Надежда Рыбак
Фронтальное занятие «Дифференциация Ы — И»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- развивать речедвигательные и речевые ощущения, умение анализировать их с опорой на зрительное восприятие и без него;
- вырабатывать умения различать твердые и мягкие согласные и обозначать их на письме буквами «ы» и «и»;
- формировать фонематическое восприятие, совершенствовать слого-звуковой анализ и синтез слов;
- обогащать словарный запас и грамматические формы речи;
- добиваться понимания инструкций и четкого их выполнения.
Дидактические средства:
- магнитная доска;
- графопроэктор и кодопозитив с таблицей;
- набор геометрических фигур: треугольники и квадраты;
Публикация «Фронтальное занятие „Дифференциация Ы — И“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
- фишки красного, синего и зеленого цветов для составления схем звукового состава слова;
- мяч;
- карточки со словами – «рассыпушки»;
- картинки демонстрационные: ишак, мышь, рысь, тигр, лиса, мишка, сыч, река Нил;
- таблицы сбуквами «ы» и «ы» (демонстрационные).
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сядет тот, у кого есть картинка со звуком / Ы/ в конце слова;
Со звуком /Ы/ в середине слова;
Со звуком /И/ в середине слова;
Со звуком /И/ в начале слова;
Со звуком /И/ в конце слова.
(Каждая картинка прикрепляется к магнитной доске)
2. Изучение нового материала.
- Кто догадался, какие гласные звуки у нас сегодня в гостях?
Правильно «дежурными» будут звуки и буквы «Ы» и «И». Мы научимся их различать.
Вывешиваются таблички: Ы Ии
Ы Ии
- Почему на первой табличке нет заглавной буквы? (Дети отвечают)
* Послушайте стихотворение:
Ы на вид весьма сурова,
Но характером скромна:
Никогда в начале слова
Не становится она.
Но не ты, ни мы, ни вы
Не обходимся без Ы.
• Сравнение по артикуляции /Ы/ и /И/.
- Поставьте перед собой зеркала и произнесите сначала /Ы/, а потом /И/.
При произнесении какого звука губы расходятся в улыбке? /И/. А не напряжены? /Ы/.
Когда кончик языка упирается в нижние зубы-резцы, то это какой звук? /И/ А когда кончик языка отодвинут от нижних зубов? /Ы/. При произнесении какого звука виден язык? /И/.
- Когда тыльная сторона ладони ощущает толчок, напряжение мышц, то это…. Звук /Ы/.
Что общего между этими звуками? (Оба они гласные).
• Словарная работа.
- Кто такой ишак? (Картинка вывешивается на магнитную доску. Дети дают ответ.)
- Послушайте внимательно стихотворение об этом животном и скажите, какой звук чаще других вы слышите?
Идет ишак.
И что ни шаг,
- Иа! Иа! –
Кричит ишак.
- Хозяин ездит на такси,
А я ему мешки неси!
Н. Костарев
- В каких словах слышали /И/? (идет, ишак, кричит, ездит, такси, мешки, носи).
- Назови слова, в которых звук /И/ стоит в начале слова, потом в середине и в конце слова.
* Составление слов из местоимений.
- Теперь повторяйте за мной четко и громко, следите за движением моих рук.
Если руки мыли вы,
Если руки мыли мы,
Если руки мыл и ты,
Значит руки вы-мы-ты!
- Назови слова с гласными /Ы/ и /И/.
( По ходу чтения на доске появляются слоги: вы, мы, ты).
• Работа по закреплению слоговой таблицы.
- Заполните слоговую таблицу, но сначала найдите ошибку. Слог «заблудился», какой?
С Н П М Л Р
Ы СЫ РИ
И НИ
(Слог «ри» переносится на нижнюю строчку). (Таблица проэцируется на доску через графопроэктор).
После заполнения таблицы дети отвечают на вопросы и выполняют задания.
А) Какая буква является показателем твердости, мягкости?
Б) Прочитайте по цепочке слоги с мягкими согласными.
В) Прочитайте слоги хором парами так, чтобы первый слог был с мягким согласным, затем – с твердым.
Г) Я скажу слова, а вы выделите слог:
Рисую, синий, косы, Нина, голы…
Д) Теперь придумайте слова со слогами мы и ми.
Дети составляют схему звукового состава слова и выборочно печатают слова на доске и в тетрадях:
И: Митя, мир, мил
Ы: мыли, сомы, мыло.
• Физкультурная минутка. Игра «Наоборот».
- Я бросаю мяч и говорю слово или слог, а вы возвращайте его, заменяя мягкий согласный на твердый или твердый на мягкий, используя «Ы» или «И».
Ды-ди был-бил Нил-ныл
Сти-сты мил-мыл пил-пыл
Пры-при вил-выл
Попутно проводится словарная работа.
Слова: Нил, ныл, пыл, вил, выл – вводятся в предложения.
• Графический диктант.
- Я буду говорить слова, а вы выкладывайте цепочку из треугольников и квадратов.
Треугольник – это «Ы», а квадрат – «И». (Мышь, рысь, тигр, лиса, мишка, сыч.)
- Вспомните, какие слова вы зашифровали? (Выставляются картинки.)
- Какое слово не подходит? Почему?
(Дикие животные, а сыч – птица.)
- Назови слова с гласными звуками /Ы/, /И/.
3. Подведение итогов занятия.
Пароль на выход.
- Выйдет тот, кто составит слово из букв по карточке («рассыпушки», разноуровневые карточки).
И, М, Р Л, Ж, Ы, И, И, Ы, Л, И, Д, Н, Ы, И
П, Р, И У, Л, И, Ж И, И, Р, Г И, Т, Р, Г