юлия
Консультация «Гиперактивность. Коррекционно-развивающие занятия для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Детская гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Для него характерны следующие нарушения: импульсивность поведения; значительно повышенная речевая и двигательная активность; дефицит внимания. Заболевание приводит к плохим отношениям с родителями, сверстниками, низкой успеваемости в школе. По статистике это расстройство встречается у 4% школьников, у мальчиков оно диагностируется в 5-6 раз чаще.
Темочки:
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для родителей
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.
Симптомы:
Признаки гиперактивности схожи в любом возрасте: беспокойство; неусидчивость; задержка развития речи; раздражительность и плаксивость; плохой сон; упрямство; невнимательность; импульсивность.
Гиперактивность дошкольника часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке. У детей дошкольного возраста ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается.
Задачи педагогов дошкольного образования при работе с гиперактивными детьми : стимулировать развитие произвольности и самоконтроля, двигательного контроля и концентрации внимания; способствовать формированию произвольной регуляции собственной деятельности; ориентировать на поиск индивидуального стиля деятельности; мотивировать на достижение успеха с учетом их индивидуальных особенностей; нивелировать негативные проявления импульсивности и гнева; помочь осознать собственные особенности и адаптироваться к реальным условиям жизни.
Коррекционная работа с детьми с гиперактивностью проводится в соответствии с общими принципами обучения детей с данным синдромом.
1. Комплексность. Совместная деятельность специалистов (невролог, педагог, воспитатель, психолог) и родителей необходима ребенку с гиперактивностью, которому легче выполнять единообразные требования взрослых, чем приспосабливаться к их разноречивым, а иногда и взаимоисключающим указаниям.
2. Поэтапность. Учитывая индивидуальные физиологические особенности, желательно сначала выделить время на установление контакта, затем осуществлять индивидуальную работу по развитию произвольности действий (умение слушать инструкцию, подчиняться правилам); поочередную отработку дефицитарных функций и развитие рефлексии и лишь после переходить к групповой работе.
3. Индивидуальный подход. Предполагает принятие и понимание каждого отдельного ребенка, создание благоприятных условий для его обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей. Как правило, гиперактивный ребенок гораздо эффективнее работает при взаимодействии один на один со взрослым. В этом случае он действует более сосредоточенно, допускает меньше ошибок. Кроме того, многие дети нуждаются в предварительной индивидуальной работе, длительность которой определяется индивидуальными особенностями ребенка.
Занятия построены по определенному алгоритму, который в зависимости от актуальных задач может быть изменен.
• Приветствие. Это может быть обычное «здравствуйте!» или игра, которая служит сигналом к началу занятия. Как правило, дети с удовольствием играют в предложенную взрослым игру. Приветствие помогает ребенку настроиться на работу.
• Разминка. Позволяет ребенку почувствовать собственный мышечный тонус, а педагог показывает варианты работы на наглядных и простых примерах, т. е. способствует развитию двигательного контроля.
• Игры на развитие мелкой моторики, в том числе и рисование. Способствуют совершенствованию двигательного контроля. Так, коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов. Рисование рассматривается нами как средство выражения эмоционального состояния, как источник получения информации о достижениях, актуальных и скрытых проблемах ребенка. Как правило, комментарии в процессе рисования помогают взрослому понять ребенка и помочь ему.
• Игры на отработку дефицитарной функции. Работа начинается с тренировки навыков саморегуляции (если это является главной проблемой ребенка). Отработав данную задачу, педагог переходит к работе над тренировкой внимания и т. д. Если на данном занятии педагог учит ребенка бороться с собственной импульсивностью, то в процессе игры он фиксирует его внимание только на успешности/не успешности этого навыка, не обращая внимания на то, что ребенок допускает много ошибок. В зависимости от того, как он справляется с предложенной программой, психолог решает, как долго необходимо останавливаться на том или ином этапе.
• Заключительный этап (релаксация). Проводится с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта и устранения импульсивности. Приведенная система работы с ребенком носит условный характер и в каждом конкретном случае может быть скорректирована.
Пример одного из занятий.
1. Приветствие.
2. Разминка: «Прогулка к озеру». Ребенок повторяет за педагогом действия, имитирующие поход к озеру по ровной дороге, через густой лес, овраги и т. д.
3. Пальчиковая гимнастика: «Массаж фаланг пальцев». Педагог вместе с ребенком делает массаж (самомассаж) пальцев от ногтевых фаланг к основаниям пальцев.
4. Упражнение «Рыбак и рыбка». Педагог предлагает ребенку выложить из макаронных изделий дорогу к озеру, а из пшена - песок вокруг озера; из палочек и разноцветных шнурков сделать импровизированные удочки, а из чешуи еловых шишек - рыбу.
5. Упражнение «По камушкам». Педагог выкладывает на полу из двух длинных веревок ручеек, вырезает из бумаги три-четыре камня неправильной формы и кладет их внутри ручейка. Предлагает перейти через него по камушкам, перепрыгнуть через самое узкое место, перебраться по узкому мостику и т. д.
6. Упражнение «Говори!». Педагог предлагает ребенку поиграть: отвечать на вопросы, но отвечать только тогда, когда взрослый даст команду «Говори!». Пример: «Какое сейчас время года? (Пауза.) Говори! Какого цвета занавески в комнате? (Пауза.) Говори!». Пауза варьируется по времени. Затем педагог и ребенок меняются ролями.
7. Релаксация «Я на солнышке лежу…». Педагог предлагает ребенку удобно сесть или лечь на спину, на 1- 2 минуты закрыть глаза и представить, что он сидит или лежит на теплом, мягком песке, весь пляж залит ярким солнцем. «Солнышко ласково гладит по щекам, лбу, глазам - они становятся теплыми и расслабляются. Солнышко ласково гладит по животу, рукам и ногам - они становятся теплыми и расслабляются. Как приятно сидеть (лежать) на пляже! А теперь возвращаемся в комнату».