Чабин Андрей
Гиперактивные дети в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Гиперактивные дети в детском саду.
В последнее время родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке.
С такими детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело и убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Взрослые жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания не приносят результатов. Во время организационной деятельности в детском саду такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задание до конца, получают больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания», мешают другим детям и обычно попадают в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.
Публикация «Гиперактивные дети в детском саду» размещена в разделах
Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять некоторые черты гиперактивности : излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость. У детей гиперактивность проявляется через :
• чрезмерную невнимательность;
• отвлекаемость;
• импульсивность;
• подвижность.
Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться ещё до того, как ребёнок начинает ходить.
Не смотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты, среди родителей и педагогов всё ещё бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая распущенность, а иногда и просто «распущенность» ребёнка или результат неумелого воспитания.
Основными же причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является:
• патология беременности, родов;
• инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;
• генетическая обусловленность.
Часто синдром гиперактивности сопровождается синдромом дефицита внимания.
С появлением гиперактивного ребёнка в группе возникает немало проблем и воспитателю следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком.
Необходимо направлять деятельность ребёнка, система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями. Игры должны способствовать:
• снятию напряжения;
• снижению агрессивности;
• развитию умения концентрировать внимание.
Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком.
Таким образом можно выделить основные моменты во взаимодействии с гиперактивным ребёнком :
• «не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;
• применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;
• во время организованной деятельности размещать ребёнка ближе к себе чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
• давать возможность в процессе организованной спокойной деятельности подвигаться выполняя какое-либо поручение;
• хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.
В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Обязательно нужна совместная работа родителей и педагогов, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей. И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а скорее, ухудшат его.
Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном взаимодействии медиков, психологов и педагогов.
Нами разработан цикл занятий для родителей гиперктивных детей. Ниже представлено одно из занятий данного цикла и игры:
Сентябрь Консультация: «Что такое гиперактивность? Причины?»
Цель: обозначить проблему, сформировать представление о синдроме СГА его причинах.
Октябрь Консультация: «Как помочь гиперактивному ребёнку? И как общаться с ним?»
Цель: помочь родителям устанавливать контакты с ребёнком.
Ноябрь Открытое занятие для родителей: Как слушать ребёнка?
Цель: формировать у родителей навыки общения.
Декабрь Семинар: «Игры с гиперктивными детьми?»
Цель: познакомить родителей с играми которые направлены на тренировку внимания, умение подчиняться групповым правилам, считаться с интересами других детей.
Январь Подбор игр для родителей и детского сада. Оформление картотеки игр.
Февраль Рекомендации для родителей: «Гиперактивность – ещё не дурной характер.»
Цель: дать родителям рекомендации в общении с ребёнком.
Март Консультация: «Понимаете ли вы своего ребёнка.»
Цель: помочь родителям общаться с детьми.
Апрель Круглый стол: «Дефицит внимания и гиперактивность, связаны ли между собой?»
Цель: предложить родителям рассмотреть эти проблемы: связаны они между собой или рассматривать их отдельно.
Май Консультация: «Не делайте детей себе удобными»
Цель: научить взаимодействовать каждого члена семьи с гиперактивным ребёнком.
Практическое занятие «Как слушать ребёнка?»
Цель: формировать навыки общения.
Задачи:
• познакомится ближе с родителями.
• Выяснить у родителей, что они знают о технике активного слушания.
• Провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребёнком.
• Научится распознавать чувства детей в разных ситуациях.
• Потренироваться использовать технику активного слушания.
Время проведения – 1,5 часа.
Материалы:
• Мягкая игрушка.
• Бумага форматом А4, А3.
• Карточки с описанием различных ситуаций.
Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте! Мы рады, что вы нашли время прийти к нам. Сегодня мы будем говорить о проблемах общения с ребёнком и умением строить общение с ним. В ходе работы нам предстоит друг с другом конструктивно взаимодействовать.
Сейчас мы по кругу будем передавать игрушку, ваша задача: представиться, сказать, чьи вы родители и в какую группу ходит ваш ребёнок, и закончить следующее предложение: я пришёл сюда для того, чтобы…
(В ходе выполнения этого задания участники по очереди представляются друг другу и говорят, зачем они пришли на занятие. Ведущий фиксирует на листе высказывания участников и делает обобщение по поводу услышанного).
Ведущий. Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим, как можно решать эти проблемы.
Перед тем как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.
Родителям предлагаются игры:
• «Молчанка» - цель: сплочение коллектива. Ход игры: группа должна быстро без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры: квадрат, треугольник, ромб, букву, птичий косяк.
• «Говорящие руки» - цель: эмоционально-психологическое сближение участников. Ход игры: участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг другу. Ведущий даёт команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. Варианты инструкций образующимся парам: поздороваться с помощью рук, побороться руками, помириться руками, выразить радость и т. д.
Ведущий. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить между собой; ребёнок рассказывает, что он с кем-то из ребят поссорился или подрался или кто-то его обидел и т. д. Все эти ситуации нам хорошо известны. Давайте попробуем вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с ребёнком.
Ведущий описывает несколько типичных ситуаций, например: ребёнок не хочет надевать шапку; ребёнок плачет, потому что другой сломал или отобрал его игрушку и спрашивает у родителей, что они обычно говорят своим детям в таких случаях.
Родители делятся своим опытом.
Ведущий. Как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?
Родители высказывают свою точку зрения. (На данном этапе важно выйти на понимание родителями того, что ребёнок ждёт понимания, а не родительских лекций и нотаций, а порой и угроз).
Ведущий. Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Поэтому если просто что-то показать, чему-то научить или как-то направить ребёнка – мы ему поможем. В таких случаях лучше всего ребёнка выслушать. Психологи называют этот способ активным слушанием.
Что значит активно выслушать?
(Ведущий спрашивает родителей, что они знают об этой технике.)
Родители по желанию говорят о том, что они понимают под техникой активного слушания, а некоторые даже делятся опытом использования этой техники.
Ведущий. Все вы правы! Активно слушать ребёнка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства, например:
1. СЫН. Он отнял мою машинку!
МАМА. Ты очень огорчён и рассержен на него.
2. СЫН. Больше я туда не пойду!
ПАПА. Ты больше не хочешь ходить в детский сад.
3. ДОЧЬ. Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА. Тебе она очень нравится.
Ведущий. Сейчас мы предлагаем вам разыграть одну сценку.
Пояснение: (исполняющим роль дочери даются слова. Мама – импровизирует. Воспитатель корректирует слова мамы.)
Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют её пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздаётся громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дёргаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади – растерянный сын.
ДОЧЬ. У-у-у-у!
МАМА. Миша тебя обидел… (пауза)
ДОЧЬ (продолжает плакать). Он меня урони-и-ил?
МАМА. Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась (пауза)
ДОЧЬ. (перестаёт плакать, но всё ещё обиженным тоном). Нет, он меня не поймал.
МАМА. Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал и ты упала (пауза).
Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.
ДОЧЬ (уже спокойно). Да. Я к тебе хочу. (забирается к маме на колени).
МАМА (через некоторое время). Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу всё ещё обижаешься и не хочешь с ним играть…
ДОЧЬ. Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.
МИША. Ладно, пойдём, я тебе твою пластинку поставлю….
Ведущий. Давайте попробуем прописать алгоритм действий этой техники.
Вывешивается чистый лист.
Представим, что у вас случилось что-то подобное и вы решили использовать эту технику. Что вы будете делать вначале?
Родители высказывают свои мнения.
Вначале нужно занять правильное положение по отношению к ребёнку. Вспомните только что разыгранную сценку. Какое положение занимала мама, когда разговаривала с дочерью?
Высказывания родителей.
Ведущий. Вы заметили совершенно верно. Это действительно первый и важный шаг при использовании этой техники: занять правильное положение по отношению к ребёнку. Почему это так важно? Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно именно невербальную информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и услышать.
На листе появляется первая запись:
1. Занять правильное положение по отношению к ребёнку (глаза взрослого и ребёнка должны находиться на одном уровне).
Ведущий. Вспомните, в какой форме беседовала мать?
Ведущий подводит родителей к тому, что ответы матери звучали в утвердительной форме.
Родители высказывают своё мнение.
Ведущий. Верно, вы сказали о том, что ответы должны отражать сочувствие (обозначать чувства ребёнка) и звучать в утвердительной форме. Во время беседы бывает очень важно и полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувства.
На листе появляется вторая запись, второй пункт алгоритма:
2. Повтор услышанного от ребёнка.
Ведущий. Вы, наверное, обратили внимание, что в нашей сценке после каждой реплики мама молчала, делала небольшие паузы. Эти паузы помогали ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно почувствовать, что рядом с ним мать.
На листе появляется третья запись:
3. Делать паузы между фразами.
Ведущий. И самый главный момент – это обозначение чувства ребёнка.
На листе бумаги появляется четвёртая запись, четвё ртый пункт алгоритма:
4. Обозначение чувства ребёнка.
Ведущий. Если говорить о коротком варианте этой техники, то он может выглядеть так: чувства – в утвердительной форме.
На листе появляется последний пятый пункт алгоритма:
5. Чувства – в утвердительной форме.
Далее ведущий ещё раз зачитывает все пункты получившегося алгоритма. На этом этапе участники могут задавать друг другу вопросы по алгоритму. (Лучше, если ответы родители будут получать не от ведущих, а друг от друга).
Ведущий. Прошу вас разбиться на пары. Каждой паре предстоит обсудить, а затем записать на листе одну из типичных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь в общении с ребёнком.
Ведущий. А теперь давайте потренируемся использовать технику АС. Каждый из вас получит карточку, на которой описана ситуация. Ваша задача – понять, какие чувства испытывает в данной ситуации ребёнок и проиграть её. Родители получают карточки и работают с ними.
Ведущий. Вы только что попробовали использовать технику АС. Убедились в том, как это не просто. Увидели, что вам так и хочется задать ребёнку вопрос и прокомментировать ситуацию. Давайте теперь попробуем ответить себе на такой вопрос: что может дать нам техника активного слушания для общения с ребёнком.
На доске появляется лист, на котором написано:
Результаты применения техники АС.
Родители по желанию высказывают своё мнение.
Ведущий. Вы действительно правильно сумели почувствовать, что может дать техника АС. Позвольте, я ещё раз зачитаю вам итоги нашего обсуждения.
Ведущий зачитывает следующие результаты и коротко фиксирует их на листе:
• Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка (разделённая радость удваивается, а разделённое горе уменьшается).
• Ребёнок, убедившись, что взрослый готов слушать, начинает больше рассказывать о себе.
• Ребёнок сам учится решать свои проблемы.
• Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребёнка, легче принимают его «отрицательные» чувства, то есть меняются и сами родители:
Ведущий. А сейчас мне бы хотелось узнать ваше мнение о сегоднешнем занятии.
Навыки общения – вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеваете, «техника» исчезает и переходит в искусство общения.
Родителям предлагается ответить письменно на вопросы:
Готовы ли вы попробовать использовать эту технику?
Считаете ли вы полезным и нужным проведение подобных мероприятий.
Литература:
1. Дорожинская К. А. «Гиперактивность – ещё не дурной характер» – Газете для родителей, 2006, №2.
2. Костина Л. М. «Игровая терапия с тревожными детьми» – С. -П., «Речь», 2001.
3. Наревская И. Н. «Профилактика нарушений в поведении у дошкольников» – М., АРКТИ, 2010.
4. Николаева С. О. «Занятия по культуре поведения» – М., Владос, 2001.
5. Пасечник Л. В. «Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте» – М., Сфера, 2007.
6. Пасечник Л. В. «Гиперактивность : как быть?» – Журнал «Дошкольное воспитание», 2007, №1.
7. Сиротюк А. Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» – М., Сфера, 2008.
8. Сиротюк А. Л. «Детская гиперактивность : причины, рекомендации» – Журнал «Дошкольное воспитание», 2007, №8.
9. Семенака С. И. «Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе» – М., АРКТИ, 2010.