Ольга Спорыхина
Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Предлог НА»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Зимующие птицы»
Тема: Зимующие птицы. Предлог НА.
Цель: учить понимать и правильно употреблять предлог «НА» в рамках лексической темы «Зимующие птицы».
Задачи:
Публикация «Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР „Зимующие птицы, Предлог НА“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Предлоги. Конспекты занятий
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
1. Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь по лексической теме «Зимующие птицы»; закрепление обобщающего понятия зимующие птицы;
- учить строить фразу с дополнением, выраженным именем существительным единственного числа в предложном падеже с предлогом НА;
- формировать умение образовывать и употреблять существительные единственного и множественного числа в родительном и творительном падежах;
- совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза слов.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать умение ориентироваться в ближайшем окружении;
- развивать просодическую сторону речи, слуховое внимание, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
- развивать логическое мышление, произвольное внимание, память.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей доброе и внимательное отношение к зимующим птицам.
Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, сюжетная картина «Птицы во дворе», массажный мяч, кормушка, прищепки.
Ход занятия.
I. Организационный этап.
Раз, два, три, четыре, пять -
Становитесь в круг играть!
Будем мячик отдавать,
Птиц зимующих вспоминать.
Дети передают друг другу массажный мячик, прокатывая его в ладонях и называя зимующих птиц : синица, снегирь, сова, дятел, клест, воробей, голубь, сорока и т. д.
II. Обучающий этап.
1. Игра «Бинокль». Употребление предлога НА в предложении
Дети смотрят в "бинокль" и отвечают на вопрос: где они видят птиц?
Примерные ответы детей : «Я увидел снегиря на рябине. Я увидел воробья на заборе» и т. д.
2. Игра «Один-много». Развитие навыков слогового анализа и синтеза слов.
Логопед : "Предлагаю поиграть в игру «Один-много». Разделимся на 2 команды. В первой команде (слева) будут птицы, название которых состоит из 2-х слогов, во второй команде (справа)– из 3-х слогов".
Дети по очереди выбирают зимующую птицу с нужным количеством слогов, произносят ее название по слогам и идут к своей команде. После этого противоположная команда хором говорит: «много …»
Снегирь - много снегирей
Синица - много синиц
Голубь - много голубей
Ворона - много ворон
Дятел- много дятлов
Сорока - много сорок
Воробей - много воробьев
3. Обобщение материала по теме "Зимующие птицы".
Логопед просит назвать птиц, каких мы встречаем на прогулке, в парке, на участке детского сада (синица, воробей, голубь, сорока, ворона.).
- Как можно назвать этих птиц одним словом? (Это зимующие птицы)
- Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).
- А как вы думаете, чем же они зимой питаются? (Птицы находят рябину, семена сирени, шишек, семена различных трав).
- Как вы думаете, легко птицам зимой найти зернышки, крошки, или другой корм (Трудно) Почему? (Потому что зимой все засыпано снегом).
- Да, с едой зимой трудно. Как мы можем помочь птицам пережить долгую, холодную зиму? (Можно повесить кормушки, класть в них корм: зернышки, семечки, хлебные крошки, крупу).
- Я предлагаю вам помочь нашим птичкам.
«Птицы на кормушке». Употребление предлога НА в предложении.
Вывешивается кормушка. У детей картинки с изображением зимующих птиц (из предыдущей игры). Ребенок выходит, сажает свою птицу на кормушку. Действие обговаривается: «На кормушку прилетела синица. На кормушку прилетел голубь» и т. д.
«Угости птиц». Употребление существительных единственного и множественного числа в творительном падеже. Во время игры дети говорят: "Я угощу воробья хлебными крошками. Я угощу синицу салом". И т. д.
"Скажи одним словом". Образование сложных слов.
Ребята, давайте рассмотрим птиц внимательно. Посмотрите, какие они все разные!
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют.
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют.
У вороны черные крылья, поэтому её называют.
У дятла длинный клюв, поэтому её называют.
4. Физминутка.
- Немного отдохнем, я превращаю вас в зимующих птиц. Дети выполняют движения по тексту. Игра повторяется 2-3 раза.
Птички прилетели, крылышками машут,
На кормушку сели, семечки клюют.
Вдруг вспорхнули птички и дальше полетели.
III. Закрепляющий этап. Развитие связной речи.
Логопед : «Все птицы поклевали и улетели. Осталась одна синичка. Послушайте про нее рассказ.
Синичку узнать легко. У нее желтая грудка с черным галстуком, белоснежные щечки. На голове черная бархатная шапочка. Маленькой птичке трудно найти корм зимой. Вот и помоги птице : накорми салом и семечками».
После вопросов по тексту и повторного чтения заслушиваются 3—4 рассказа.
- Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного давайте поиграем в игру "Назови по части целое" и вспомним известных нам зимующих птиц. (Логопед показывает детям картинку с изображением отличительной части тела зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу)
IV. Итог.
- Вспомним, о ком мы сегодня говорили? (Мы говорили о зимующих птицах).
- Каких зимующих птиц вы запомнили? (Дети перечисляют).
- Вы хорошо сегодня поработали. Много отвечали, быстро думали, правильно говорили. Логопед отмечает успехи каждого ребенка.