Ксения Москалу
Гарденотехнология — как средство сенсомоторного развития детей с общим недоразвитием речи Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Автор составитель:Москалу Ксения Алексеевна,учитель-логопед МАДОУ №131
“Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский).
Гарденотехнология - это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической коррекции при помощи приобщения детей к работе с растениями.
Публикация «Гарденотехнология — как средство сенсомоторного развития детей с общим недоразвитием речи Видео» размещена в разделах
- Видео
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Всевозможные навыки при работе с растениями и различным природным материалом имеют позитивное влияние на ребенка. В дошкольном возрасте дети учатся близкому общению с природой, малыши начинают ее ценить и понимать основы здорового способа жизни. А гарденотехнология для детей с общим недоразвитием речи направлена на развитие у детей сенсомоторных функций, на преодоление речевого и поведенческого негативизма, при этом преодолеваются различные трудности в произношении, речевом аппарате, психологическом состоянии.
Проблема обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи является весьма актуальной в современной педагогике. В настоящее время многие специалисты отмечают рост количества детей с различной речевой патологией (Е. Ф. Архипова, Т. Г. Визель, Л. Г. Парамонова и др., при этом увеличилось количество дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи. Как указывают многие исследователи (В. Ю. Авдонина, Е. Ф. Архипова, Т. Г. Визель, Н. В. Серебрякова и др.) наилучшие результаты при работе с детьми достигаются при комплексном подходе. Одним из важнейших направлений в комплексе коррекционно-развивающих мероприятий с данной категорией детей является сенсомоторное развитие. Развитие детской речи тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.
Таким образом, определилась цель работы: разработать и внедрить гарденотехнологию в коррекционно- логопедическую деятельность для развития сенсомоторных функций детей с общим недоразвитием речи.
Преимущество гарденотехнологии в том, что растения и природный материал дают обратную связь, они экологичные и безопасны (не токсины). Природные материалы довольно часто имеют яркий внешний вид, запах, необычную поверхность, издают звуки (шум в ракушке, стук ядра ореха об стенки). Неповторимость каждого природного объекта (развивает живое восприятие мира).
Гарденотехнология дает положительный стимул и действует как дополнение к логопедической работе за счет улучшения мелкой моторики рук и психоэмоционального состояния ребенка. Это основывается на зависимости речи от развития других процессов : анализа, синтеза, внимания, восприятия и других психических процессов.
Задачи гарденотехнологии :
-избежать «кабинетного эффекта», то есть формировать речь в ее коммуникативном аспекте, преодолевать трудности актуализации речевых навыков, сформированных на занятиях;
-повышать уровень развития моторики рук игровыми упражнениями и работой с природным материалом,
-развивать координацию движений, увеличение скорости и качества выполнения заданных движений, при выполнении движений по словесной инструкции.
- развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт; развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения воспитанников;
- способствовать общему оздоровлению организма, путем использования занятий с растениями и других природных материалов.
-развивать творческое начало нестандартного мышления, исследовательские навыки.
- способствовать адаптации, реабилитации в социуме;
- повышать уровень экологической культуры.
- совершенствовать трудовые навыки;
- формировать эстетическое мировосприятие.
Формы работы гарденотехнологии :
Самомассаж природными материалами.
С помощью еловых и сосновых шишек можно массировать кисти рук, ладони, пальцы, сопровождая движения стихотворным текстом.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Еловая шишка колет ладошки,
Мы покатаем шишку немножко.
Так же шишки можно сжимать, разжимать обеими руками одновременно или поочередно, воздействовать на кончики пальцев и ладошки постукиванием и вращательными движениями, прокатывание шишки от кончиков пальцев к запястью, локтю и обратно.
Аналогичные упражнения можно выполнять с грецкими орехами, каштанами, косточками абрикоса, палочками, деревянными брусками и т. д.
В процессе самомассажа можно ввести игрового персонажа, а также использовать массажные палочки при автоматизации звуков, одновременно вращать палочку и длительно произносить изолированный звук, слоги в соответствии с выбранным ритмом.
-Сенсорные коробки, подносы и дорожки – основа лексической работы в гарденотехнологии, где проводятся пальчиковые игры, разучиваются чистоговорки и стихи. В процессе игры с крупой, камнями, листьями, кинетическим и обычным песком развивается связная речь.
-Выращивание овощей, цветов и пряных трав.
-Флористика.
В работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи использование гарденотехнологии дает положительные результаты в силу того, что плоды деятельности имеют очень наглядный характер и находятся в прямой зависимости от усилий, которые ребенок вложил в свой труд. Различные формы гарденотехнологии тренируют тонкие движения пальцев рук, что оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Воздействие естественных факторов на чувствительную и эмоциональную сферы психики детей в развитии речевой деятельности используется как самостоятельно, так и в объединении с другими формами и методами вербального характера. Наблюдая за явлениями природы, разными красками растений, ощущая запахи цветов, тепло и сыпучесть песка, ощущая разнообразную фактуру растений, ребенок формирует образ мира, в котором он живёт и развивается. Этот образ является неотъемлемой составляющей речевого процесса ребенка.