. Открытое занятие «Роспись Филимоновской игрушки» январь Воспитатели групп, дети
5. Праздник Масленицы февраль воспитатели, родители, дети
5. Экскурсия в музей русской народной игрушки «Забавушка» март Воспитатели, родители, дети
6. Оформление мини – музея «Русский узор» Ноябрь- март воспитатели групп
7. Мастер – класс «Городецкая роспись» март воспитатели
11. Сюжетно-ролевые игры «Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели, «В деревне у бабушки и дедушки»,
январь - май воспитатели групп
12. Дидактические игры «Чудо-узоры», «Подбери чашку к блюдцу», домино «Русские узоры», «Четвертый лишний», Пазл –лото «подбери правильные узор», «Замочная скважина «Угадай узор» январь - май воспитатели групп
13. Инсценировки народных сказок в группах Март-апрель дети
14. Разучивание пословиц, поговорок, потешек,
чтение народных сказок, былин ноябрь - май воспитатели групп
15. Занятия по художественной деятельности «Роспись дымковских игрушек, рисование матрешек, гжельской посуды, городецких досок, платье дымковской барыни, роспись мезенского подноса, роспись филимоновского оленя» ноябрь - март Воспитатели, дети
18. Досуги «Веснянка», «В гости к хозяюшке», «Чудо – чудное, диво-дивное», «Посиделки» апрель - май воспитатели групп
19. Народные игры «Гори- гори ясно», «Ручеек», «Два мороза», «Лапти» ноябрь - май воспитатели групп
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
1. Участие в создании мини-музея группы по народной культуре Ноябрь - март воспитатели групп
2. Папки-передвижки «Русская народная игрушка», «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей», «приобщение детей к русской культуре» февраль воспитатели
3. Консультации «Фольклор в познавательном развитии детей дошкольного возраста», «Маленьким детям сказки лучше рассказывать», «Народная музыка в жизни современного ребенка» январь-май воспитатели групп
4. Анкетирование «Знаете ли вы народное творчество?» май воспитатели групп