Лариса Аванесова
Фундамент для успешного обучения или как подготовить ребенка 6 лет к школе в домашних условиях: рекомендации для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка ребёнка к школе – фундамент для успешного обучения. Важно не только дать базовые навыки письма, счёта, чтения, но и обеспечить достаточное развитие речи, научить контактировать со сверстниками и взрослыми. Чем шире кругозор у первоклассника, тем проще заявить о себе в новом коллективе, завоевать авторитет. Современные реалии таковы, что слабо подготовленный ребёнок всегда будет «белой вороной» на фоне более успешных одноклассников. Деткам, посещающим садик или развивающий центр для дошкольников, проще адаптироваться к новым условиям, выдержать учебную нагрузку. Родители также должны знать, как правильно подготовить ребёнка к школе в 6 лет, чтобы дома закрепить полученные знания.
Публикация «Фундамент для успешного обучения или как подготовить ребенка 6 лет к школе в домашних условиях: рекомендации для родителей» размещена в разделах
Что должен уметь будущий первоклассник.
Психологи, педагоги рекомендуют родителям проверить, готовы ли сын или дочка к школе. Составлен перечень знаний и навыков, владение которыми облегчит вхождение в учебный процесс. Проверьте, насколько уровень развития вашего ребёнка соответствует требованиям дошкольной подготовки. Изучите перечень требований, подумайте готовы ли дочка или сын справиться с предложенными заданиями. За каждый отрицательный ответ начисляйте отрицательный балл. Чем больше «минусов», тем шире круг вопросов, которые нужно обсудить с дошкольником.
Ребёнок должен быть готов к определё нным действиям: называть всех членов семьи по имени, представляться, кратко рассказывать о себе и своих увлечениях; хорошо ориентироваться в гласных, согласных буквах, читать несложные тексты, писать печатными буквами; знать различия между временами года, объяснять, что сейчас – лето или зима, знать дни недели, месяцы; ориентироваться в сутках, отличать утро, обед и вечер; знать правила вычитания и сложения; называть основные геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, рисовать их; запоминать короткий текст, пересказывать его; в ряду предложенных предметов находить лишний, объяснять, почему он исключил именно его.
Существуют и другие требования. Будущий первоклассник должен: владеть основными навыками ухода за собой: без помощи взрослых одеваться, раздеваться, шнуровать обувь, поддерживать чистоту рабочего места; знать правила поведения в общественных местах, уважительно относится к окружающим; различать, правильно называть основные цвета, желательно – оттенки; описать, что изображено на картинке; уметь считать до 20, затем обратно; знать наименования частей тела человека, уметь рисовать людей со всеми основными «деталями»; правильно отвечать на вопросы: «Где?», «Почему?», «Когда?»; различать неодушевлённые/одушевлённые предметы; общаться со сверстниками, отстаивать своё мнение, но не бить несогласных; понимать, что нельзя оскорблять одноклассников и взрослых; сидеть спокойно на занятиях хотя бы 15–20 минут. Вести себя прилично, не капризничать, не задирать других учеников.
Запомните 5 важных правил: педагоги и психологи рекомендуют проводить занятия в игровой форме. Нельзя заставлять, тем более, кричать, бить малыша за отказ от изучения того или иного материала. Задача родителей – заинтересовать, объяснить, что образованный человек всегда заслужит уважение среди друзей, сверстников и будет успешным в жизни; длительность мини-урока – не более 15 минут. Между занятиями обязателен перерыв 15–20 минут, чтобы детки могли размяться, побегать; чередуйте математику с чтением, рисование – с физкультурой и так далее.
Длительное умственное напряжение негативно сказывается на растущем организме; постепенно увеличивайте сложность материала, не спешите с новыми заданиями, пока малыш крепко не усвоит пройдённый материал; используйте учебные пособия с яркими, крупными иллюстрациями. Выбирайте интересные тексты, описывающие животных, птиц, явления природы. Воспитывайте доброту, объясняйте, как важно помогать другим. Предлагайте для изучения добрые сказки и рассказы.
Уроки математики Занятия для подготовки к школе по математике : начните счё т со знакомых предметов: небольших игрушек, конфет, овощей и фруктов. Позже переходите на счётные палочки, специальные карточки. Вначале используйте только целые числа; отличный вариант – изучение чисел парами, например 1 и 2, 5 и 6. Так ребёнку легче понять, что 5 яблок + 1 = 6 яблок. Целый урок изучайте одну пару, в начале следующего повторяйте 5–10 минут пройденный материал, затем перейдите к новой паре; опытные педагоги рекомендуют изучать геометрию также в игровой форме. Покажите круг, треугольник и квадрат на примере печенья. В магазине легко найти кондитерские изделия любой формы; маленький ученик запомнил названия и форму основных фигур? Учите чертить их при помощи линейки (треугольника) и карандаша; максимальную пользу принесёт чередование счёта, решения примеров и изучение геометрии.
Рекомендации : тренируйте руку: малыши не приспособлены для длительного письма; большую помощь оказывают занятия по развитию мелкой моторики. Полезные упражнения с подручными предметами (макаронными изделиями, фасолью, мягким тестом, шнурками начинайте с 2–3 лет); учите пользоваться удобными ножницами с неострыми, закруглёнными краями. Вырезание фигуры по контуру готовит руку к письму; вначале учите писать печатные буквы, только после запоминания всего алфавита переходите к прописным; объясните малышу, что нужно писать аккуратно, не выходить за полоски/клеточки. Купите удобную ручку, расскажите, как её держать; выучите гимнастику для пальчиков, выполняйте упражнения вместе с ребёнком. Проговаривайте вместе: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. А теперь мы отдохнём и опять писать начнём». подберите тетрадь для письма, соответствующую требованиям современной школы. В специализированных магазинах есть немало полезных пособий.
Уроки чтения Рекомендации : эти занятия – на первом месте. Чем скорее маленький ученик освоит чтение, тем проще ему будет изучать другие предметы; изучайте буквы по алфавиту. Нарисуйте большую букву, вылепите из пластилина, расскажите, что похож символ. Например, О – очки, Д – дом, Ж – жук. Покажите букву, если получается при помощи пальцев, рук ног, туловища; прочитайте короткий текст, положите рассказ перед малышом, попросите найти букву, которую только что выучили, например, А; спросите, о чём текст, обязательно задайте несколько вопросов о прочитанном; позже просите пересказать; после занятия обязателен отдых, затем – переключение на другой вид деятельности.
Уроки чтения Рекомендации : эти занятия – на первом месте. Чем скорее маленький ученик освоит чтение, тем проще ему будет изучать другие предметы; изучайте буквы по алфавиту. Нарисуйте большую букву, вылепите из пластилина, расскажите, что похож символ. Например, О – очки, Д – дом, Ж – жук. Покажите букву, если получается при помощи пальцев, рук ног, туловища; прочитайте короткий текст, положите рассказ перед малышом, попросите найти букву, которую только что выучили, например, А; спросите, о чём текст, обязательно задайте несколько вопросов о прочитанном; позже просите пересказать; после занятия обязателен отдых, затем – переключение на другой вид деятельности.
Творческие задания Рекомендации : учите пользоваться красками, кисточкой, фломастерами; пусть юный ученик штрихует пространство внутри очерченной области. Подходящий материал – раскраски с крупными и мелкими деталями; совмещайте рисование, лепку, аппликации с изучением геометрических фигур. Например: домик – это квадрат, арбуз – круг, крыша – треугольник; предлагайте слепить буквы, цифры, чтобы они лучше запомнились.
Психологическая готовность ребёнка к школе.
Учтите мнение психологов и педагогов. Специалисты считают, что первоклассникам проще влиться в коллектив, принять новые правила, запреты, распорядок, если развиты определённые навыки. Педагоги и психологи составили перечень требований, при соответствии которым ребёнок в 6 лет готов к посещению школы : хочет учиться, имеет тягу к знаниям; умеет сравнивать различные предметы, понятия, делает выводы на основании анализа; понимает, зачем детки ходят в школу, имеет навыки общественного поведения, осознаёт собственное «я»; хотя бы ненадолго удерживает внимание на предмете, который изучает; пытается преодолевать трудности, доводит дело до конца.
Как психологически подготовить деток к школе :
Советы родителям : беседуйте с малышом, читайте, общайтесь; после чтения обсуждайте текст, задавайте вопросы. Спрашивайте мнение ребёнка, побуждайте к анализу ситуаций, описанных в сказке, стихах или рассказе; играйте с сыном или дочкой в «Школу», меняйтесь ролями «учитель – ученик». Уроки – не дольше 15 минут, обязательны паузы, физкультминутки. Хвалите маленького ученика, давайте советы в корректной форме; показывайте личным примером, как преодолевать трудности. Не разрешайте бросать дело на полдороге, подскажите, посоветуйте, но не дорисовывайте (дописывайте, доскладывайте) за ребёнка. Окончите дело вместе, но не вместо ребёнка; откажитесь от излишней опеки. Вы никак не отвыкнете обращаться с сыном или дочкой, как с маленьким, не даёте действовать самостоятельно?
Подумайте, комфортно ли будет маленькому неумехе в детском коллективе, если он один не сможет быстро одеться или завязать шнурки. Избежать насмешек, обидных прозвищ поможет признание права ребёнка на самостоятельность. Поощряйте стремление к независимости, учите одеваться, раздеваться, правильно кушать, справляться со шнурками и пуговицами; учите общаться со сверстниками, чаще ходите в гости, организовывайте игры во дворе, если детки не всегда находят общий язык, тоже участвуйте в играх, подсказывайте, как играть и не ссориться.
Никогда не смейтесь над сыном или дочкой при детях (с глазу на глаз тоже) : низкая самооценка – причина многих бед, неуверенности в себе; создавайте положительную мотивацию, объясняйте, зачем нужно учиться. Расскажите сколько нового и интересного детки узнают на уроках; объясните, что такое дисциплина, для чего нужна тишина в классе во время объяснений нового материала.
Учите задавать вопросы, если что-то непонятно, скажите, что учитель не может спросить у каждого, как усвоен материал. Ученики тоже должны думать о себе и максимальном получении знаний; расскажите, что нужно отстаивать свои интересы без криков и кулаков, цивилизованными методами. Учите самоуважению, объясняйте, почему не стоит проявлять излишнюю боязливость либо агрессивность.
Смоделируйте несколько ситуаций, которые часто возникают в школе при общении сверстников, подумайте, каков выход. Выслушайте мнение ребёнка, предложите свой вариант, если сын или дочка не знают, как поступить. Будьте внимательны к интересам ребёнка, учите правилам общения, побуждайте к хорошим делам и поступкам.
Смоделируйте несколько ситуаций, которые часто возникают в школе при общении сверстников, подумайте, каков выход. Выслушайте мнение ребёнка, предложите свой вариант, если сын или дочка не знают, как поступить. Будьте внимательны к интересам ребёнка, учите правилам общения, побуждайте к хорошим делам и поступкам.