Ольга Осипова
Гимнастика для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексы утренней гимнастики для детей 3-4 лет
Комплекс утренней зарядки проводится в три этапа:
-вводная часть;
-основная часть;
-заключительная часть.
Для проведения вводной части подбирают чередующие виды ходьбы и бега. Разминка нужна для постепенной активации всех групп мышц. Не стоит выполнять движения на одном месте. Монотонность утомляет детей, теряет интерес к деятельности. Ходьбу и бег нужно разнообразить перемещением в пространстве.
Публикация «Гимнастика для второй младшей группы» размещена в разделах
В основную часть включены упражнения, способствующие развитию силы мышц, подвижности суставов, ориентации в пространстве, формирующие правильную осанку, укреплению всего организма. Заключительная часть – это, как правило, умеренная ходьба и дополнительные виды гимнастики. Ниже приведем несколько упражнений, которые можно проводить вместе с детьми. Их можно включать как в занятия с детьми в саду, так и в домашних условиях.
Упражнения без предметов
Комплекс №1
Название Исходное положение Выполнение Повторить
ПОТЯНУЛИСЬ Ноги немного расставлены, руки внизу, висят вдоль тела Поднять руки вверх через стороны, опуская руки вниз, сказать: «Вниз». 5-6 раз
ГУСИ Ноги чуть шире плеч, руки на поясе Наклон вперед, сказать: «Ш-ш-ш», выпрямиться. 5-6 раз
ПТИЧКИ Ноги немного расставлены, руки внизу Сесть на корточки; изобразить пальцами руки, «как птичка клюет», сказать: «Клю-клю-клю». 5-6 раз
МЯЧИКИ Произвольное Прыжки на месте 8-10 раз, чередуя с ходьбой
Комплекс №2
Название Исходное положение Выполнение Повторить
ЛАДОШКИ Ноги немного расставлены, руки опущены Руки вперед, ладони вверх; сказать: «Вот»; опустить руки. 5 раз
ГДЕ КОЛЕНИ Ноги на ширине плеч, руки за спиной Наклон вперед; руки на колени (стараться выпрямлять ноги); сказать: «Тут»; выпрямиться. 4 раза
ВЕЛОСИПЕД Лежа на спине, руки и ноги прямые Сгибать и разгибать ноги в коленях — «поехали на велосипеде»; опустить ноги. 2-3 раза, чередуя с дыхательными упражнениями
ШАГАЮТ НОЖКИ Ноги немного расставлены, руки опущены Шагать, высоко поднимая колени и размахивая руками
Комплекс № 3
Название Исходное положение Выполнение Повторить
ВЕТЕР КАЧАЕТ ДЕРЕВЬЯ Ноги немного расставлены, руки опущены Наклоны в стороны, руки вверху 5-6 раз
СОБИРАЕМ ГРИБЫ Ноги немного расставлены, руки опущены Присесть; изобразить собирание грибов; выпрямиться 5-6 раз
ЛИСТОЧКИ Лежа на спине, руки свободно Перевернуться на живот, повернуться на спину 5-6 раз
ЗАЙЧИКИ Произвольно, руки перед грудью Прыжки на месте 8-10 раз, чередуя с ходьбой
Комплексы утренней гимнастики
для детей второй младшей группы.
Сентябрь.
Комплекс № 1.
1. Игра «Идите ко мне» - ходьба группой в одном направлении.
2. Лёгкий бег врассыпную – полетели, как воробышки.
3. Построение в круг с помощью воспитателя.
4. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки за спиной. После слов воспитателя: «Где же ваши руки» - дети вытягивают руки вперё д и говорят: «Вот наши руки». (повторить 5 – 6 раз).
5. И. п. : стать прямо, ноги расставить, руки за спиной. На слова воспитателя «спрятали ножки» дети приседают, руками обхватывают ноги. После слов: «где ваши ноги» - дети выпрямляются, топают ногами на месте, говорят: «Вот наши ноги» (повторить 2 – 3 раза).
6. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Непрерывные полуприседания на слегка согнутых ногах (повторить 6 – 8 раз).
7. Лёгкий бег на носочках.
8. Ходьба стайкой за воспитателем вокруг комнаты.
Комплекс № 2.
1. Ходьба стайкой за воспитателем.
2. «Птички летят» - лёгкий бег врассыпную.
3. Построение в круг с помощью воспитателя.
4. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища. «Птицы машут крыльями» - поднять руки в стороны до уровня плеч, опустить, сказать «Чик – чирик». Повторить 4 – 6 раз.
5. И. п. : сесть на пол, ноги скрестить, руки на поясе. Повернуться вправо (влево, вернуться в исходное положение.
6. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки за спиной. «Птицы клюют» - наклониться вперёд – вниз и постучать пальцами по коленям, сказать: «клю – клю», вернуться в исходное положение. Повторить 4 – 6 раз.
7. И. п. : стать прямо, ноги вместе, руки опущены. «Птички прыгают» - прыгать легко на двух ногах; «птички летают» - бег в свободном направлении.
8. Ходьба стайкой за воспитателем.
Вторая младшая группа.
Октябрь.
Комплекс № 3.
1. Ходьба всей группой в одном направлении с остановкой по сигналу «стоп». Дать каждому ребёнку по две погремушки. Повторить 2 – 3 раза.
2. Бег с погремушками и притопы на месте поочерёдно правой и левой ногой.
3. Свободное построение.
4. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища, в руках погремушки. На слова воспитателя «покажите погремушки» - дети вытягивают погремушки вперёд – в стороны, говорят «Вот!». На слова воспитателя «спрячем погремушки» дети прячут погремушки за спину. Повторить 5 – 6 раз.
5. И. п. : то же. Присесть, постучать погремушкой о пол, сказать «тук – тук», выпрямиться. Повторить 4 – 6 раз.
6. И. п. : стать прямо, ноги вместе, руки опущены. Подпрыгивание на месте на двух ногах, одновременно трясти погремушками и лёгкий бег.
7. Ходьба всей группы в одном направлении.
Комплекс № 4.
1. Игра «Едем на автобусе» - ходьба топающим шагом всей группой в одном направлении.
2. Лёгкий бег врассыпную.
3. Построение в круг с помощью воспитателя.
4. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Качание рук вперёд – назад. Повторить 4 – 6 раз.
5. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Повороты туловища вправо (влево, вернуться в И. п. Повторить по 4 раза в каждую сторону.
6. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Наклониться вперёд – вниз, сгибая колени, сказать «бом», вернуться в И. п. Повтор 4 – 6 раз.
7. И. п. : лечь на спину, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги к туловищу, скользя ступнями ног по полу, вернуться в И. П. 4 – 6 раз.
8. Подпрыгивание на месте и бег в прямом направлении – мячики прыгают, мячики покатились.
9. «Уезжаем на автобусе» - ходьба всей группой за воспитателем.
Вторая младшая группа.
Ноябрь.
Комплекс № 5.
1. Ходьба небольшими группами друг за другом.
2. На сигнал «птички» лёгкий бег в рассыпную.
3. Ходьба и построение в круг с помощью воспитателя.
4. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх и помахать ими, сказать: «улетели», вернуться в И. п. повторить 4 – 6 раз.
5. И. п. : то же. Наклониться вперёд – вниз, сгибая колени, коснуться руками пола, сказать «клюю – клюю», вернуться в исходное положение. Повторить 4 – 6 раз.
6. И. п. : лечь на спину, ноги вытянуть, руки вдоль туловища. «Птички купаются» - свободно подвигать согнутыми руками и ногами, вернуться в исходное положение. Повторить 4 – 6 раз.
7. И. п. : стать прямо, ноги вместе, руки опустить. «Воробышки прыгают и летают» - подпрыгивание на месте и лёгкий бег.
8. Ходьба стайкой за воспитателем.
Комплекс № 6.
1. Построение и ходьба небольшими группами друг за другом с флажками в руках, на сигнал «ветер» остановиться, подуть на флажки. Повторить 2 – 3 раза.
2. Лёгкий бег.
3. Ходьба и построение в круг с помощью воспитателя.
4. И. п. : стать прямо,ноги слегка расставить, руки с флажками внизу. Раскачивать руками вперёд – назад. Повторить 4 – 6 раз.
5. И. п. : стать прямо,ноги слегка расставить, руки с флажками внизу. Повернуться вправо (влево, отвести руку с флажком назад, посмотреть на него, вернуться в И. п. Повторить 4 – 6 раз.
6. И. п. : стать прямо,ноги слегка расставить, руки с флажками за спиной. Наклониться вперёд – вниз, сгибая колени, и положить флажки на пол перед собой, вернуться в И. п. Повторить 4 – 6 раз. При повторно наклоне взять флажки и выпрямиться.
7. Лёгкий бег в свободном направлении и подпрыгивание на месте.
8. Ходьба стайкой в прямом направлении.
Вторая младшая группа.
Ноябрь.
Комплекс № 7.
1. «Едем на поезде» - построение и ходьба небольшими группками друг за другом.
2. На сигнал «побежали» бег в рассыпную по всему залу.
3. Ходьба и построение в круг с помощью воспитателя.
4. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища. Поднять руки в стороны до уровня плеч, опустить, сказать: «чик – чирик». 4 – 6 раз.
5. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки внизу. «Помахать крылышком» - повернуться вправо (влево, отвести руку назад, вернуться в И. п.
6. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить на ширину плеч. Наклониться вперёд – вниз, произнося: «пи – и – и – ть», вернуться в И. п. 4 – 6 раз.
7. И. п. : лечь на спину, руки вдоль туловища. Поднять согнутые ноги вверх и побарахтаться, как жучок, перевёрнутый на спину, вернуться в И. п. 4 – 6 раз.
8. Ходьба в колонне по одному за воспитателем.
Комплекс № 8.
1. «Пойдём гулять» - построение и ходьба в колонне по одному.
2. «Беги ко мне» - бег в прямом направлении.
3. Построение в круг с помощью воспитателя.
4. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки за спиной. Поднять руки вверх, помахать ими, опустить вниз. 4 – 6 раз.
5. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища. Повернуться вправо, хлопнуть двумя руками, вернуться в И. п. То же сделать в другую сторону. 4 – 6 раз.
6. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища. Наклониться вперёд – вниз, сгибая колени, и коснуться руками пола, вернуться в И. п. 4 – 6 раз.
7. И. п. : стать прямо, ноги вместе, руки опустить. Прыжки на двух ногах на месте и лёгкий бег.
8. Ходьба в колонне по одному за воспитателем.
Вторая младшая группа.
Декабрь.
Комплекс № 9.
1. Ходьба в колонне по одному за воспитателем, высоко поднимая ноги. На сигнал «стоп» остановиться. Повторить 2 раза.
2. Лёгкий бег друг за другом.
3. Ходьба и свободное построение. Взять кубики.
4. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища, в руках кубики. Вытянуть руки вперёд – в стороны, сказать «Вот!», спрятать руки за спину.
5. И. п. : сесть на пол, скрестить ноги, кубики на полу перед собой. Взять кубик правой рукой, повернуться вправо, положить его подальше назад, вернуться в и. п., вновь повернуться вправо, взять кубик, положить его перед собой. То же сделать влево. По 3 раза.
6. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, в руках кубики. Приседая наклониться, положить кубики на пол, выпрямиться, снова наклониться и взять. 4 – 6 раз.
7. И. п. : стать прямо, ноги вместе, руки опустить. Прыжки на месте на двух ногах и бег.
8. Ходьба парами по кругу.
Комплекс № 10.
1. Ходьба в колонне по одному.
2. Подпрыгивание на месте и бег.
3. Построение в круг при помощи воспитателя.
4. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх и хлопнуть в ладоши, вернуться в и. п. 4 – 6 раз.
5. И. п. : сесть на пол, скрестив ноги. Повернуться влево, хлопнуть ладошкой о пол сзади, сказать «тук», вернуться в и. п. то же сделать в право. 4 – 6 раз.
6. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Наклониться вперёд – вниз, вернуться в и. п. 4 – 6 раз.
7. И. п. : лечь на живот, ноги прямые, руки под подбородком. Вытянуть руки вперёд, прогнуться, вернуться в и. п. 2 – 3 раза
8. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Непрерывные приседания на слегка согнутых ногах.
9. «Погуляем» - спокойная ходьба.
Вторая младшая группа.
Январь.
Комплекс № 11.
1. Ходьба высоким шагом.
2. «Птички летают» - лёгкий бег врассыпную.
3. Ходьба и построение в круг.
4. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. «Качели» - раскачивание рук вперёд – назад. 6 раз.
5. И. п. : сесть на пол, скрестив ноги, руки на поясе. «Заводная игрушка» - повороты вправо, влево, поворачиваясь, говорить: «трик». 2 – 3 раза в каждую сторону.
6. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставлены. Наклоняясь, присесть, сказать «сели», вернуться в и. п. повторить 4 – 6 раз.
7. И. п. : лечь на спину, ноги прямые, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги, согнутые в коленях, к груди, вернуться в и. п. 4 – 6 раз.
8. И. п. : стать прямо, ноги вместе, руки опустить. «Воробышки прыгают и летают» - прыжки на месте и бег врассыпную.
9. Ходьба друг за другом.
Комплекс № 12.
1. «Гуляем» - ходьба парами.
2. На сигнал «бегом» - бег. Повторить 2 – 3 раза.
3. Ходьба, свободное построение.
4. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставлены, руки опустить. «Показать, какое высокое дерево» - поднять руки через стороны вверх, вернуться в и. п. повторить 4 – 6 раз.
5. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставлены, руки на поясе. «Кто за деревом» - повернуться вправо (влево, выпрямиться. 4 – 6 раз.
6. И. п. : то же. «Кто под деревом» - наклоняясь, присесть, сказать: «Сели», вернуться в и. п. Повторить 4 – 6 раз.
7. И. п. : стать на четвереньки. «Медведи» - ходьба на четвереньках.
8. Ходьба стайкой за воспитателем.
Вторая младшая группа.
Февраль.
Комплекс № 13.
1. Ходьба друг за другом с остановкой на сигнал.
2. Бег врассыпную.
3. Ходьба и свободное построение.
4. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки за спиной. «Покажи ладошки» - вытянуть руки вперёд – в стороны, вернуться в и. п.
5. И. п. : сесть на пол, скрестить ноги. Повернуться вправо, сказать «Вот!», вернуться в и. п. То же выполнить влево. По 3 раза в каждую сторону.
6. И. п. : стать прямо, ноги на ширине плеч, руки опустить вниз. Наклониться вперёд – вниз, постучать кулачками по коленям, вернуться в и. п. Повторить 4 – 6 раз.
7. И. п. : лечь на живот, ноги вытянуть, руки перед грудью. Вытянуть руки вперёд, прогнуться, вернуться в исходное положение.
8. И. п. : стать прямо, ноги вместе, руки опустить. «Мячики прыгают, мячики покатились» - подпрыгивание на месте и бег в прямом направлении.
9. Ходьба друг за другом (змейка).
Комплекс № 14.
1. Построение в колонну. Ходьба в колонне по одному. На сигнал «тук – тук» остановиться, постучать пальчиком о пальчик. Повтор 3 – 4 раза.
2. Бег врассыпную.
3. Ходьба и свободное построение. Взять ленточки.
4. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Раскчивать руками вперёд – назад. Повтор 5 – 6 раз.
5. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки с ленточками внизу. Повернуться вправо (влево) с одновременным взмахом руки вверх, вернуться в И. п.
6. И. п. : то же. Наклониться вперёд – вниз, помахать ленточками перед собой, вернуться в И. п. Повтор 5 – 6 раз.
7. И. п. : лечь на спину, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги, согнутые в коленях, к груди, постучать руками по коленям, вернуться в И. П. 4 – 5 раз.
8. И. п. : стать прямо, ноги вместе, руки в стороны. Прыжки на месте и лёгкий бег.
9. Ходьба друг за другом.
Вторая младшая группа.
Март.
Комплекс № 15.
1. Ходьба парами по кругу.
2. «Лошадки» - ходить, высоко поднимая ноги в коленях.
3. Ходьба, свободное построение.
4. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки за спиной. «Покажи ладони» - вытянуть прямые руки вперёд – в стороны, вернуться в И. п. 4 – 5 раз.
5. И. п. : сесть на пол, скрестив ноги, руки на поясе. Повернуться вправо – назад, хлопнуть ладонью о пол, сказать «Хлоп», вернуться в И. п. То же выполнить в левую сторону. Повторить 2 – 3 раза в каждую сторону.
6. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. «Маленькие и большие» - присесть, обхватить ноги руками, вернуться в И. п. 4 – 6 раз.
7. И. п. : лечь на спину, ноги прямые, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги согнутые в коленях к груди, постучать кулачками по коленям, вернуться в И. п. Повторить 5 – 6 раз.
8. И. п. : стать прямо, ноги вместе, руки опустить. Подпрыгивание на месте с последующим бегом.
9. Ходьба друг за другом.
Комплекс № 16.
1. Ходьба стайкой.
2. На сигнал «Самолёты» лёгкий бег по всей комнате, руки в стороны. На сигнал «аэродром» дети останавливаются. Повторить 2 – 3 раза.
3. Ходьба, свободное построение.
4. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить вдоль туловища. «Помашем самолёту» - поднять руки вверх, помахать ими, вернуться в И. п. Повторить 4 – 5 раз.
5. И. п. : сесть на пол, скрестив ноги, руки на поясе. «Покажи где самолёт» - повернуться влево – назад, отвести левую руку, помахать ею, вернуться в И. п. То же сделать в правую сторону. Повтор 2 – 4 раза в каждую сторону.
6. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить вдоль туловища. «Самолёты на посадке» - наклониться вперёд, сгибая ноги, сказать «сели», вернуться в И. п. Повторить 5 – 6 раз.
7. И. п. : лечь на живот, ноги прямые, руки перед грудью. «Самолёт полетел» - развести руки в стороны, прогнуться, вернуться в И. п. Повторить 5 – 6 раз.
8. Лёгкий бег и прыжки на двух ногах.
9. «Поехали на машине» - ходьба топающим шагом.
Вторая младшая группа.
Апрель.
Комплекс № 17.
1. Ходьба друг за другом с погремушками в руках.
2. Легкий бег и притопы на месте поочерёдно правой и левой ногой.
3. Ходьба и свободное построение в две колонны.
4. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить, в руках погремушки. Качание рук вперёд – назад. Повторить 5 – 6 раз.
5. И. п. : сесть на пол, скрестив ноги. «Спрячь погремушку» - повернуться вправо, спрятать погремушку позади себя, сказать «Нет», вернуться в И. п. То же выполнить влево. Повторить 2 – 3 раза в каждую сторону.
6. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставлены, руки внизу. Наклониться вперёд, постучать по коленям, вернуться в И. п. Повторить 5 – 6 раз.
7. И. п. : лечь на спину, ноги согнуть в коленях. Потопать ногами, как можно выше поднимая колени. Повторить 8 раз.
8. Ходьба в колонне по одному.
Комплекс № 18.
1. Ходьба в рассыпную по всему залу. На сигнал «дудочка» остановиться и «поиграть» на дудочке. Повторить 3 – 4 раза.
2. Ходьба по кругу на медленные удары в бубен, на быстрые дети бегут по кругу.
3. Ходьба и построение в две колонны.
4. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. «Птицы машут крыльями» - поднять руки в стороны, опуская, сказать «чик – чирик». Повторить 5 – 6 раз
5. И. п. : сесть на пол, скрестив ноги, руки на поясе. «Птицы ищут зёрнышки» - повернуться вправо, коснуться рукой пола, сказать «здесь», вернуться в И. п. То же выполнить влево. Повторить 3 – 4 раза в каждую сторону.
6. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. «Птицы клюют» - приседая, наклониться вперёд, постукивая пальчиками по коленям, сказать: «Клю – клю», вернуться в исходное положение. Повторить 3 – 4 раза.
7. И. п. : лечь на спину, ноги прямые, руки вдоль туловища. «Птички купаются» - поднять согнутые ноги и руки, подвигать ими, вернуться в И. п. 5 – 6 раз.
8. И. п. : стать парами, держась за руки, ноги вместе. Ходьба парами и подпрыгивание на месте.
Вторая младшая группа.
Май.
Комплекс № 19.
1. Ходьба в колонне по одному.
2. «Зайчики» - подпрыгивание на месте с последующим бегом.
3. Ходьба, свободное построение.
4. И. п. : стать прямо, руки опустить. «Качели» - раскачивание рук вперёд – назад. Повторить 5 – 6 раз.
5. И. п. : сесть на пол, ноги скрестить, руки перед собой. «Зайчики спрятали морковку» - повернуться вправо, отвести руку назад, вернуться в И. п. То же в левую сторону. Повторить 3 – 4 раза в каждую сторону.
6. И. п. : стать прямо, ноги на ширине плеч, руки опустить. Наклониться вперёд – вниз, хлопнуть в ладоши. Вернуться в И. п. Повторить 4 – 5 раз.
7. И. п. : лечь на спину, ноги прямые, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги, согнутые в коленях, похлопать руками по коленям, вернуться в И. п. Повторить 5 – 6 раз.
8. И. п. : стать прямо, ноги вместе, руки опустить. Бег в разные стороны и подпрыгивание на звук бубна.
9. Свободная ходьба.
Комплекс № 20.
1. Ходьба стайкой в одном направлении с ленточками в руках, бег в противоположную сторону. Повторить 2 раза.
2. Ходьба и свободное построение.
3. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны, вернуться в И. п. Повторить 4 – 5 раз.
4. И. п. : сесть на пол, скрестив ноги, руки с лентами перед собой. Повернуться вправо, коснуться лентами пола сзади себя, вернуться в И. п. То же выполнить влево. Повторить 3 – 4 раза в каждую сторону.
5. И. п. : стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Наклоняясь, присесть, коснуться ленточками пола, вернуться в И. п. Повторить 4 – 5 раз.
6. И. п. : лечь на спину, ноги прямые, руки вдоль туловища. Подтянуть согнутые ноги в коленях к груди, коснуться руками с ленточками носков ног, вернуться в И. п. Повторить 5 – 6 раз.
7. И. п. : стать прямо, ноги вместе, руки опустить. Подпрыгивание на месте на двух ногах и бег.
8. Ходьба вперёд и назад.