Лучший педагог года

Фронтальное занятие «Дифференциация Ы — И»

Надежда Рыбак
Фронтальное занятие «Дифференциация Ы — И»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

- развивать речедвигательные и речевые ощущения, умение анализировать их с опорой на зрительное восприятие и без него;

- вырабатывать умения различать твердые и мягкие согласные и обозначать их на письме буквами «ы» и «и»;

- формировать фонематическое восприятие, совершенствовать слого-звуковой анализ и синтез слов;

- обогащать словарный запас и грамматические формы речи;

- добиваться понимания инструкций и четкого их выполнения.

Дидактические средства:

- магнитная доска;

- графопроэктор и кодопозитив с таблицей;

- набор геометрических фигур: треугольники и квадраты;

Публикация «Фронтальное занятие „Дифференциация Ы — И“» размещена в разделах

- фишки красного, синего и зеленого цветов для составления схем звукового состава слова;

- мяч;

- карточки со словами – «рассыпушки»;

- картинки демонстрационные: ишак, мышь, рысь, тигр, лиса, мишка, сыч, река Нил;

- таблицы сбуквами «ы» и «ы» (демонстрационные).

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Сядет тот, у кого есть картинка со звуком / Ы/ в конце слова;

Со звуком /Ы/ в середине слова;

Со звуком /И/ в середине слова;

Со звуком /И/ в начале слова;

Со звуком /И/ в конце слова.

(Каждая картинка прикрепляется к магнитной доске)

2. Изучение нового материала.

- Кто догадался, какие гласные звуки у нас сегодня в гостях?

Правильно «дежурными» будут звуки и буквы «Ы» и «И». Мы научимся их различать.

Вывешиваются таблички: Ы Ии

Ы Ии

- Почему на первой табличке нет заглавной буквы? (Дети отвечают)

* Послушайте стихотворение:

Ы на вид весьма сурова,

Но характером скромна:

Никогда в начале слова

Не становится она.

Но не ты, ни мы, ни вы

Не обходимся без Ы.

• Сравнение по артикуляции /Ы/ и /И/.

- Поставьте перед собой зеркала и произнесите сначала /Ы/, а потом /И/.

При произнесении какого звука губы расходятся в улыбке? /И/. А не напряжены? /Ы/.

Когда кончик языка упирается в нижние зубы-резцы, то это какой звук? /И/ А когда кончик языка отодвинут от нижних зубов? /Ы/. При произнесении какого звука виден язык? /И/.

- Когда тыльная сторона ладони ощущает толчок, напряжение мышц, то это…. Звук /Ы/.

Что общего между этими звуками? (Оба они гласные).

• Словарная работа.

- Кто такой ишак? (Картинка вывешивается на магнитную доску. Дети дают ответ.)

- Послушайте внимательно стихотворение об этом животном и скажите, какой звук чаще других вы слышите?

Идет ишак.

И что ни шаг,

- Иа! Иа! –

Кричит ишак.

- Хозяин ездит на такси,

А я ему мешки неси!

Н. Костарев

- В каких словах слышали /И/? (идет, ишак, кричит, ездит, такси, мешки, носи).

- Назови слова, в которых звук /И/ стоит в начале слова, потом в середине и в конце слова.

* Составление слов из местоимений.

- Теперь повторяйте за мной четко и громко, следите за движением моих рук.

Если руки мыли вы,

Если руки мыли мы,

Если руки мыл и ты,

Значит руки вы-мы-ты!

- Назови слова с гласными /Ы/ и /И/.

( По ходу чтения на доске появляются слоги: вы, мы, ты).

• Работа по закреплению слоговой таблицы.

- Заполните слоговую таблицу, но сначала найдите ошибку. Слог «заблудился», какой?

С Н П М Л Р

Ы СЫ РИ

И НИ

(Слог «ри» переносится на нижнюю строчку). (Таблица проэцируется на доску через графопроэктор).

После заполнения таблицы дети отвечают на вопросы и выполняют задания.

А) Какая буква является показателем твердости, мягкости?

Б) Прочитайте по цепочке слоги с мягкими согласными.

В) Прочитайте слоги хором парами так, чтобы первый слог был с мягким согласным, затем – с твердым.

Г) Я скажу слова, а вы выделите слог:

Рисую, синий, косы, Нина, голы…

Д) Теперь придумайте слова со слогами мы и ми.

Дети составляют схему звукового состава слова и выборочно печатают слова на доске и в тетрадях:

И: Митя, мир, мил

Ы: мыли, сомы, мыло.

• Физкультурная минутка. Игра «Наоборот».

- Я бросаю мяч и говорю слово или слог, а вы возвращайте его, заменяя мягкий согласный на твердый или твердый на мягкий, используя «Ы» или «И».

Ды-ди был-бил Нил-ныл

Сти-сты мил-мыл пил-пыл

Пры-при вил-выл

Попутно проводится словарная работа.

Слова: Нил, ныл, пыл, вил, выл – вводятся в предложения.

• Графический диктант.

- Я буду говорить слова, а вы выкладывайте цепочку из треугольников и квадратов.

Треугольник – это «Ы», а квадрат – «И». (Мышь, рысь, тигр, лиса, мишка, сыч.)

- Вспомните, какие слова вы зашифровали? (Выставляются картинки.)

- Какое слово не подходит? Почему?

(Дикие животные, а сыч – птица.)

- Назови слова с гласными звуками /Ы/, /И/.

3. Подведение итогов занятия.

Пароль на выход.

- Выйдет тот, кто составит слово из букв по карточке («рассыпушки», разноуровневые карточки).

И, М, Р Л, Ж, Ы, И, И, Ы, Л, И, Д, Н, Ы, И

П, Р, И У, Л, И, Ж И, И, Р, Г И, Т, Р, Г

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Дифференциация гласных и согласных звуков»Дидактическая игра «Дифференциация гласных и согласных звуков» Цель: - учить детей определять первый звук в слове; - дифференцировать гласные и согласные (твердые и мягкие) звуки; - развивать фонематические.

Перспективный план кружковой работы «Говорим правильно» Подготовила учитель - логопед Макарова Е. М. МБОУ "СОШ № 2 МО "Ахтубинский район" Цель: Развитие речевого слуха, речевого внимания, речевого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фронтальное занятие «Дифференциация Ы — И»
Опубликовано: 3 октября 2014 в 09:55
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фронтальное занятие «Дифференциация Ы — И»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Рыбак в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД