мария варзина
Фразировка в музыкальных композициях
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальную фразиррвку можно сравнить с выразительной речью, в основе лежит смысл и логика. Стоит слушаться в такую речь, вниманию предстанетотделить одну мысль от другой. Владеть фразировкой значит осмыслить музыкальное Построение. Для достижения фразировки используются средства музыкальной выразительности :динамика, агогика, цезуры, тембр.
Публикация «Фразировка в музыкальных композициях» размещена в разделах
Обычно стремление выделить главное слово, основную мысль фразы становится определяющим фактором выразительного пения. Для достижения выразительной фразировки используются все ранее упоминавшиеся средства музыкального выражения : агогика, динамика, а так же дыхание, тембр.
Музыкальную фразу надо чувствовать. Фраза определяется логикой
развития музыкальной мысли. Фразировка применяется в целях раскрытия
содержания того или иного произведения. Для исполнителя умение верно
передать мысль автора, подчеркнуть и выделить оттенки, правильно
расставить акценты, а в целом достигнуть предельной выразительности и
воздействия на слушателей – вот что значит фразировать.
Традиционная фразировка – это когда кульминация слова, фразы, куплета
или всего произведения совпадает с самой высокой и длинной нотой. Тогда
фразу легко спеть, исполнить, сделать выразительной.
Средства для достижения этого искусства включают в себя:
1) владение дыханием,
2) четкую артикуляцию, дикцию
3) исполнение абсолютно точного ритмического рисунка,
4) точно выдержанный, правильный размер,
5) правильная расстановка пауз (цезур,
6) дополнительные дыхания, люфт-паузы,
7) удлинение какой - то доли,
8) соблюдение темповых обозначений: Accelerando – ускорение, adlibitum
или rubato – свободно, ritenuto –замедленно, staccato, sforzando, marcato,
portamento,
9) применяется fermata,
10) владение искусством филировки (плавный переход от p к f).
Рассмотрим подробнее эти средства выразительности.
Дыхание: является наиважнейшим средством выразительности. В
зависимости от характера исполняемого произведения меняется и характер
дыхания: в живых, светлых, быстрых сочинениях и дыхание должно быть
более легким.
Можно тренировкой добиться длинного дыхания и легко спеть 2 фразы на
одном дыхании, но это не нужно, это не должно быть самоцелью и мешает
выразительности. Дыхание имеет значение знаков препинания. Вдохом
можно показать или оттенить конструкцию литературной фразы, ее
смысловое содержание.
Ферматы – допускаются, если они не нарушают мелодической и ритмической
структуры фразы.
Пауза – это тоже средство выразительности. Паузы между фразами призваны
разделять музыкальные мысли. После сильного подъема пауза как бы
завершает предыдущий эпизод, дает возможность слушателю ощутить,
осознать, прочувствовать его, и наоборот, пауза подготавливает новый
эпизод, дает возможность исполнителю подготовиться, перестроиться,
сосредоточиться на предстоящем эпизоде. Бывают произведения,
написанные без пауз, просто каждая фраза кончается длинной нотой или
двумя залигованными нотами. В этом случае исполнитель имеет полное
право сделать паузы между фразами, сделать вдох за счет укорачивания
последней длинной ноты.
Пауза несет на себе большую смысловую нагрузку – это и недосказанность, и вопрос, порыв или раздумье. Чрезмерно сокращать или удлинять паузы
нельзя, чтобы не нарушать стройности формы произведения.