Екатерина Чиркова
Гендерная социализация детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерная социализация - это процесс усвоения норм, правил поведения и социальных установок в соответствии с культурными представлениями о ролях, позициях и целях мужчин и женщин в обществе.
Темочки:
- Гендерное воспитание
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Цель гендерного подхода в педагогике - воспитать детей разного пола так, чтобы они могли в равной степени самореализоваться и реализовать свой потенциал и возможности в современном обществе. Он устраняет традиционные культурные ограничения на развитие индивидуальных потенциалов по признаку пола, а также понимает и создает условия, максимально способствующие самоактуализации и самореализации мальчиков и девочек в процессе образовательного взаимодействия.
В настоящее время объективно существуют противоречия между:
- объективная потребность общества в гендерном воспитании дошкольников и реализация гендерного подхода в образовательной организации дошкольных учреждений;
- необходимостью гендерной социализации дошкольников, начиная с дошкольного возраста, и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерной социализации дошкольников;
- потребностью практики в научно-методическом обеспечении исследуемого процесса и неразработанностью практических аспектов гендерной социализации дошкольников.
Когда же начинается гендерная социализация?
Гендерная социализация детей начинается с рождения. Родители и другие взрослые начинают обучать мальчика или девочку гендерным ролям после определения пола по паспорту младенца. Гендерные роли - это разграничение деятельности, статуса, прав и обязанностей человека в зависимости от пола.
И. С. Конг отмечает, что гендерные роли всегда связаны с определенной системой норм, которые индивиды усваивают и преломляют в своем сознании и поведении.
Анализ научной литературы по гендерной социализации показывает, что содержание работы, учитывающей гендерные особенности дошкольников, недостаточно разработано, по мнению Марутян С. А., Плисенко Н. В., Репиной Т. А., и других исследователей. В., Репина Т. А., Тараниковой Л. Г., Шаповаловой С. А. и других, содержание работы с учетом особенностей недостаточно разработано: мальчикам может не хватать эмоциональной устойчивости, выносливости, целеустремленности, а девочкам - доброты, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.
Основные механизмы гендерной социализации
Гендерная социализация осуществляется с помощью механизмов социализации. К основным механизмам социализации относятся: подражание, внушение, убеждение, конформность и идентификация. В процессе ранней гендерной социализации наиболее сильными механизмами являются подражание и идентификация с родителем своего пола. Девочки стремятся быть похожими на маму; мальчики, соответственно, на папу. В дальнейшем ребенок может выбрать для подражания как реального человека, так и киногероя или героя книги.
Внушение и убеждение часто используются родителями как способы воздействия на ребенка.
Внушение - воздействие на эмоциональную сферу. Родители часто навязывают ребенку гендерно-типичные модели поведения, не апеллируя к логике, выстраивают систему запретов. Например, родительский довод «будь аккуратной, ты же девочка» не что иное, как внушение, потому что нет никакого логического довода, почему девочка должна быть аккуратной, а мальчик нет. Или же «мальчики не плачут, будь сдержанным», почему девочкам можно показывать свои слезы, эмоции, а мальчикам нельзя.
Убеждение, напротив, подразумевает апелляцию к логике. «Помоги маме, -говорят девочке, - ты должна учиться готовить, для того, чтобы быть хорошей хозяйкой, когда у тебя будет своя семья». В этом случае как данность подается суждение, что именно женщина должна вести хозяйство, и девочку убеждают в том, что она должна учиться быть настоящей женщиной.
Вывод
Таким образом, проблема гендерной социализации, включающая в себя формирование психологического пола детей, психологических половых различий и гендерной дифференциации и находящаяся на стыке нескольких наук (социологии, биологии, медицины, психологии и др., является одной из самых важных и актуальных проблем дошкольной педагогики.
Без решения этой проблемы невозможно разработать дифференцированный подход к воспитанию, при котором у детей разного пола формируются основы таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им для успешного выполнения своих функций в семье в будущем.