Ксения Снитко
Консультация «Гиперактивный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ?
Как правило, любящие мамы и папы говорят о гиперактивных детях : «юла», «непоседа», «живчик», другие родители называют их: «непослушный», «несносный», «неуправляемый». И, действительно, гиперактивность – это невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Гиперактивности обычно сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка; при этом уровень интеллектуального развития детей не зависит от степени гиперактивности и даже может превышать показатели возрастной нормы.
Публикация «Консультация „Гиперактивный ребенок“» размещена в разделах
ПРИЧИНЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
-Инфекционные заболевания, перенесенные детьми в раннем возрасте.
-Стрессы, тяжелый физический труд мамы во время вынашивания плода.
-Прием матерью наркотиков, алкоголя.
-Травмы головы, возникающие во время родов.
-Скудный или неправильный рацион питания крохи.
-Болезнь может передаваться на генетическом уровне.
-Конфликты внутри семьи и авторитарный стиль воспитания.
КАК УЗНАТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА?
• Невнимательность, проблемы с концентрацией. Дети часто испытывают трудности при восприятии информации на слух, легко отвлекаются, бывают неорганизованными, «отрешенными», забывают о поручениях, заданиях и просьбах, теряют вещи и т. д.
• Импульсивность. Дети нетерпеливы, перебивают других учеников и учителей, тяжело переносят разочарования, испытывают потребность сразу получить желаемое и не реагируют, когда взрослый уговаривает подождать.
• Гиперактивность. Дети постоянно находятся в движении, прыгают, бегают, что-то теребят в руках, раскачиваются на стуле. Им трудно спокойно усидеть во время уроков или выполнения домашних заданий.
Критерии гиперактивности
(СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ)
Дефицит активного внимания
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор.
3. Плохо сосредотачивает внимание.
4. Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемое правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других – нет, на одних занятиях успешен, на других – нет
Если у ребенка проявляются хотя бы шесть из перечисленных выше признаков, можно предположить (но не поставить диагноз, что ребенок гиперактивен.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСТАНОВКУ ДИАГНОЗА ДОЛЖЕН ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ТОЛЬКО ВРАЧ!
Советы родителям гиперактивного ребенка
Бесконечные замечания и одергивания ребенка приведут не к послушанию, а к обострению поведенческих проявлений гиперактивности. Поэтому родителям необходимо:
1. Научиться сдерживать бесконечный поток замечаний;
2. Строить распорядок дня так, чтобы не перегружать ребенка и четко соблюдать распорядок дня (ребенок должен ложиться в строго определенное время);
3. Оградить ребенка от длительного просмотра телевизора, особенно перед сном;
4. Перед сном предложить спокойное занятие;
5. Нельзя требовать от ребенка одновременно быть внимательным, неподвижно сидеть и не перебивать взрослого;
6. Не осуждать ребенка за его подвижность 7. Обращать внимание ребенка на то, что он делает, помогая концентрировать внимание;
8. Внимательно выслушивать ребенка;
9. Самим демонстрировать модель неагрессивного поведения;
10. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;
11. Ребенку необходима уверенность в безусловной родительской любви;
12. Оставаться спокойным, проявлять терпение.
Как помочь гиперактивному ребенку :
Помощь гиперактивному ребенку должна оказываться в тесном сотрудничестве воспитателя, родителей и психолога. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, не удавалось еще никому, но научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых.
ПОМНИТЕ ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК НИ В ЧЕМ НЕ ВИНОВАТ!