Чупина Екатерина
Годовое темат. планирование «Краеведение» по ознакомлению детей с культурой, историей, традициями народов Пензенской области
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал №1 «Соловушка» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 120 г. Пензы «Аистенок»
Годовое тематическое планирование «Краеведение» по ознакомлению детей старшего возраста с культурой, историей, традициями народа Пензенской области
Воспитатель:
Чупина Е. Е.
2023г.
Пояснительная записка:
Публикация «Годовое темат, планирование „Краеведение“ по ознакомлению детей с культурой, историей, традициями народов Пензенской области» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Пензенская область, Пенза
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Программа составлена в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования От рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. омаровой, М. А. Васильевой.
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся – 1 раз в неделю. Старшая группа – 25 мин. Всего – 36 занятий.
Формы организации обучения:
Обучение проводится на занятиях в групповых помещениях, в индивидуальной работе, повседневной жизни.
Программа учитывает следующие принципы:
- природосообразности: учет возрастных особенностей, возможностей, индивидуальных качеств личности ребенка;
- доступности: тщательно отобранный материал подготовлен таким образом, чтобы ребенок мог активно его воспринимать, использовать в разнообразных видах деятельности;
- последовательности: от простого к сложному; - системности: объединение элементов работы в целое;
- интеграции: использование образовательных областей – социально- коммуникативное развитие, познавательное. Речевое, художественно- эстетическое, физическое развитие и развитие игровой деятельности;
- цикличности: новые представления формируются уже на основе знакомых; - научности: работа ведется на основе этнографического материала и нормативных документов ДОУ;
- открытости: сотрудничество с семьёй в воспитании дошкольников.
Новизна и теоретическая значимость программы «Краеведение» заключается:
- в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к старшему дошкольному возрасту;
- в определении критериев и уровней форсированности краеведческой культуры дошкольника;
-в создании системы формирования краеведческой культуры у дошкольников.
Отличительная особенность данной программы состоит в ее практической значимости:
-реализации индивидуального подхода;
- формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющим управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.
Цели программы:
- Формирование у детей элементарных краеведческих и исторических представлений о Пензенской области.
- Приобщение детей к национальной культуре, истории, наследию народа, историческому прошлому родного края, к бесценным богатствам природы Пензенской области.
- Формирование у детей способностей видеть многообразие окружающего мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, четко и логично высказываться, аргументировать ответы.
- Накопление нравственного опыта, становление самосознания. Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан страны, патриотов своего Отечества.
Задачи программы:
Обучающие:
- развивать познавательный интерес к изучению родного села, города, области;
- способствовать социализации воспитанников;
- обогащать знания дошкольников о городе Пенза, его истории, достопримечательностях, известных людях.
Развивающие:
- развивать личностные качества, наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу;
- прививать навыки познавательной творческой деятельности;
Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства родного края.
Воспитательные:
- формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края;
- воспитывать уважительное отношение к труду людей;
-усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
Основные направления программы:
1. Окружающие национальные предметы, впервые побуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность.
2. Фольклор (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).
3. Животный и растительный мир Пензенской области.
4. Знакомство с Красной книгой Пензенской области.
5. Предприятия и труд людей в Пензенской области.
6. Знакомство с народными праздниками и традициями.
7. Знакомство с элементами орнамента Пензенской области.
8. Знакомство с символикой (герб, флаг, гимн).
9. Достопримечательности, богатства Пензенского края (полезные ископаемые, животный и растительный мир, реки и озера).
10. Народы, живущие в Пензенской области.
11. Знакомство с историей семьи, ее традициями и обычаями.
12. Культура Пензенской области (народные промыслы, традиции и т. д.).
13. Знакомство с защитниками родной земли во времена Великой Отечественной Войны.
Методы работы:
- Наглядные – рассматривание картин, иллюстраций, демонстрация предметов из национальной избы, видео, аудиоматериалов;
- практические – игры, элементарные опыты, элементарная поисковая деятельность, работа со схемами и моделями;
- словесные – рассказы педагога и детей, чтение художественной, энциклопедической научной литературы, беседы.
Формы работы:
- беседы;
- интеллектуальные игры;
- настольно-печатные игры (маршрутные игры);
- виртуальные экскурсии;
- практические занятия;
- праздники.
Программа предусматривает формы взаимодействия с семьё й:
- консультации;
- сообщения на родительских собраниях;
- проведение интеллектуальных игр с родителями;
- привлечение родителей к изготовлению дидактического материала для занятий.
- знания о названии родного города, его истории, символике, улицах, достопримечательностях и значимых местах, промышленных предприятиях и профессиях людей.
- знание предметов быта, элементах народного творчества, многообразие фольклора и сказок. Представление о национальном костюме и орнаменте.
- знание особенностей природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, животных и растений занесенных в Красную книгу Пензенской области).
- знание истории своей семьи, ее традициях и обычаях.
- проявление патриотических чувств, ощущения гордости за свою малую Родину, ее достижения.
Дидактический материал:
- элементы быта Пензенской области;
- макет избы и русской печи;
- книги об истории Пензенской области;
- наглядное пособие «Животные и растения Пензенской области»;
- наглядное пособие «Народные промыслы»;
- наглядное пособие «Предприятия Пензенской области»;
- наглядное пособие «Профессии»;
- наглядное пособие «Достопримечательности Пензы»;
- наглядное пособие «Народы Пензенской области. Их культура и традиции»;
- картины «Национальные костюмы»;
- куклы в национальных костюмах;
- Абашевские игрушки.
Диагностика компетентности детей :
Педагогическая диагностика проводится два раза в год: сентябрь, май. В результате освоения программы воспитанники получают целый комплекс представлений, знаний, умений по ознакомлению с родным краем.
Введение.
Начало всех жизненных дорог закладывается в детстве. И все мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми, трудолюбивыми, чтобы стали достойными гражданами России. Прежде всего надо научить детей любить природу родного края, великие и малые свершения своего народа. Именно от этой любви и вырастает чувство Родины. Любой край, город, даже небольшое село неповторимы! Везде есть особенные его жителям тропинки, особенные деревья, дома, улицы, памятники. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой город хотя и маленький, но славен своим прошлым, памятниками старины. Неповторимы люди. Везде есть свои артисты, художники, поэты, и обязательно есть люди, которые прославили свой край трудом, подвигом, достижениями. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность к своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной привычной среды обитания человека. Чувство Родины исконная связь с конкретной землей составляет аксиому народного нравственного сознания. Сегодня изменения в обществе вынуждают вернуться к пониманию воспитательного процесса в контексте общечеловеческой культуры, так как наше общество стоит перед проблемой разрыва связи человека с окружающей историко-культурной средой, преемственности поколений, формирования чувства гармонии с окружающим миром. Приоритетным направлением в современной системе образования является духовно-нравственное становление личности ребенка. Поэтому с раннего детства в развитии личности социально значимым является национальное воспитание, приобщение современных детей к сокровищам культурного наследия Пензенского народа, историческому прошлому родного края, к его бесценным богатствам природы. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, становление самосознания. Патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, которые формируются у ребенка на протяжении всего детства. Поэтому естественным требованием к содержанию патриотического воспитания и образования является включение культурно-исторических, духовно-нравственных компонентов. Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. Передовые педагоги - В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский и другие – отмечали огромную роль краеведения и краеведческого принципа обучения и воспитания детей. Дошкольное краеведение имеет различные направления, которые тесно взаимосвязаны: - географическое; природоведческое; историческое; культуроведческое; литературное. Краеведческий материал, включенный в содержание обучения, несет большой потенциал – имеет нравственное значение, так как помогает воспитывать уважение к национальным традициям, обычаям, любовь к родной земле, формирует эстетически отзывчивую личность. Любовь к родной земле воспитывалась с рождения ребенка наряду с уважением памяти и тайн предков. Окружающая среда и особенности северной природы способствовали возникновению обычаев и традиций в культуре народа Пензенской области. Занятия по краеведению – целенаправленный процесс по формированию: целостного представления об окружающем мире (природе, исторических фактах и сведениях, традициях Пензенского народа, особенностях хозяйствования на территории Пензенского края); - личностных качеств воспитанников – воспитания любви к родной области, уважения к народам нашего края, чувства сопричастности к их культуреПрограмма складывается из компонентов, обусловленных: существующим законодательством, общегосударственными российскими и республиканскими стандартами обучения и воспитания.
Тематическое планирование :
Сентябрь 1 неделя: Беседа с детьми о летнем отдыхе «Моя малая Родина»
Формировать у детей понимание, о том что Пензенская область большая и включает в себя множество сел и деревень. Предложить рассказать детям где они были летом, что видели, просмотреть фотографии с мест отдыха. Познакомить детей с названиями сел и деревень Пензенской области. Формировать представление о малой Родине.
Сентябрь 2 неделя: «Мой город – Пенза»
Формировать знания о городе и родном крае. Уточнить и систематизировать знания детей о названии города, его истории. Воспитывать чувство заинтересованности и уважения к истории родного города.
Сентябрь 3 неделя: «Уголок России - отчий дом. 3накомство с символикой Пензенской области»
Довести до сознания детей, что такое Родина, почему так называют. Познакомить детей с символикой Пензенской области. Воспитывать патриотические чувства через художественное восприятие.
Сентябрь 4 неделя: «Живут в Пензенской области разные народы с давних пор»
Познакомить детей с многонациональным составом населения родного края, его национальными особенностями: национальные костюмы, языки, жилища, традиции. Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Октябрь 1 неделя: «Улицы родного города»
Обогащать и конкретизировать представления о родном городе: убранство и названия улиц. Воспитывать любовь к родному городу, желание соблюдать порядок на улицах, в общественных местах.
Октябрь 2 неделя: «Достопримечательности города Пенза»
Формировать представления о достопримечательностях города Пензы. Развивать интерес к истории родного города. Прививать чувство гордости за родной город. Закладывать основы патриотического воспитания детей.
Октябрь 3 неделя: «Чем отличается город от деревни, села?»
Продолжать формировать представления детей о разных населенных пунктах Пензенской области. Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом сходства и отличия.
Октябрь 4 неделя: «Богатства Пензенского края»
Расширять представления детей о Пензенской области. Знакомить с богатствами родного края, со свойствами полезных ископаемых и областью их применения, о том какую роль они играют в жизни людей. Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природным ресурсам.
Ноябрь 1неделя: «Я житель города Пенза»
Закреплять знания детей о родном городе Пензе, его истории, символики, достопримечательностях. Вызвать чувство гордости за родной город.
Ноябрь 2 неделя: «Юные защитники природы»
Формировать позиции юного защитника природы. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Воспитывать желание заботиться и охранять объекты природы.
Ноябрь 3 неделя:«Природа Пензенской области»
Расширять представления детей о растительном мире Пензенской области, о взаимосвязи климатических условий региона с условиями роста и развития характерных представителей растительного мира родного края. Развивать представление о богатстве и многообразии природы Пензенской области. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.
Ноябрь 4 неделя: «Виртуальная экскурсия в городской парк»
Формировать представления у детей о месте отдыха горожан. Закрепить знания о растениях, которые растут в парке, животных и птицах живущих в нем. Воспитывать уважительное отношение к природе.
Декабрь 1 неделя: «Животный мир нашего края»
Расширять знания детей о диких животных нашего края и их детенышах, о месте проживания. Формировать начала экологической культуры детей, воспитывать бережное и ответственное отношение к природе и животным.
Декабрь 2 неделя: «Красная книга Пензенской области»
Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды, о том как ухудшения экологического условий влияют на жизнь живой природы. Как человек влияет на природу. Объяснить причины создания Красной книги Пензенской области. Знакомство с растениями района.
Декабрь 3 неделя: «Мастерами славится Пензенская область!»
Расширять представления детей о народных промыслах Пензенской области, прививать любовь к предметам старины. Формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам народного декоративно-прикладного искусства. Учить выделять характерные особенности изделий Пензенских мастеров. Воспитывать уважительное отношение к труду наших предков.
Декабрь 4 неделя: «Абашевская игрушка»
Расширять представления о ремесле игрушечных дел мастеров Пензенской области. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду людей, гордость за свою малую Родину.
Январь 1 неделя: Зимние игры и забавы»
Познакомить детей с народными зимними играми и забавами родного края. Формировать представление об их возникновении и значении в жизни людей.
Январь 2 неделя: «Традиции и обычаи людей на родной земле»
Познакомить детей с особенностями жизни людей в Пензенской области, с их традициями и обычаями передаваемых из поколения в поколение. Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям. Продолжать развивать эстетическое восприятие средствами национального фольклора.
Январь 3 неделя: «Быт и предметы утвари русской избы в Пензенской области»
Знакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа. Продолжать формировать представление об облике деревни, обобщая и систематизируя знания о предметах быта. Воспитывать уважительное уважение к истории своего города, желание узнавать что-то новое о его прошлом.
Январь 4 неделя: «Путешествие в прошлое предмета»
Дать представления о приемах изготовления традиционной одежды, о материале, из которого изготавливали одежду: ткань, мех, кожа, шерсть. Развивать умение сравнивать одежду разных народов, находить сходства и различия. Воспитывать желание научиться изготавливать себе вещи вязанием, вышиванием и другими способами.
Февраль 1 неделя: «Русский народный костюм Пензенской губернии»
Побуждать интерес детей к национальному костюму, познакомить с его особенностями. Расширять знания о народной культуре. Расширять представление о цветовом колорите народного костюма родного края. Способствовать развитию интереса к изучению истории культуры Пензенской области. Воспитывать патриотические чувства, гордость за свой народ.
Февраль 2 неделя: «Орнаменты и узоры Пензенского края»
Познакомить детей с элементами орнамента Пензенского края, как украшение одежды, обуви, предметов, утвари. Развивать умение различать и называть орнаменты, украшать изделия этими элементами. Воспитывать интерес к культуре родного края.
Февраль 3 неделя: «Сказки народов Пензенского края»
Формировать представление о сказках Пензенского края, как о жанре устного народного творчества своей малой Родины. Формировать систему представлений детей о Пензе через знакомство со сказкой. Воспитывать интерес устному народному творчеству.
Февраль 4 неделя: «Богатыри на Пензенской земле»
Дать элементарные сведения о богатырях-защитниках на нашей родной земле. Сформировать понятие о том какими качествами обладали богатыри, как несли службу. Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать причастность к истории нашего великого народа.
Март 1 неделя: «Масленица»
Дать детям знания о русском народном празднике Масленица, его особенностях празднования на родной земле. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.
Март 2 неделя: «Фока воду кипятит и как зеркало блестит».
Познакомить детей с самоваром как атрибутом быта людей на родной земле. Дать представление о традициях русского чаепития. Знакомить с правилами гостеприимства. Воспитывать доброжелательное отношение к людям.
Март 3 неделя : «Путешествие в страну фольклора родного края»
Познакомить детей с фольклором Пензенской области, его характерными чертами. Закреплять знания о жанрах и видах фольклора. Приобщать детей к национальной культуре. Формировать интерес к истории и культуре русского народа.
Март 4 неделя: «Весна, весна, поди сюда»
Формировать знания об обычаях встречи весны в Пензенской области. Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Воспитывать уважительное отношение к народной культуре.
Апрель 1 неделя: «Шутку шутить- людей насмешить»
Знакомить детей с русскими народными традициями. Познакомить детей с потешным фольклором
Апрель 2 неделя: «История моей семьи»
Формировать представление детей о своих предках. Выяснить знания детей о своей семье. Развивать умение на основе имеющихся знаний составить схему «Древо семьи», обозначать уровни поколений рода, семьи. Воспитывать любовь и желание изучать историю своего рода.
Апрель 3 неделя: «Традиции и обычаи моей семьи»
Расширять представления детей о своей семье. Предложить рассказать о традициях и обычаях, которые бережно хранят и предают из поколения в поколение в их семьях. Воспитывать уважительное отношение к своим родным, желание хранить семейные традиции и продолжать их.
Апрель 4 неделя: «Чем занимались наши предки на Пензенской земле?»
Знакомство с традиционными занятиями Пензенского народа : охота, рыболовство, земледелие. Воспитывать уважительное отношение к труду наших предков, любовь к истории своего народа.
Май 1 неделя: «Они защищали Родину»
Формировать представления детей о Великой Отечественной войне, о героях Советского Союза. Познакомить с памятниками нашего города посвященные героям родной земли, рассказать детям о их подвигах, доблести и смелости.
Воспитывать чувство патриотизма, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.
Май 2 неделя: «Предприятия Пензенской области» Обобщать знания детей о городе Пенза как о малой родине. Развивать интерес к истории родного города, в том числе к промышленным объектам. Познакомить детей с работой заводов, их историей. Сформировать убежденность в социальной значимости труда. Воспитывать чувства уважения и благодарности к людям, работающих на предприятиях города, к результатам их труда.
Май 3 неделя: «Профессии людей родного города»
Формировать целостные представления детей о профессиях родного города. Расширять представления о разнообразии профессий людей. Показать общественную значимость труда взрослых для других людей города. Воспитывать уважение к труду людей, желание выбрать профессию и стремление учиться.
Май 4 неделя: Викторина «Знатоки родного края»
Закрепить знание детей об истории родного края, о его достопримечательностях. Развивать у дошкольников умение применять имеющиеся знания. Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его еще красивее.