Наталия Андреева
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Чудесная варежка. Народный чувашский узор»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей подготовительной группы
«Чудесная варежка» (народный чувашский узор)
Программное содержание. Формировать умение создавать образ – символы чувашских узоров солнца или звезды в технике аппликация. Развивать предпосылки ценностно – смыслового восприятия изделий декоративно – прикладного искусства. Развивать самостоятельность, инициативу и творчество.
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы „Чудесная варежка, Народный чувашский узор“» размещена в разделах
- Варежки, перчатки, рукавички
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Орнамент и узоры
- Подготовительная группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашские народные узоры, костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Методы и приемы:
• Словесные (беседа, описательный рассказ);
• Наглядные (рассматривание иллюстраций, натуральных изделий, изобразительные модели узоров);
• Практические (игры);
• Игровые.
Материалы: вырезанные из бумаги белого цвета варежки. Для создания чувашских узоров бумага желтого, зеленого, красного, синего и черного цветов размером 2х2 см, 2х8 см, дополнительные полоски цветной бумаги для создания других узоров по усмотрению детей.
Зрительный ряд: натуральные изделия из шерсти, иллюстрации варежек с народными узорами, изобразительные модели оригиналов узоров солнца или звезды
Ход деятельности
Педагог: - Дети, я хотела у вас спросить какое сейчас время года? (зима). А как вы узнали, что зима (Холодно, снег, все замерзло и. т. д.). А что зимой мерзнет? (природа, реки озера, животные птицы и. т. д.). А как вы думаете, мерзнет ли человек зимой? (да, у него мерзнет нос, руки, ног, тело). А что делает человек что бы не замерзнуть (одевает теплые вещи, шерстяные носки, шапку, шарф, шубу и. т. д.). Правильно изделия из шерсти они очень теплые.
- Ребята, как вы думаете, где человек находит теплые вещи? (вяжет сам из шерстяных ниток или покупает в магазине). Правильно, изделия из шерсти он может связать сам или купить.
- С давних времен человек ценил теплые вещи, А как вы, ребята, думаете почему он их ценил? (Ответы детей : потому что это была очень трудная работа, они пряли нитки и вязали, даже украшали их различными узорами. Я хочу предложить вам посмотреть небольшую выставку иллюстраций и самих изделий, сшитых или связанных вручную. (дети рассматривают одежду с народными узорами) Правильно, вещи сделанные своими руками очень ценились и сейчас они очень ценны, они являются не только предметом одежды но и произведением искусства. В одежде используются узоры в которых живут образы природы родного края. Чуваши многие прелести природы связывали с солнцем. (показывает варежку с узором (солнца или звезды)
- В этом узоре чувашская вышивальщица показывала красоту этого небесного светила.
- Ребята, а на что еще похож это узор? (звезда или снежинка).
- Правильно, таким же узором чуваши вышивали звезду. Узор звезды они искали в узорах снежинок. Зимой, когда падал крупный снег, девушки надевали цветные варежки и ловили падающие снежинки. Они рассматривали и запоминали разнообразные рисунки снежинок. Искусные вышивальщицы улавливали формы их углов и вышивали.
- Итак, этот узор в виде восьмиугольника изображает солнце или звезду.
- Ребята обратите внимание на то что, как расположены лучи солнца и звезды (они расположены по парно, и одинакового цвета лучи смотрят друг на друга).
- Ребята, чувашские игры вы знаете? (ответы детей). Они очень любили играть, и одной из любимых игр была «Чудо-варежка». Я предлагаю вам поиграть (проводится игра по типу «Бросание пояса»).
- Педагог: - Ребята, а вы знаете, что изделия с народным узором были даже своеобразным посланием? Их красивый и многоцветный узор мог нести определенную тайну. Например, русские вышивая на варежке зигзаг, желали владельцу долгих лет жизни. А вот чуваши в узоре солнца или звезды желали тепло и свет. И сейчас я вам предлагаю сделать своими руками варежку с чувашским узором звезды или солнца. Готовую варежку мы можем подарить своим близким с пожеланием тепла и света.
Тогда давайте создадим красоту своими руками, сделаем путем вырезания и наклеивания узора солнца или звезды из бумаги (приглашает за рабочие столы). Перед началом работы проведем пальчиковую гимнастику.
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять –
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Педагог: (показ способов создания образа символа чувашского узора)
-Выберите себе понравившейся шаблон варежки. Из полосок разного цвета можно вырезать лучи солнца или звезды. Полоску бумаги нужно сложить пополам и из получившегося прямоугольника срезать углы – треугольники. Разложить все вырезанные лучи по сторонам и углам квадрата, размещенного в центре варежки. Вырезанные треугольники можно использовать для «украшения варежки» (показ на мольберте или фланелеграфе.
- А перед началом работы, давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами (попросить одного из детей напомнить правила безопасности при работе с ножницами).
Обратить внимание как при наклеивании аккуратно пользоваться клеем и кисточкой.)
- Наклеивать можно только после того, как правильно разложены все элементы узора (самостоятельная деятельность детей).
Педагог: - Какие красивые работы получились, постарались на славу мастера!
В завершение занятия устраивается мини выставка детских работ (рассматривание детских работ, обращая внимание на сочетание элементов узора по цвету с фоном, на проявление творчества детьми).