Анна Морозова
Годовой отчет педагога-психолога за 2018–2019 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Функционирование психологической службы в дошкольном отделении гимназии состоит в психолого-психологическом сопровождении всех участников образовательного процесса.
Цель работы дошкольного образовательного учреждения – охрана и укрепление здоровья детей, развитие гармоничной личности.
Публикация «Годовой отчет педагога-психолога за 2018–2019 учебный год» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Исходя из этого основной целью работы психолога, работающего в детском саду, является обеспечение безопасности и сохранение психологического здоровья детей.
Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.
Диагностическое направление.
Таблица 1.1 (Кол-во человек охвачено, взрослых и детей)
Таблица 1.2. (Кол-во диагностических обследований, индивидуальных и групповых)
Проведённая диагностика взрослых (Таблица 1.3):
Проведённая диагностика детей (Таблица 1.4):
Диагностика тревожности, агрессивности, нарушения самоконтроля проводилась выборочно в подготовительных группах по результатам наблюдений за прошлый год и запросам воспитателей, по результатам диагностики формировалась коррекционная группа.
Проводилась индивидуальная выборочная диагностика и в старшей группе, по результатам которой планировались индивидуальные занятия (дети с ОВЗ по рекомендации ТПМПК).
По просьбе педагогов или родителей проводилось индивидуальное психодиагностическое обследование воспитанников, у которых на протяжении учебного года возникали трудности в обучении или поведении.
Итог этой работы: психологическая характеристика детей, дополнение и заполнение карт детей группы риска, коррекционные психологические мероприятия, рекомендации.
Запланированные диагностические мероприятия проведены в полном объеме, основные темы запроса – проблемы в личностной сфере детей.
Коррекционно-развивающее направление.
На протяжении всего учебного года проводились индивидуальные и групповые занятия.
Таблица 2.1. (Кол-во детей, охваченных групповыми и индивидуальными занятиями, по группам)
Таблица 2.2. (Использованные программы)
Проведённые занятия:
Всего за учебный год – 282
За год групповых – 135
За год индивидуальных – 147
В этом учебном году апробировалась новая программа – «Приключения будущих первоклассников» Н. Ю. Куражевой,. Некоторые сложности отмечались при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, которые связаны с длительным отсутствием детей в детском саду, в т. ч. частыми пропусками по болезни, в связи с зимними морозами, а также без причины.
В 1 и 2 половине учебного года заключались договора с родителями на индивидуальную развивающую работу с детьми подготовительной и старшей групп.
В течение всего года осуществлялась психолого-педагогическая работа с детьми "группы риска". Использовались следующие формы работы: диагностические, определение характера психолого-педагогической запущенности, оказание психологической поддержки, включение в группы развития (индивидуальные и групповые).
Всего охвачено за год индивидуальными занятиями 10 детей, на каждого ребёнка пришлось по 8 – 21 коррекционно-развивающему занятию. Это дети в возрасте 2 - 7 лет. Индивидуальные занятия проводились по направлениям: познавательная сфера, регулятивная сфера, эмоционально-коммуникативная сфера.
Индивидуальные занятия с детьми проводились ежедневно, по 1- 3 занятия в день.
Таблица 2.3. (Результативность коррекционно-развивающей работы)
Консультационное направление.
Включает в себя оказание помощи обучающимся, их родителям, участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения.
Виды работ: индивидуальные, групповые консультации по инициативе самих участников образовательного процесса и по приглашению психолога.
В течение всего учебного года велась работа:
С родителями - целью работы являлись коррекция взаимоотношений между детьми и родителями.
С педагогами - целью работы было улучшение взаимодействия педагогов с воспитанниками и родителями.
Консультирование:
Общее количество за год – 119
Родители – 79 педагоги – 40
Из них:
консультаций по проведенным диагностическим исследованиям – 49
консультаций по личностным проблемам детей – 43
консультаций по поводу организации педагогического процесса – 27
Просветительское и психопрофилактическое направление.
Психологическое просвещение предполагает знакомство с основами межличностного взаимодействия, процессами формирования личности, трансляцию психологических методов и приёмов. Психопрофилактические мероприятия направлены на предупреждение возможных психологических проблем, на налаживание взаимодействия между участниками воспитательного процесса, стимулирование интереса родителей к жизни ребёнка в детском саду.
Таблица 3.1. (Психопрофилактические и просветительские мероприятия за год)
Проведено родительских собраний – 7.
1 младшая группа № 1 и № 2, подготовительная группа № 1 и № 2, средняя группа, старшая группа)
Организованы и проведены 2 акции (старшая группа, все группы ДОУ).
Оформлено 13 мини-выставок детского рисунка и иллюстраций для родителей (1 младшая группа № 1и № 2, старшая группа).
Велся «Экран адаптации» (сентябрь-октябрь, 1 младшая группа № 1 и № 2).
Проведено 4 психопрофилактических и просветительских мероприятия с педагогами ДОУ (групповые консультации, психологические игры, тренинги).
Выступлений на районных методических объединениях, семинарах: 5 (открытые занятия, доклады, мастер-классы).
Организовано участие одаренных детей в познавательных викторинах: 3 викторины (ТОИПКРО, ТГПУ).
Систематически осуществлялась смена материалов на стендах и папках – передвижках для родителей по актуальным вопросам воспитания и обучения детей – 8 раз во всех группах.
Организационно-методическое направление.
Состоит в разработке методов диагностики и психопрофилактики, в работе по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, в участии в создании и организации предметно-развивающей среды кабинета и ДОУ и др.
В течение года велась работа с документацией: перспективный и календарный планы работы, журнал учёта видов работ педагога - психолога, журнал заключений по результатам психодиагностических исследований, журнал учёта стендовой информации, рабочие коррекционно-развивающие программы, работа с паспортом кабинета.
В течение учебного года по результатам диагностики и анализа предложений педагогов велась работа с картами развития детей, поставленных на учёт. Дополнялась игротека – изготовлены самостоятельно игры и пособия для индивидуальной и групповой работы с детьми: «Волшебные кубики», «Найди и покажи», «Кто спрятался по адресу», «Приключения будущих первоклассников» (рабочие листы с заданиями, банк презентаций, пополнение картотеки игр на мышление. В течение учебного года велась работа по обогащению и обновлению кабинета. Все эти изменения отражены в паспорте кабинета.
Кроме того, в течение учебного года систематически участвовала в вебинарах по различной тематике (Таблица 4.1)
В течение года активно участвовала в мероприятиях учреждения и района (семинары, методические объединения – 14 мероприятий).
В течение года участвовала в совещаниях рабочей группы ДО по вопросам ПМПк, в педагогических советах.
В рамках работы с одаренными детьми подготовила 8 детей к всероссийским конкурсам (ТОИПКРО, ТГПУ) - Таблица 4.2.
Осуществляла работу в личном блоге на профессиональном интернет – портале «Маам», публикуя свои статьи и разработки (см. таблица «Просвещение и психопрофилактика»).
В течение всего учебного года велась методическая работа по подготовке развивающих психологических групповых и индивидуальных занятий, диагностических исследований, обработке диагностической информации, подготовке к выступлениям, и пр.
Не проведены запланированные мероприятия для педагогов:
- практикум «Психологические игры в работе с детьми» (не проведен по причине замены темы по самообразованию)
При реализации своей работы столкнулась с некоторыми трудностями:
1. Недостаточная оснащённость кабинета по реализации коррекции эмоционально-личностного развития (недостаточно материалов по песочной терапии, игровой терапии, не хватает площади для хранения материалов и проведения игр).
2. Плохая посещаемость детьми ДОУ, частые пропуски из-за заболеваемости детей и без причины.
Планы на следующий год:
1. Разработка и проведение системы мероприятий по сопровождению одаренных детей.
2. Продолжать внедрение в педагогический процесс инновационных технологий, таких как: «Настольные психологические игры», «Ассоциативные карты».
3. Обучение на курсах повышения квалификации.