Нургалиева Елена
Фронтальное занятие «Личные местоимения» в 4 классе для обучающихся с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цель: познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразием личных местоимений.
Развивать умения распознавать местоимения в предложении, тексте.
Учить употреблять местоимение в речи.
Развивать зрительно-слуховое восприятие, логическое мышление и память.
Активизировать самостоятельную деятельность.
Ознакомление с личными местоимениями.
Задачи:
Темочки:
- ЗПР, задержка психического развития. Конспекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- Местоимения. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
закрепить понятие о местоимении, о роли личных местоимений в речи;
совершенствовать навык правильного употребления местоимений ;
Предполагаемый результат.
Знать:
понятия: «местоимение», «личные местоимения»;
Уметь
определять на слух местоимения;
обсуждать правильное или неправильное употребление местоимений в речи;
обобщать полученные знания о местоимениях.
Оборудование: тетради, ручки, карандаши, линейки, картинки крыши, сосульки, капли, индивидуальные карточки с текстом, таблица «Личные местоимения», аудиозаписи «Я, ты, ОН, она - вместе целая страна.», «Шум ручья и капели», на карточках знаки: точка, вопросительный, восклицательный, альбом с тематикой «Весна»
Ход занятия
1. Организационный момент.
Учитель-логопед:
Веселы, бодры, здоровы и к занятию готовы! Садитесь.
Отгадайте загадку:
1. Небо в луже отразилось,
У грачей весёлый пир!
Что-то всё-таки случилось,
Рад безумно счастлив мир.
Посмотри, будить со сна,
Мир пришла сама … (Весна)
Какие месяцы относятся к этому времени года? / картинки в Альбоме «Весна» /
А вот еще несколько загадок из альбома. / про ручьи, про сосульки, про март /
А сейчас Речевая раминка: предлагаю повторить предложение с различными интонациями : и не забываем про наш девиз:
Говорим всегда красиво, четко и не торопливо.
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы впустим весну к нам. Для ее скорейшего наступления нужно разгадать все задания, чтобы капель зазвучала громко. У каждого своя сосулька. Капли добавляются и за активную работу, а убираются за выкрики с места.
Ребята, вам нужно догадаться, о чем мы будем говорить на занятии, прослушайте веимательно стихотворение:
Заранее,заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придёт
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Всё подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
они ползут,
А он им – раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей – раз!
Она им – раз!
Её он спас,
Он был с ней
Заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла.
Почему девочка ничего не поняла? (Брат не называл имени героев, а заменял их ЧЕМ? местоимениями). / за верный ответ- капля на доску /
Учитель-логопед: Ребята, значит, о чем мы сегодня мы будем говорить?
Уч-ся. О местоимениях.
Учитель-логопед: Что такое местоимение? Давайте вспомним, что вы знаете о них?
Уч-ся дают ответы, логопед помогает: Местоимения часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? Они не называют предмет или лицо, а указывают на него. Употребляются вместо имён существительных, чтобы избегать повторов. Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они - это личные местоимения (они называются так потому, что обозначают лица, которые участвуют в речи).
На центральную доску прикрепляются карточки:
МЕСТО
ИМЕНИ
Е
- Послушайте о происхождении этого слова.
Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. Оно образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени"
Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.
– Какое открытие для себя сделали?
Местоимение – часть речи, которая. заменяет имена.
-Читает учащийся :
Оно о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Оно отдается делу сполна:
Местоимение заменяет имена!
3. Учитель-логопед:Послушайте отрывок из песни, назовите местоимения в этой песне.
/ Аудиозапись песни Я,Ты,он,она. /
Уч-ся называют местоимения / капли на доску за верные ответы /
Перечислим еще раз все личные местоимения. (на листе А4 на доске);
Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.
4. Игра «Вставь местоимение»
Учитель-логопед: На доске предложения.. Вместо точек вставьте местоимения, написанные на наших капельках. / Работа у доски по очереди /
Воздух свеж,. пахнет весной. / он /
. увидел ручейки. / Я /
А. что будешь рисовать? / ты /
Завтра. пойдем смотреть ледоход. / мы /
Кого. ждете? вы
Почему. улетают? они
Учитель-логопед: - Какие местоимения вставили?
Уч-ся: Это личные местоимения.
Учитель-логопед:Посмотрите на таблицу. Повторим.
/ Убирает табл / Прочитайте, что у вас на карточках про себя.
Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова.
Местоимение не называет предмет, а указывают на него.
Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.
Давайте убедимся все друзья,
Что без местоимений нам нельзя!
5. Работа с текстом.
Учитель-логопед: откройте тетради, отступите 2 строки, запишите дату.
У вас на столе карточки.
Вставить местоимения. Записать предложения.
Не забывайте, что Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении.
Чудесное время года - весна, мы всегда рады. приходу. Вся природа просыпается от долгого сна,. словно обновляется.. очень люблю тёплые, грибные дожди весной. Это начало наших походов.. любим пикники на природе.
- Учитель-логопед: у кого вызывает трудности задание?
Проверим друг у друга. Постав отметку красным карандашом.
6. Физ. минутка
-Летает-не летает / грачи, сосулька, ласточка, лужа, самолет, луна, пыль, аист, сыворец.
/ все сели /
-Нос-пол-потолок.
-Мин. релаксации. / звукозапись шум ручья/.Что вы слышите?
7. Игра «Открой секрет»
Учитель-логопед:Местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку.
Задание: на доске записаны слова:
Тыква, борона, агроном, выставка, пластырь, выбор, мыло, понимание.
-В каждом слове спряталось местоимение, найдите и запишите через запятую.
- / за верное исполнение -капелька /
8. Итог урока.
Рефлексия:
Оцените свою работу на уроке по плану:
Сегодня на уроке я научился …
У меня хорошо получилось …
Посмотрим, все ли задания на капельках вы выполнили? У кого капель длиннее? Кто всех лучше работал на занятии?
Получилась целая звонкая капель. Послушаем ее.
/ Звукозапись капели. /
Занятие окончено.