Надежда Бирюкова
Фрагмент игровой деятельности с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
фрагмент игровой деятельности с детьми старшей группы "По дорогам сказок"
Цель:
1. Закреплять у детей представления о качествах мужественности и женственности, побуждать к отражению данных качеств в образе принятой роли игрового персонажа.
2. Побуждать детей к развитию и обогащению сказочного сюжета, самостоятельному и вариативному использованию предметно-игровой среды (элементов костюмов, игрушек, предметов-заместителей, воображаемых предметов).
Публикация «Фрагмент игровой деятельности с детьми старшей группы» размещена в разделах
3. Развивать у детей умение принимать и ярко выражать себя в роли, с помощью мимики, жестов, выразительных движений, образных высказываний; соотносить характер героя с внешним выражением его движений и речевых высказываний.
4. Способствовать включению воспитанников в коллективную игру, развитию конструктивного игрового (в ходе игры) и реального (в процессе планирования игры) взаимодействия и общения.
5. Побуждать принимать, создавать проблемные ситуации в ходе игры, находить игровые способы их разрешения.
Предварительная работа:
- Беседы с детьми о нравственных качествах, присущих мужчине и женщине, их отражении в повседневной жизни и художественной литературе.
- Чтение сказок «Золушка», «Царевна-лягушка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и др., беседы по их содержанию.
- Отобразительные игры «1, 2, 3 – сказочного /реального/ героя изобрази», «Отгадай, кто я», «Кто самый смелый (сильный, заботливый, «Я покажу, а ты расскажешь».
- Театрализованные игры по сюжетам сказок
- Игры с изменением сюжета (введение нового персонажа, изменение конца сказки)
Содержание предметно-игровой среды: ширма – сказочные ворота, аудиозаписи, медальки с изображением игровых персонажей.
Для развертывания сюжетно-ролевой игры: султанчики, короны, шлемы, ленточки, отрезы тканей, шляпы, крылья, ободочки, сундук, ларец, мечи, щиты, маски, разнообразные предметы-заместители.
Для развертывания режиссерской игры (как варианта): макеты игрового пространства – домики, дворцы, замки, набор кукол: баба-яга, принцесса, колдун, царь, фея, рыцари и др., разнообразные предметы-заместители.
Индивидуально-дифференцированный подход:
К мальчикам и девочкам: в оснащении предметно-игровой среды, в выборе ролей.
К детям с высоким уровнем освоения программы: пройти первыми через сказочные ворота, побуждать к речевому планированию сказочного сюжета, самостоятельному созданию проблемных ситуаций в игре, использованию предметов-заместителей и воображаемых предметов, яркому проявлению нравственных качеств в роли сказочного персонажа.
К детям со средним уровнем освоения программы: получить образец высказывания ребенка с высоким уровнем при прохождении сказочных ворот, побуждать к решению проблемных ситуаций, заданных педагогом, другими детьми, использованию предметов-заместителей, отражению отдельных нравственных качеств в игровой роли.
Ход:
1. Включение детей в игровую деятельность.
Звучит музыка из балета «Щелкунчик».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда нас сегодня позвала музыка?
Ответы детей: в сказку, в волшебную страну, в театр и др.
Воспитатель: А вы хотели бы попасть в сказку? Чтобы оказаться в сказочном королевстве, нужно пройти через сказочные ворота. Они волшебные и пропускают в сказку только настоящих рыцарей и принцесс. Мальчики, как вы думаете, какими качествами должны обладать настоящие рыцари?
Предполагаемые ответы мальчиков: сильными, храбрыми, уметь защищать слабых, всем помогать, уступать место женщинам, детям, пожилым и др.
Воспитатель: А теперь хочу узнать у девочек, какие же они, настоящие принцессы?
Предполагаемые ответы девочек: добрые, заботливые, чуткие, отзывчивые, умеют готовить, поддерживать чистоту в доме и уют, заботиться о детях и др.
Воспитатель: Чтобы доказать воротам, что вы сможете быть настоящими рыцарями, богатырями, принцами, принцессами, царевнами, предлагаю вспомнить и рассказать какие хорошие (мужественный и женственные) поступки вы совершили?
Ворота приглашают Ваню (Лизу) - ().
Примерные высказывания детей: мальчиков - я помогаю маме, воспитателю переносить тяжелые вещи; во дворе заступился за маленького мальчика…; девочек – я убираюсь, навожу чистоту, помогаю малышам одеваться на прогулку, стараюсь быть всегда опрятной и аккуратной…
2. Отобразительные игры.
Проблемная ситуация: превращение воспитателя в колдунью, заколдовавшую сказочных героев; побуждение к отобразительным играм: сначала девочки загадают сказочных героинь и изобразят их, а мальчики отгадают, а затем наоборот, мальчики загадают образные загадки девочкам.
Дети выбирают по желанию медальон с изображением сказочного персонажа, выбирая элементы костюмов, загадывают игрового персонажа.
Вопросы в ходе игры:
Кто это?
Какой характер у героя?
Из какой сказки герой?
Какие добрые (мужественные) поступки он совершил, кому помог?
3. Побуждение к созданию и планированию игрового сюжета.
Ребята, все вы превратились в сказочных героев из разных сказок. А вы хотели бы придумать с ними новую сказку?
Вопросы:
- Как бы вы назвали свою сказку?
- Где вы будете жить?
- Будут ли в сказке злые герои?
- Что произойдет в сказке?
- Кто сможет помочь?
- Чем закончится ваша сказка?
4. Руководство развитием игрового сюжета.
4.1. Внесение изменений в предметно-игровую среду:
- Ларец с украшениями
- Приглашение на бал
- Волшебный ключик и др.
4.2. Активизирующее общение педагога с детьми
- Педагог в роли игрового персонажа (принцессы, колдуньи)
- Проблемные ситуации (Злая колдунья превратила принцесс в деревья; у одного из принцев порвался плащ, защищающий от огня дракона; Кощея нельзя убить, его можно победить только добротой и заботой; у доброй феи сломалась волшебная палочка и др.)
- Реальное общение с детьми по ходу развития игрового сюжета (предлагать роли малоактивным детям; побуждать к подбору предметов-заместителей – из чего можно сделать меч, у нас есть конструктор; побуждать к применению воображаемых действий – смотри, как я накину плащ, возьму сумочку…; способствовать яркому отражению детьми роли: И сказал богатырь грозно злому колдуну, А добрая принцесса захотела позаботиться о маленькой птичке).