Майя Шириева
Мастер-класс для педагогов «Гармоничное физическое развитие детей»
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
(Конфуций)
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вам рассказать что такое Гармоничное физическое развитие детей, какие здоровъесберегающие технологии я применяю в своей работе
Физическое воспитание это одна из основ общего гармонического развития ребенка.
Гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста подразумевает своевременное развитие целого ряда навыков и умений, а также перманентный интерес к различным спортивным упражнениям, требующим проявления ловкости, выносливости, быстроты. Отдельно стоит отметить важность прививания дошкольникам нравственно-волевых качеств для целостного физического воспитания.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Я думаю, что вы согласитесь со мной, что одной из важнейших составляющих здоровья является двигательная активность. Особенно актуальна эта тема сейчас, в век компьютеризации, когда наши дети, да и мы сами всё больше проводим времени не в движении, а сидя за компьютерами, вследствие чего появляется нарушение осанки, зрения лишний вес или же наоборот не хватка веса и множество других проблем здоровья.
Какие современные методы обеспечат физическое развитие и двигательную активность ребёнка, какие технологии являются эффективными в укреплении и сохранении психофизиологического здоровья детей – эти проблемы стоят сегодня перед многими педагогами.
Педагоги в нашем ДОУ используют разнообразные формы и виды здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Главное назначение данных технологий – нацелить педагогов, специалистов детского сада, родителей и самое главное – самих детей на сохранение и укрепление здоровья.
Цель– создать условия для сохранения здоровья, донести до детей необходимые знания по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В нашем учреждении создаются условия для сохранения и укрепления здоровья и развития детей, основными из которых являются:
- соблюдение режима дня, способствующего гармоничному физическому и полноценному психическому развитию, предусматривающего разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья;
- создание эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия детей в процессе общения в детском саду;
- осуществление личностно-ориентированного подхода к детям;
- построение образовательного процесса в игровой форме с использованием разных видов деятельности;
- осуществление закаливающих и оздоровительных мероприятий;
- обновление и пополнение зоны двигательной активности (физкультурным инвентарём, спортивными игрушками, дорожками здоровья и др.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием всех специалистов ДОУ: воспитателей, музыкального руководителя, медицинской сестры, логопеда.
Методы и приемы физического развития в моей старшей группе
В нашем ДОУ организовано правильное сбалансированное питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) что является необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста. А я в свою очередь как воспитатель рассказываю о пользе витаминов учу отличать полезные и вредные продукты. Делаем сообща с родителями вместе с детьми ими любимый фруктовый салат.
Воспитываю и прививаю культурно-гигиенических навыки у детей. Для достижения положительного результата в формировании культурно-гигиенических навыков большую помощь оказывает совместная, согласованная работа детского сада и семьи, которая позволяет в семейных условиях продолжить обучение и закрепить полученные в детском саду знания, умения и навыки позитивного гигиенического поведения. Ведь с раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе, чистить зубы, пользоваться отдельным полотенцем.
Являясь участниками этого процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для сохранения и укрепления здоровья.
По ходу физического воспитания дошкольников нужно решать целый ряд задач, среди которых первоочередные — это:
• совершенствование двигательных навыков;
• улучшение осанки; профилактика плоскостопия
• прививание навыков гигиены, правильное питание и пр.
Добиться позитивного результата возможно будет только при условии комплексного развития перечисленных выше навыков и применения специальных упражнений.
В начале учебного года я взяла тему для самообразования «Физическое развитие детей». Изучала какие физические упражнения больше подойдут для детей моей группы, учитывая их возраст, возможности и интересы.
Для улучшения осанки во время занятия я применяю такие упражнения … А какие? я хочу чтобы вы уважаемые коллеги это проделали сейчас со мной.
Но прежде послушайте одну историю:
«В одном королевстве, которое называлось Организмом, жил король Позвоночник. Но он был несчастным, потому что жители позвонки, часто болели и вели неправильный образ жизни. Вот и задумался король, как ему быть и что делать? Я думаю, что нам надо превратиться в настоящих волшебников! Ведь мы с вами крепкие, сильные, здоровые, добрые и красивые! А настоящие волшебники только такими и бывают. Сейчас мы поможем не только королю, но и своему позвоночнику тоже, потому что мы будем выполнять физические упражнения и различные движения»
Упражнение № 1. Сидя на стуле, выпрямить осанку и соединить руки в замок за спиной. Голову поднять вверх. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Повторить 10 раз.
Упражнение № 2. В положении сидя выпрямить осанку и сомкнуть руки в замок. При выдохе вытянуть руки вперёд, а живот втянуть в себя и опустить голову. Повторить 5 – 10 раз.
Молодцы! Все справились с заданием!
А чтобы у ваших детей была правильная осанка нужно запомнить и соблюдать «Три кита здоровья»: движение, правильное питание, закаливание.
Так какова же роль физических факторов в процессе развития дошкольника?
Планомерное развитие ребенка — это непростой многоэтапный процесс. Когда речь идет о целенаправленном физическом воспитании, то стоит отметить главную цель — улучшение двигательных навыков, а также укреплении здоровья в целом. Воспитание у ребенка физических качеств является частью целенаправленного физического воспитания.
Различные подвижные и спортивные игры которые проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Пальчиковая гимнастика — которая применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию: осязательных ощущений;
• координации движений пальцев и рук;
• творческих способностей дошкольников.
Пальчиковую гимнастику провожу в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком. Очень часто использую в работе для выполнения пальчиковой гимнастики свой любимый Су-джок как во время утреннего круга, так на занятиях во время физ. минутки
На занятиях по развитию речи и на индивидуальных занятиях. Использую дыхательную гимнастику.
При выполнении дыхательной гимнастики у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Дыхательные упражнения провожу со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю сейчас вам выполнить один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми уже с младшего дошкольного возраста:
1. “Свеча”
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий).
Утренняя гимнастика проводится ежедневно с музыкальным сопровождением. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
Один раз в неделю провожу беседы с детьми по ОБЖ, в форме игровых образовательных ситуациях говорим о пользе здорового образа жизни о безопасности и сохранения жизни. При этом формирую у детей понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.
Активный отдых, прогулки (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья», походы, все это активно применяется в жизни нашей группы. При проведении досугов, дети приобщаются к участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания.
Гимнастика после сна проводится ежедневно. В её комплекс входят упражнения на кроватках для пробуждения, упражнения на коррекцию плоскостопия, правильной осанки. Для профилактики плоскостопия используется дорожка здоровья, резиновые мячики Су-джок. Дети с удовольствием ходят по ней и пользуются этими мячиками. Дорожка и Су-джок прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы.
А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам на практике опробовать некоторые упражнения, которые вы можете использовать в своей работе.
Игровой массаж
«Наши спинки»
В колоночку в круг встали,
(Движения соответствуют тексту)
Ладошками по спинке застучали.
(Выполнять в течение 40 - 50 секунд)
Хлопаем по лопаточкам, (хлопки)
Спинка радуется.
(Нарисовать пальцами рук улыбку)
Дети спинку подставляют, (постукивание,
Со спинками играют, (поглаживание)
Здоровья спинкам добавляют.
«Массаж дружба»
Мы немножко отдохнем и массаж
спины начнем.
Встанем ровно как осинки,
И у нас прямые спинки.
Мы по спинке пробежим,
Пальчиками постучим.
А потом ее погладим.
Плечи дружно мы расправим.
И уж точно знаем мы нам болезни не страшны.
Ёжик выбился из сил —
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока,
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Ёж по тропке убежал,
Нам «Спасибо!» пропищал.
В заключении хочется сказать что моя тема по самообразованию не заканчивается. В дальнейшем хочу изучить методы и приемы по сохранению зрения. Ведь гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей. Моя цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Мы часто забываем об одной прописной истине – процесс физического воспитания оказывает прямое влияние на другие процессы воспитания – нравственный, умственный, трудовой, эстетический. Таким образом, мы видим, насколько важным является физическое воспитание. Как сильно оно связано с другими сторонами жизни человека. Становится понятным, что без должного внимания этому аспекту воспитания, не возможно гармоничное и правильное развитие ребенка.
Спасибо за внимание!