Наталия Гринина
Функциональная грамотность и современная школа
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ «СОШ № 13 г. Зеленокумска»
Выступление
на районном семинаре
для учителей истории и обществознания
«Функциональная грамотность и современная школа»
Подготовила:
Заместитель директора по УВР
Гринина Н. В.
24.12.2021
«Фукциональная грамотность и современная школа»
Цель: Показать необходимость использовать на уроках задания по формированию функциональной грамотности учащихся, способствовать повышению педагогической практики учителя.
Публикация «Функциональная грамотность и современная школа» размещена в разделах
Задачи: изучение состояния проблемы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся в теории и практике обучения; определение теоретических основ формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся.
Ожидаемый результат: Участники смогут через решение заданий, понять необходимость использовать на своих уроках задания по формированию функциональной грамотности учащихся.
В жизни можно по - разному жить.
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой теплое солнце достать
И подарить его людям.
Добрый день, уважаемые коллеги! Школа 13 рада приветствовать вас в своих стенах!
Слайд 1 Сегодня мы собрались на районном семинаре, тема которого «Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»
Сейчас предлагаю заполнить оценочные листы по нашей теме. Прошу отметить то число, которое показывает, насколько Вы владеете знаниями по данной теме. Хочу заметить, что это только для вас!
Слайд 2 Входная самооценка.
Знаком (а) с основными понятиями темы
1 2 3
Осознаю проблему формирования функциональной грамотности
1 2 3
Знаком (а) с понятиями «грамотность», «функциональная грамотность».
1 2 3
Связываю необходимость формирования функциональной грамотности с целями своего предмета.
1 2 3
Различаю разные уровни развития функциональной грамотности и уровни сложности заданий, направленных на ее формирование.
1 2 3
Рассматриваю понятие «чтение» широко, в том числе, как чтение графиков, схем, таблиц.
1 2 3
Владею приемами организации работы, направленной на формирование функциональной грамотности.
1 2 3
Если Вы 5 - 6 вопросов отметили число 3, это означает вашу подготовленность 70-80 %, что замечательно.
Если меньше, то не унывайте! Сегодня мы постараемся Вам помочь!
Уважаемые коллеги! Наш семинар хотелось бы начать с притчи.
Называется она «Чайная церемония». Слайд 3
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим
ученикам свиток Слайд 4, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение Слайд 5, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Слайд 6
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –
с гордостью сказал первый ученик. Слайд 7
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –
добавил второй. Слайд 8
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –
подхватил третий. Слайд 9
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной
церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и
напоил учителя чаем. Слайд 10
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты
порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: Слайд 11
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. Слайд 12
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель. Слайд 13
- Уважаемые коллеги, какие методические приёмы Вы можете отметить в
деятельности учителя?
(задание 1)
- самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в
сотрудничестве», значимость практических знаний.
Действительно, мудрости учителя можно позавидовать.
Он понимал, что
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это
интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря
современным языком «функциональная грамотность школьников».
Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе?
Самый очевидный ответ — знаниям.
Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Слайд 14 Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудреными словами.
Для широкой публики функциональную грамотность объясняют это очень просто. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А, владеющий лишь сотней слов, ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот с этими самыми компетенциями у школьников большие проблемы.
Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?
Слайд 15 Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".
(Участникам семинара предлагается распределиться на три группы, выбрав один из предложенных цветов, и на листах выполняют задания.)
Задание для 1 группы: Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.
(2 мин, высказывают своё мнение)
Слайд 16- Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность, творчество
Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".
Слайд 17- Работать, действовать, внедрять, применять.
Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность".
Слайд 18- Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
Опираясь на наши результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функционально грамотная личность" (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач)
Актуальность: Слайд 19
В Указе Президента Российской Федерации
от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сказано: Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования
Как отметила профессор факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Галина Солдатова: «Если два-три десятилетия назад можно было достаточно точно описать успешного взрослого, то сегодня это сделать намного сложнее. «В последнее десятилетие на первый план выходит фактор цифровой трансформации, который является одним из самых значимых макропроцессов в современном мире и который влияет на все сферы жизнедеятельности человека», Слайд 20 поэтому и государственная программа РФ «Развитие образования 2018-2025годы от 26 декабря 2017г нацеливает нас, что качество образования, которое характеризуется сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS, а также в международном исследовании качества математического и естественного научного образования (TIMSS, повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA…
Слайд 21 Главная задача современной школы – подготовить обучающихся к цифровой (сетевой) экономике: сформировать личность гражданина России, развить способности, креативность каждого, готовность к деятельности в условиях сложности и неопределенности.
Слайд 22 навыки компетенции 21 века
Слайд 23 Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году. Функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».
Особенности понятия:
– Направленность на решение бытовых проблем;
– Основа – базовый уровень навыков чтения и письма;
– Цель – возможность решения стандартных стереотипных задач;
– Применялось в основном ко взрослому населению, которое нуждалось в формировании элементарной грамотности
Слайд 24 Почему же функциональная грамотность стала актуальна в современной школе
Слайд 25 Показатели исследований российских школьников по программам
Слайд 26 Международная программа оценки качества обучения PISA, разработанная в 1997 году, каждые три года проводит масштабные тестирования по оценке грамотности 15-летних школьников мира в разных видах учебной деятельности. Показатели России в международном рейтинге стран из года в год остаются невысокими: 23-е, 26-е и 33-е места.
Слайд 27 Задания PISA оценивают возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач, проверяют не заученный материал, а владение метапредметными и межпредметными компетенциями.
Слайд 28Также PISA включает интерактивные задания, направленные на наблюдение за объектом, понимание как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие предметов. Задания для коллективного выполнения подразумевают совместное решение проблем, показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, умеет ли договариваться. Одним из наименее сформированных навыков отечественных школьников является командная компетентность, умение согласовать свои усилия в совместной деятельности, добиваться командного результата.
Надо отметить, что Федеральные государственные образовательные стандарты содержат аналогичные требования к выпускнику, развитию его личности, творческому началу для деятельности в условиях активно развивающейся информационной среды и умению решать нестандартные, постоянно меняющиеся задачи индивидуально и в группе.
Таким образом, PISA и ФГОС следуют современным образовательным трендам. Однако риски заключаются в том, что чрезмерное увлечение этими новыми трендами приводит к переходу от «школы знаний» к «школе жизни», «практической школе» в ущерб знаниевой парадигме. При всей актуальности проблемы применения знаний, их использования в практической деятельности при разрешении конкретных проблемных ситуаций, без знаний исторических фактов и событий нельзя сформировать гражданско-патриотическую позицию молодежи, что признано приоритетом образовательной политики нашего государства.
В современный полипарадигмальный период развития науки и философии неопозитивизма особенно остро встают мировоззренческие проблемы, связанные с определением ценностных ориентиров, формированием патриотических установок при сохранении толерантного отношения к представителям разных культур. Эти проблемы напрямую связаны с осмыслением феномена фальсификации отечественной истории и противодействием попыткам такой фальсификации.
Слайд 29 С учетом всех этих вызовов времени, функциональная грамотность, как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, обретает особую актуальность.
Другими словами «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.
Ребенку важно обладать:
• готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
• возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
• способностью строить социальные отношения;
• совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета.
Слайд 30 Направлениями функциональной грамотности являются :
• Читательская грамотность
• Математическая грамотность
• Естественнонаучная грамотность
• Финансовая грамотность
• Глобальные компетенции
• Креативное мышление
Слайд 31 Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей. Ученик должен научиться находить, извлекать нужную информацию, интерпретировать и интегрировать ее, осмысливать и оценивать содержание текста, использовать полученную информацию.
Слайд 32 Математическая грамотность является вторым по значимости компонентом функциональной грамотности. Она предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность понимать «язык» математики.
Слайд 33 Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Слайд 34 Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, а также личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т. д.
Слайд 35 Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия. Осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей. Вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Слайд 36
Слайд 37-44 Креативное мышление – умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.