Екатерина Кузнецова
Фотоотчет «Всемирный день науки»
▼ Скачать +Заказ
Всемирный день науки за мир и развитие, отмечается ежегодно 10 ноября, призван подчеркнуть важную роль науки в обществе. Этот день так же подчеркивает важность и актуальность науки для повседневной жизни. В день Всемирной науки в нашу среднюю группу была приглашена родительница одной из воспитанниц. Ей были проведены опыты с водой. Целью мероприятия было совершенствование представлений о разнообразии свойствах воды. Познакомить детей с навыками проведения лабораторных опытов, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Наша родительница подошла к этому делу очень ответственно, подготовила материал для опытов, были принесены различные колбочки, баночки, так же детей познакомили с устройствами, которые используются в лабораториях. Всё занятие было проведено в увлекательной форме, дети не теряли заинтересованность в течение всего времени. Так же все дети приняли участие в опытах. Смогли почувствовать себя настоящими научными сотрудниками.
Публикация «Фотоотчет „Всемирный день науки“» размещена в разделах
Картотека опытов с водой
№ 1 «Вода прозрачная»
Цель: подвести детей к тому, что вода прозрачная.
Оборудование: 2 стакана, вода, молоко, ложечки.
Опыт: Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.
№2 «Вкус воды»
Цель: проверить, есть ли у воды вкус.
Оборудование: стаканчики с водой и соком на каждого ребенка.
Опыт: Предложить детям попробовать через соломинку воду.
Вопрос: есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду, что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Вывод: вода безвкусная.
№3 «Чем пахнет вода»
Цель: узнать, есть ли у воды запах.
Оборудование: стаканчики с водой на каждого ребенка, ароматизатор.
Опыт: Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья. Затем капните в один из стаканов пахучий раствор и дайте понюхать детям. Спросите, пахнет ли вода теперь и объясните, почему так произошло.
Вывод: у воды нет запаха.
№4 «Форма воды»
Цель: узнать, какую форму имеет вода.
Оборудование: кубик льда, миска, блюдце, стакан, стеклянный кувшин, вода.
Опыт: Предложить детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?
Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца, теряя свою форму.
Вывод: вода не имеет формы, она приобретает форму того предмета, в котором находится.
№5 «Растворимость веществ в воде»
Цель: проверить, растворяются ли в воде другие вещества.
Оборудование: станканчики с водой на каждого ребенка, песок, сахарный песок, акварельные краски, кисточки.
Опыт: Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?
Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Вывод: есть вещества растворимые, а есть и не растворимые, одни растворяются в воде, а другие нет.
№6 «Вода – это жидкость»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воды.
Оборудование: стаканчики, вода.
Опыт: Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Вывод: вода – это жидкость, она может течь.
№ 7 «Капельки»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воды.
Оборудование: вода, пипетка, блюдце, цветные карандаши, бумага на каждого ребенка.
Опыт: Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Пипетку держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает. Предложите детям зарисовать опыт, который они увидели.
Вывод: вода может капать.
№8 «Что такое пар?»
Цель: познакомить детей с одним из состояний воды.
Оборудование: чайник, блюдце.
Опыт: Вскипятите в чайнике воду, обращая внимание детей на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара. Поместите над паром блюдце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Вывод: пар – это тоже вода.
№9 «Лед»
Цель: познакомить детей с одним из состояний воды.
Оборудование: сосульки, кубики льда, широкая посуда.
Опыт: Принесите сосульки или кубики льда в помещение, поместив их в широкую посуду, чтобы дети могли наблюдать за происходящим.
Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.
Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.
Вывод: лед, снег – это тоже вода.
№10 «Лед и вода, что легче?»
Цель: проверить, что легче, лед или вода.
Оборудование: стакан с водой и кубики льда.
Опыт: Спросите у детей, что будет с кубиком льда, если опустить его в стакан с водой. Он утонет, будет плавать или растворится? Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Кубики льда останутся плавать на поверхности воды и не утонут. Оставьте лед в стакане и посмотрите, что с ним произойдет дальше.
Вывод: лед легче воды.
№11 «Вода нужна всем»
Цель: проверить, как влияет вода на живые объекты.
Оборудование: две прозрачные емкости с ватой, две горошины (фосолины).
Опыт: поместите две горошины или фасолины в прозрачную емкость с ватой так, чтобы растения оставались на виду. Одну горошину нужно будет полить и постоянно поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину не нужно поливать вовсе. Дальше остается только наблюдать, в какой из горошин появится росточек, а в какой - нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.
Вывод: для развития и роста растений нужна вода.
№12 «Растения и вода»
Цель: понюблюдать за тем, как растения пьют воду.
Оборудование: 2 емкости с водой, краски, китайская капуста.
Опыт: наполнить 2 емкости водой, в каждую из них добавить краски разных цветов и поместить в воду листья китайской капусты. Через некоторое время листья капусты также окрасятся.
Вывод: растения «пьют» воду.
№13 «Животворное свойство воды»
Цель: познакомить детей со свойством воды - давать жизнь всему живому
Оборудование: ваза, веточки деревьев.
Опыт: Заранее срежьте веточки быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды - давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время, и они оживут (на них появятся почки, а затем и листочки). Если это ветки тополя, то они пустят корни, и вы покажете их детям в теме «Деревья».
Вывод: вода пробуждает все живое к жизни.
№ 14 «Вода способна смачивать и очищать предметы»
Цель: познакомить детей со свойством воды – очищать и смачивать.
Оборудование: вода, влажные салфетки, краски, бумага.
Опыт: Предложите детям нарисовать при помощи пальчиков и красок цветочек на листочке бумаги и спросите их, а как же нам теперь избавиться от краски на пальцах. Выслушайте ответы детей.
Она без запаха, вкуса и цвета.
Но всеми учеными признано это:
С любого грязнули всю грязь без следа
Смоет обычная наша вода.
Вымойте руки или протрите их влажной салфеткой.
Вывод: вода имеет способность впитывать воду и очищать от грязи.