Елена Альшанова
Гимнастика после дневного сна как средство здоровьесбережения у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс, поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы
как можно меньше травмировать малыша. Учеными давно доказано,
что лучшим средством снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. После дневного сна у детей низкая работоспособность, так как мышечный тонус расслаблен. Дети не подготовлены к тем нагрузкам, которые предстоит преодолевать организму ребёнка в процессе различной деятельности вечером. Организм ребенка, с учетом стресса связанного с периодом адаптации к детскому саду, ослаблен в целом.
Темочки:
- Гимнастика после сна. Пробуждающая гимнастика, побудка
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющий при правильном руководстве оздоровительный характер. К сожалению, в наше время многие пренебрегают оздоровительной гимнастикой после сна, недооценивают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и используют лишь с целью постепенного перехода ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже немаловажно). В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.
В связи с тем, что когда группу посещает большое количество детей, на практике трудно осуществить эффективное закаливание детей во время гимнастики после сна, с учетом предъявляемых требований. Об индивидуальном подходе при проведении закаливания говорить трудно. К примеру: один ребенок регулярно посещает детский сад, другой – часто болеет, третий перешел из другого детского сада, где не проводилось регулярное закаливание, четвертый - вышел ослабленным после перенесенного заболевания и т. д. Если не учитывать индивидуальных особенностей детей, нарушаются принципы систематичности, последовательности по отношению к каждому конкретному ребенку в соответствии с требованиями ФГОС, где в статье 64 указано, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Поэтому гимнастика после сна является неотъемлемой частью реализации принципов дошкольного образования. В нее целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами. Однако необходимо учитывать возраст детей при применении всех видов гимнастики, таких как:
- дыхательная и звуковая гимнастика;
- профилактикой и коррекцией гимнастики нарушений осанки, плоскостопия;
- упражнения для глаз;
- пальчиковая гимнастик;
- самомассаж и т. д.
Гимнастика после сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не должен вызывать отрицательных эмоций, одновременно может способствовать улучшению настроения, самочувствия и активности ребёнка. Улучшается тонус центральной нервной системы, тем самым увеличивается общая сопротивляемость организма.
Как утверждал В. А. Сухомлинский: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к ЗОЖ, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития. Подвижные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие большой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка. Могут применятся народные игры и игровые подражательные движения, как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах, в том числе и в оздоровительной гимнастике после дневного сна; используются народные подвижные игры в дыхательной гимнастике, закаливающих процедур, в утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности. При этом, важно учесть, что семья также является активным участником воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Проведение оздоровительной гимнастики целесообразно с раннего дошкольного возраста. Тогда у детей будет вырабатываться позитивная установка на засыпание, что снимает ряд психологических проблем, связанных со сном, и поможет воспитанникам полноценно отдыхать в детском саду.
В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам.
После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы.
Поэтому реализация проекта по этой теме, мне кажется чрезвычайно актуальной.
На сегодняшний день наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения являются вопросы физкультурно-оздоровительной работы, основная задача которой —способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития ребенка. И особый интерес вызывает работа с детьми раннего возраста, т. к. фундамент здоровья человека закладывается уже в раннем возрасте. Всем давно известно, что движение — это: врожденная, жизненно необходимая потребность человека, эффективное лечебное средство, познание окружающего мира, важное средство воспитания и общения. Это доказано многочисленными исследованиями известных ученых, педагогов и психологов (П. Ф. Лесгаф, В. В. Гориневский, Е. А. Аркин, Л. И. Чулицкая, Е. Г. Леви-Гориневская, А. И. Быкова, Н. А. Метлов, А. В. Кенеман, Л. С. Выготский, Э. С. Вильчковский, А. В. Запорожец, Л. В. Карманова, Г. М. Касаткина и
др.)
Полноценное нервно-психическое и физическое развитие ребенка невозможно без достаточного количества движений, которые являются одним из средств физического воспитания.
Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс, поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать малыша. Учеными давно доказано, что лучшим средством снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям
рекомендовала, например, Н. П. Бехтерева. Известный русский физиолог
И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит
мышечную радость, создавая устойчивое настроение.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в период адаптации
помогают снять напряжение, скованность.
Комплексы и методики оздоровительной гимнастики после дневного сна постоянно находятся в разработке практически всеми воспитателями детских садов.
Основными задачами проведения гимнастики являются :
1) устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);
2) увеличить тонус нервной системы;
3) усилить работу основных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);
4) формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника;
5) способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности;
6) развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность при сохранении правильной осанки.
Решение этих задач может позволить плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.
В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна может создаться оптимальная возбудимость нервной системы, улучшиться работа сердца, увеличиться кровообращение и дыхание, что обеспечит повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам.
После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.
В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.
• разминка в постели и самомассаж;
• гимнастика игрового характера;
• гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса;
• пробежки по массажным дорожкам;
• самостоятельная;
• лечебно-восстановительная;
• музыкально-ритмическая.