Колесникова Юлия
Проект «Где живёт улитка?»
▼ Скачать
Проект «Где живёт улитка?»
проект подготовили : воспитатель
МБДОУ детский сад № 37 «Радуга»
Колесникова Юлия Николаевна,
музыкальный руководитель
Логинова Ольга Геннадьевна
п. Монино, ноябрь 2020 г
Цель: вовлечь детей в познавательно-исследовательскую деятельность по теме «Улитка»
Проблема:где живет улитка?
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Публикация «Проект „Где живёт улитка?“» размещена в разделах
Участники проекта : средняя группа детского сада, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Проект реализуется в несколько этапов.
Виды деятельности: познавательная, продуктивная, музыкальная, чтение художественной литературы.
Продукт проектной деятельности : макет «Дом для улитки», защита детских проектов.
Этапы проекта.
Подготовительный.
Создание условий для реализации проекта. Для всех детей педагогом была создана проблемная ситуация, и в итоге формулировался общий исследовательский вопрос. На прогулке создалась особая ситуация: дети увидели, переползающую через дорожку, улитку. Улитка вызвала интерес у детей. Каждый хотел ее рассмотреть, узнать про нее побольше: где она живёт, что она ест, кусается ли она, где спит? Воспитатель сообщает родителям, что дети заинтересовались этим вопросом и просит их помочь детям в создании собственного проекта.
Организатором проекта является ребенок, родители помогают делать надписи, делают фото, ребенок рисует, украшает, задает вопросы, слушает разные точки зрения, выбирает свою точку зрения, а родители все записывают. Ребенок должен обосновать свою точку зрения. Ребенок, используя рисуночные значки, зарисовывает возможные источники информации. Потом ребенок зарисовывает результат своих познаний и где эти знания он может применить.
План проекта :
• Опросить родственников об улитке.
• Что ребёнок знает об улитке.
• Где можно проверить информацию (интернет, книги).
• Где можно применить знания.
• Что узнал нового ребёнок.
Во время подготовительного этапа также происходит
• сбор информации и материалов по теме проекта
• подготовка презентации к проекту, конспектов.
В результате подготовительного этапа дети вовлечены в исследовательскую деятельность.
Основной этап. Реализация форм и видов деятельности.
• рассматривание иллюстраций с разными видами улиток
• презентация «Ходячий домик»
• музыкальное занятие "Медленно- быстро" ( Тема: "Музыкальная выразительность в музыке. Темп (знакомство)".
- разучивание попевки "Улиточка"
- слушание детской песенки "Улитка".
• лепка «Улитка», рисование «домика» для улитки. Задание по «Детскому календарю» для совместной работы детей с родителями.
• знакомство с литературными произведениями: стихи, пословицы, загадки об улитках, сказки
• просмотр видео про уход и содержание улиток
• музыкальное занятие "Улитка в гостях"( Тема: "Темп (закрепление)Цветонотки от улитки"
• совместное наблюдение за жизнедеятельностью улиток
В результате проведения основного этапа дети находили информацию об улитках, делились в ходе общения своими знаниями с другими детьми; самостоятельно рисовали и лепили улиток. Дети и родители были заинтересованы темой.
Заключительный этап.
Защита проектов.
Дети с помощью родителей сделали свои проекты и принесли их в группу для защиты. Перед началом своего выступления ребенок вывешивает страницы своего проекта. Воспитатель помогает ему закрепить листы и расположить их в правильной последовательности. Затем ребенок рассказывает о проделанной работе, показывая указкой на соответствующие изображения, записи.
Воспитатель организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах. По окончании выставки проекты включаются в библиотеку группы, сшиваются в книгу и находятся в свободном доступе.
В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей, дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства.
Приложение № 1.
Занятие «Ходячий домик»
Автор: Колесникова Ю. Н.
Возраст: 4-5
Месяц: ноябрь
Тип занятия:
Познавательно-исследовательская деятельность
Тип исследования
Материалы и оборудование: презентация «Ходячий домик», телевизор, мнемотаблица.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям презентацию «Ходячий домик». Из которой они узнают много ответов на свои вопросы: что едят улитки, где зимуют, какие у них враги, какую они предпочитают среду обитания (любят жить в сырости и дождливую погоду).
Текст презентации:
Слайд1. Улитка-это моллюск. На спине у улитки есть домик, который называется раковина. Домик-раковина служит ей защитой от врагов и солнца. Улитка никогда не покидает свой домик, она не сможет жить без раковины.
Слайд 2. Враги улиток- это ёжики, ящерицы, кроты, еноты. В раковине улитка прячется при опасности.
Слайд 3. Улитка очень любит сырость и когда идёт дождь.
Слайд 4. Бывают маленькие улитки, такие как виноградная улитка, садовая. А бывают гигантские улитки, напримерАхатина.
Слайд 5. А это маленькие яйца, из которых появляются маленькиеулитята.
Слайд6. У маленьких улитят очень хрупкая и прозрачная ракушка. Когда улитка растёт, её домик становится крепче.
Слайд 7. Растёт хозяин – растёт и «дом»
Слайд 8. Улитка ест растения, листики и травку. У неё 25 тысяч маленьких зубов, которыми она пилит еду. Улитка не способна укусить людей.
Слайд 9. У улитки есть «рожки». На длинных рожках находятся глазки, а короткие рожки нужны для восприятия запаха и вкуса. Улитка не слышит
Слайд 10. Улитка передвигается при помощи одной большой ноги, выделяя
слизь, двигаясь очень медленно
Слайд11. А весной, когда лучи солнца прогревают землю просыпается, начинает много есть,чтобы восстановить силы
Вечером, для закрепления знаний детей была показана мнемотаблица, с помощью которой дети рассказали об улитке.
Приложение № 2.
Музыкальное занятие «Медленно- быстро»
Автор, муз/ руководитель: Логинова О. Г.
Возраст детей: 4 - 5
Дата: 4 ноября
Тип занятия:
Культурная практика (музыка)
Познавательная, музыкально-художественная деятельность
Цель: Формирование общей культуры детей. Приобщение к высокохудожественным мировым образцам музыки. Эмоциональная отзывчивость на музыку.
Материалы и оборудование:
Загадки, попевка "Улиточка", фортепиано, песня "Улитка";
Муз. инструменты: ложки, гуаро;
Записи на СД: К. Глюк "Мелодия", Р. Шуман "Всадники".
Ход занятия:
Организационный момент:
вход под музыку в зал;
Распевание
Стоя в полукруге: приветственная песенка"Зравствуйте!"
"Ветер дует- задувает";
Артикуляционная игра "Ловим звуки".
Загадка, попевка "Улиточка"(разучивание);
Слушание, подпевание
Звучит "Мелодия" Р. Глюка, появление улитки (ил). Сравнение с детьми передвижения улитки и звучащей музыки (медленная, неспешная, мягкая, добрая);
В исполнении муз/руководителя звучит песня "Улитка"(припев подпевают дети);
В руках муз/руководителя лошадь (ил., стучит в ложки на фоне звучания "Всадники"Р. Шумана. Музыка передаёт темп передвижения лошади (быстрый, резвый, устремлённый, скорый)
Музыкально- ритмические движения
Лошадка приглашает покататься (высокое поднимание коленей в ритме по кругу, в руках муз/руководителя гуаро, а затем "скачем" на стулья.
Игра на муз/инструментах
Стучим в ложки, как скакала лошадка.
Итог
Вам понравилась песня "Улитка"?
Сегодня мы говорили, что темп в музыке бывает. и
в этом нам помогли., вы молодцы!
Дети принесли в группу свои рисунки, которые нарисовали дома с родителями. Воспитатель предложила порадовать своих улиток выучить и спеть для них песню.
Заключительная песня "До свидания!"
Дети под "Мелодию" К. Глюка выходят из зала.
Приложение № 3
Занятие «Живая улитка»
Автор: Колесникова Ю. Н.
Возраст: 4-5
Месяц: ноябрь
Тип занятия:
Познавательно-исследовательская деятельность
Тип исследования
Опыты (экспериментирование)
Материалы и оборудование
Живая улитка Ахатина, фонарик.
Ход занятия
Совместная опытно-исследовательская деятельность.
Для занятия родители принесли большую домашнюю улитку Ахатину. Дети ее рассматривали. С интересом наблюдали, как и что она ест? Заметили,что она прячется в свою раковину при опасности.
Дети совместно с воспитателем провели исследование в результате чего узнали следующее:
Опыт 1. Реакция на свет.
Пара глаз позволяет различать свет. Улитки способны видеть на расстоянии 1см. Освещение они чувствуют всем телом, так как на нем есть светочувствительные клетки.
При включении фонарика и направлении светового луча на улитку, Ахатина прячется в раковину-домик.
Вывод: светочувствительные клетки быстро среагировали на свет. Улитки не любят яркого слепящего прямого света.
Опыт 2. Реакция на звук.
На крик и шум улитка не реагировала, а когда на неё подули, то отвернулась.
Вывод: улитки реагируют на вибрацию воздуха и при этом абсолютно глухие.
Опыт 3. Питание.
Питаются улитки при помощи «язычка-терки» (радула, на котором расположены 25 тысяч мелких зубов. Он такой же шершавый как у кошки. Это позволяет улитке есть твердую пищу – морковь, капусту, специальный корм. Улитка очень любит лакомиться огурцами.
Вывод: основные блюда – специальный корм, овощи и фрукты.
В процессе наблюдения возникали вопросы: «Почему она спряталась от нас? Скоро ли выйдет из домика? Достаточно ли улитке места в контейнере? Будет ли она кушать еду, которую положили дети? Можно ли её купать? Можно нам ее погладить?»
Наблюдение
Детям представилась возможность самостоятельно (под присмотром воспитателя) покормить улитку, чему они были очень рады.
Вечером воспитатель дала задание родителям слепить из пластилина улитку с детьми и принести на утро в детский сад.
4. Материалы и оборудование: рисунки детей, подставки из пластилина, музыкальное сопровождение.
Дети принесли в группу свои рисунки, которые нарисовали дома с родителями.
Возможное продолжение занятия. Поставить рисунки детей на подставки и сделать выставку в раздевальной комнате для родителей и детей из других групп.
Приложение №4
Музыкальное занятие "Улитка в гостях" ( Тема: "Темп (закрепление). Цветонотки от улитки"
Автор: Логинова Ольга Геннадьевна
Возраст детей: 4-5
Дата: 11 ноября
Тип занятия:
Культурная практика: музыка
Познавательная, музыкально-художественная деятельность
Цель:Приобщение к высокохудожественным мировым образцам музыки. Эмоциональная отзывчивость на музыку.
Материалы и оборудование:
попевки: "Нотки", "Улиточка", фортепиано, песня "Улитка";
Цветные нотки, Солнышко спокойное, Улитка (ил);
Муз. инструменты: металлофоны;
Записи на СД: К. Глюк "Мелодия", В. Мурадели "Полька"
Ход занятия:
Организационный момент:
вход шагами на п/пальцах, встречает Солнышко;
Распевание
Стоя в полукруге: приветственная песенка"Зравствуйте!"
Игра "Проснулись?"
Артикуляционная игра "Ловим звуки".
попевки: "Улиточка"(закрепление, "Небо и земля", "Нотки";
Слушание
Муз/руководитель рассказывает, что в конце ноября День матери, исполняет песню "Золотая мама" (характер песни-нежный, радостный, ласковый, душевный, светлый, тёплый);
Звучит "Мелодия" Р. Глюка, появление улитки (ил). Сравнение передвижения улитки и звучащей музыки (медленная, неспешная, мягкая, добрая)
Муз/дидактические игры
Рядом с Улиткой мешочек : для вас приготовила музыкальные задания.
- разложите все ноты октавы в ряд,
- назвать их цвет и имя,
- выполнить ритмическое задание на металлофоне по карточкам.
Танец
Муз/ руковолитель: Станцуем для Улитки? После танца сели.
Итог
Мы знаем какая бывает музыка? ответы детей (грустная-весёлая, быстрая- медленнная, народная- композиторская, танцевальная -песенная) Споём для наших улиток песню "Улитка"
Вы большие молодцы!
Прощальная песня "До свидания!"
Под мелодию Р. Глюка дети спокойным шагом выходят из зала.
Занятие «Макет дома улитки»
Автор: Колесникова Ю. Н.
Возраст: 4-5
Месяц: ноябрь
Тип занятия:
Продуктивная деятельность
Культурно-смысловой контекст
Предметы для игры и познавательно-исследовательской деятельности Тип представленности цели
Работа по словесному описанию Тип материала
Аппликация
Материалы и оборудование:
макет дома улитки из природных материалов, картона,цветной бумаги. Клей, полоски цветной бумаги зеленого цвета, готовые формы листьев из белого картона, бумажные салфетки.
Ход занятия.
Дети принесли улиток из пластилина, сделанных дома с родителями. Воспитатель предложила сделать для этих улиток листики и посадить их в общий домик.
Воспитатель обсуждает с детьми вопрос о том, как им сделать листья для улиток. Решают сделать приемом «обрывная аппликация». Воспитатель показывает технику выполнения. Берет в левую руку полоску зеленой бумаги и, движением «от себя», правой рукой отрывает кусочек. После чего приклеивает его на смазанную клеем форму листа. И так, пока не заполнится вся форма. Изготавливает образец листа. Дети самостоятельно выполняют листики по образцу. На готовые листья дети сажают своих улиток и поселяют их в общий дом. Дети любуются результатами своего труда.
Возможное продолжение занятия. Предложить детям сделать еду из пластилина для своих улиток и поиграть с ними.
Вечером воспитатель предлагает родителям прочитать сказку И. Шибки «Про улитку».
Занятие «Защита проектов»
Автор: Колесникова Ю. Н.
Возраст: 4-5
Месяц: ноябрь
Тип занятия:
Познавательно-исследовательская деятельность
Тип исследования
Материалы и оборудование:
папки с проектами детей, магнитная доска.
Ход занятия.
Дети с помощью родителей сделали свои проекты и принесли их в группу для защиты. Перед началом своего выступления ребенок вывешивает страницы своего проекта. Воспитатель помогает ему закрепить листы и расположить их в правильной последовательности. Затем ребенок рассказывает о проделанной работе, показывая указкой на соответствующие изображения, записи.
Возможное продолжение занятия. Дети рассматривают проекты своих товарищей. Могут показать детям из других групп.
Литературные произведения
Загадки:
На себе ношу я дом, от зверей я прячусь в нем.
Что за зверь, скажите, братцы, может сам в себя забраться? (Улитка)
Теремок ползёт.
На себе его везет хозяюшка богатая, рогатая. (Улитка)
Стихи:
Нет у домика улитки, ни забора, ни калитки, ни ступенек, ни крылечка,
Ни фонарика, ни печки. Но зато весь дом вполне уместился на спине! (Е. Долгих)
Улитка старалась! Улитка спешила!
Улитка побить все рекорды решила!
Чтоб знали – умеет бежать она прытко.
Чтоб все говорили: «быстра, как улитка!» (Ю. Камышева)
Распахнул щенок калитку и наткнулся на улитку :
"Это что еще за шутка! На спине у зверя – будка!
Но, промокнув в дождь до нитки, позавидовал улитке :
"Научиться бы и мне бегать с будкой на спине!" (Н. Волкова)
Потешки:
Улитка-Улитка, мягкие рожки,
Где твои ручки? Где твои ножки?
От ежа да мышки, Мишки да Сережки
Вся твоя защита – В домике-крошке. (Л. Полина)
Опытно – исследовательская деятельность
Дети совместно с воспитателем провели исследование в результате чего узнали следующее:
Опыт 1. Реакция на свет.
Пара глаз позволяет различать свет. Улитки способны видеть на расстоянии 1см. Освещение они чувствуют всем телом, так как на нем есть светочувствительные клетки.
При включении фонарика и направлении светового луча на улитку, Скороход спрятался в раковину-домик.
Вывод: светочувствительные клетки быстро среагировали на свет. Улитки не любят яркого слепящего прямого света.
Опыт 2. Реакция на звук.
На крик и шум улитка не реагировала, а когда на неё подули, то отвернулась.
Вывод: улитки реагируют на вибрацию воздуха и при этом абсолютно глухие.
Опыт 3. Питание.
Питаются улитки при помощи «язычка-терки» (радула, на котором расположены 25 тысяч мелких зубов. Он такой же шершавый как у кошки. Это позволяет улитке есть твердую пищу – морковь, капусту, специальный корм. Улитка очень любит лакомиться огурцами.
Вывод: основные блюда – специальный корм, овощи и фрукты.