Аржинт Лариса
Творческо-исследовательский проект «Русский валенок»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад «Золотые зернышки»
Музыкальный руководитель Аржинт Л. А.
Воспитатели: Хомякова Р. Д., Шаповал Л. И.
Январь-февраль 2018г.
Тип проекта: творческо-исследовательский, краткосрочный.
Участники проекта: воспитанники и воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Публикация «Творческо-исследовательский проект „Русский валенок“» размещена в разделах
Цель проекта: заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.
Задачи проекта:
• развивать интерес детей к народному быту;
• познакомить детей с историей традиционной русской обуви - валенками;
• формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;
• поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
Время реализации проекта: январь- февраль
Этапы реализации проекта:
1-й этап: подготовительный (январь) - сбор информации, материала.
2-й этап: организационный (январь-февраль) - разработка содержания НОД с детьми, сценария праздника.
3-й этап: формирующий (февраль) - проведение НОД с воспитанниками, пошив родителями костюмов к празднику, организация совместного праздника, выставки творческих работ родителей «Чудо-валенки».
4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта).
Предполагаемый результат
* У детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.
* У старших дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
* Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
Формы реализации проекта
* Тематические занятия по ознакомлению с историей возникновения валенок (презентация родителей).
* Занятия по изодеятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).
* Составление и отгадывание загадок.
* Организация выставкитворческих работ родителей «Чудо-валенки».
Презентация проекта: «Праздник Русского Валенка».
Сценарий праздника «Русский валенок»
Цель: приобщение детей к истории русской народной культуры.
Задачи: воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству,
приобщать детей к русским народным играм и песням;
активизировать в речи детей пословицы, поговорки.
Часть зала оформлена под русскую избу (русская печь, ухват, предметы русской посуды, домотканные коврики, лавки). Звучит русская народная музыка (фонограмма).
Ведущая (муз. рук.)
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Гуляет русская зима,
Останови ее, попробуй!
Махнет рукой- бела земля,
Махнет другой- растут сугробы.
Белит деревья и дома,
Морозит, устали не зная,
Гуляет русская зима,
Морозная, не злая.
Входят дети в русских народных костюмах, ведут хоровод и исполняют песню «Здравствуй,Зимушка-зима» А. Филиппенко.
1реб.
Ото всех дверей, ото всех ворот
Выходи скорей, веселись, народ!
2реб.
Красны девицы да добры молодцы
Собираются, наряжаются
Да на гулянье собираются!
3реб.
Если в доме, на работе
У вас валенки в почете,
То мы вас, своих друзей,
Приглашаем поскорей
К нам на праздник- поплясать,
Свою удаль показать!
Дети исполняют танец «Валенки»
Ведущая:Ребята, вы, наверное, знаете, что валенки - исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки, сколько ласковых названий дал русский народ этой великой обуви. Валенки - прекрасная, удобная обувь. В валенках не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! А в играх валенки помогали узнать: кто самый сильный, ловкий и быстрый.
Мальчик.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Мы грустить не разрешаем,
мы играть здесь начинаем.
Проводятся игра «Снежная Баба», на мотив русской народной песни «Прялица».
Ведущая.
Вижу я издалека:
Едет Ваня к нам сюда,
Едет прямо в хоровод,
Расступись, честной народ!
Дети инсценируют русскую народную песню «Как на тоненький ледок».
Девочка:Ой, Ванюша, ты ушибся?
Ваня: Нет! Я падал понарошку, посмешить хотел немножко!
1девочка: А Ванюша наш герой, только валенки с дырой!
2 девочка: Надо позвать дедушку, он быстро валенки подошьёт.
Он на все руки мастер! А вот и он, дедушка, дедушка - Всеведушка!
Дед: Деточки, мои дорогие, рад вас видеть!
Сегодня у нас веселье - праздника продолженье!
Ребенок: Дедушка, выручи, подшей валеночки!
Дед: Что ж, это можно, а вы ребята, чтоб веселей мне работалось,
Частушки бы спели, да поиграли, порадовали старика.
Дети исполняют частушки о валенках.
1. Чтоб прогнать мороз и стужу,
Мы в ладоши хлопаем,
В валенках через сугробы
Радостные топаем.
2. Наши девки маленьки, чуть побольше валенка,
Ну, а как заголосят, всех в округе удивят.
3. Моя милкамаленька, обувает валенки,
А когда обуется, как пузырь надуется.
4. Подарила маменька
Беленькие валенки,
С ними я не расстаюсь,
Даже спать я в них ложусь!
5. Тетеньки и дяденьки,
Все носите валенки
Реже станете болеть
И начнете молодеть!
6. Мы про валенки частушки
Еще долго можем петь,
Так что, хлопая в ладошки,
Вы все можете вспотеть!
Дед: Ну, вот принимай работу, новые валенки!
Дед: Я дед - Всевед, долго живал, много видал,Всё на свете знаю, к себе в решето собираю.
Вы бы мне про валеночки что-нибудь рассказали,а я бы к себе в решето положил,у меня там много чего лежит:и загадки, и пословицы, и потешки.
1 ребенок: Баю- баю, баиньки скатали Маше валенки,
Валенки по ножкам, бегать по дорожкам,
К бабушке по прянички, к дедушке по яблочки.
2 ребенок: Без шубы и валенок - зима без конца.
3 ребенок: Как у Даши маленькой, чёсаные валенки,
А шуба багряная, а личико румяное,
Вот какая Даша - красавица наша.
4 ребенок:Подшивает валенки
Дедушка-Всеведушка.
Старенькие валенки-
И хозяин стар.
Как дорожка тянется
За иголкой нить,
Эх, подошвы стареньки-
Долго не сносить!
Как наденет валенки
Дедушка седой-
В них пойдет по улице
Словно молодой! (В. Степанов)
Дед: Ах, как славно вы говорите, спасибо!
Дед: А теперь ребятки, загадаю вам загадки.
Загадки
1. Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки,
2. В них мы бегаем зимой,
Утром - в садик, днём - домой.
3. Треплют, катают, а зиму таскают,
4. Весь в шерсти, а кожи нет! (Валенки)
Дед: Да, отгадка одна - это валенки! А как же делают валенки?
1реб. Валенки-единственная обувь, полностью сделана из натуральных материалов: шерсть просто состригают с овец и перерабатывают.
2реб. Обрабатывают шерсть кипятком, паром, дымом, сбивали ее в общую массу-войлок и катали- сначала на столе, а потом на колодке нужного размера.
3реб. Из овечьей шерсти катали валенки разных цветов: черные, серые и белые.
4реб. А производят валенки только в России и традиция эта передается из поколения в поколение и по сей день.
Дед: Спасибо вам, ребята, прибавилось в моем решете.
Девочка: Что с ногами, не пойму-
Вправо-влево носятся,
Не стоят они на месте,
Так в кадриль и просятся!
Дети берут ложки деревянные и исполняют «Круговую кадриль».
Ведущая. Песнями да сказками сыт не будешь. Готово ли наше угощенье?
Дедушка достает из печипеченье, испеченное родителями в виде валенка и украшенное глазурью и угощает детей и гостей.
Дед: А теперь, детвора, ай да со двора!
Ведущая. Вот и закончился наш праздник, но зимы не кончаются. Они приходят к нам каждый год, дарят морозные дни и новые встречи с валенками.
Дети исполняют русскую народную календарную песню «Сею, вею, снежок».
Ведущая.
Рады всех вас пригласить
Вволю чаем напоить!
Он-бальзам от всех болезней,
И напитка нет полезней.
Чай с вареньем и лимоном,
Приглашаем всех… с поклоном! (Все кланяются)
Выставка художественного творчества родителей
«Чудо-валенки»