Анна Здоровец
Проект «Читающая мама — читающая страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Публикация «Проект „Читающая мама — читающая страна“» размещена в разделах
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Современная ситуация сложившаяся в обществе отмечает снижение интереса населения к печатной прессе, ухудшается владение родным языком, снижается уровень грамотности населения. Жизнь семьи запечатлеется в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного. Главным источником знаний для ребенка дошкольного возраста является мама. Прививать любовь к книге с самого раннего возраста может только мама.
Теоретическая база Особенность кризиса детского чтения XXI века в России – слабая читающая среда : ребёнок растет в окружении не читающих родителей и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних библиотеках.
Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
Цель проекта : Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.
Задачи
Формировать знания и представления детей о культуре русского народа.
Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине.
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Формирование круга семейного чтения, создание пространства для диалога ребенка и взрослого.
Обогащение словаря детей: потешками, закличками, пословицами, знанием предметов быта, элементов русского костюма и т. д.
Способствование разностороннему и гармоничному развитию личности ребенка путем знакомства с лучшими произведениями классической и современной литературы.
Данные задачи мы решаем во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - это воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Подготовительный - выявление информационных и библиографической потребностей родителей, составление графиков мероприятий, анкетирование родителей, с целью уточнения мотивов руководства чтением детей. Анализ работы по данной проблеме, изучение методических разработок, изучение литературы по данной проблеме.
Основной - проведение комплекса мероприятий, направленных на всестороннее развитие личности ребенка, формирование круга семейного чтения, приобщению детей к истокам русской народной культуре.
Консультация для родителей: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Анкетирование родителей «Книга в вашем доме».
Изготовление поделок «Любимые добрые сказки» - книжки-малышки.
Совместное чтение «Мама в гости к нам пришла».
Экскурсия в музей детского сада «Музей кубанского быта».
Выпуск газеты «Достопримечательности родной станицы Калининской».
Знакомство с творчеством Кубанского писателя В. Д Нестеренко и заучивание его стихотворений.
Беседа на темы: «Наша Родина - Россия»; «Какие народы живут в России», «Государственные символы России».
НОД «Россия Родина – моя», Наша Родина - Россия, наш язык русский»
Сюжетно-ролевые игры «Защитники Родины», «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу»,
Дидактические игры «Военная техника», «Собери символику»
Чтение стихотворений известных писателей о Родине.
«История русского быта», «Русская изба», «Горница»
Рассматривание иллюстраций, презентаций на темы: «Старинные предметы домашнего быта», «Традиции русского народа», «Праздники», «Народные инструменты».
Театрализованная деятельность: обыгрывание сюжетов былин, русских народных сказок.
Чтение русских народный сказок в детском саду и домашнее чтение с родителями.
В ходе бесед дети рассматривают иллюстрации из книг :
«Введение в историю Кубани» под ред. Н. В. Мирук
«Путешествие по родному краю» под ред. И. П. Катышева, «История Кубани» В. В. Касьянова,
«Кубанская старина» Л. В. Маслов.
В. Я Онищенко «ст. Калининская (Поповическая) история».
Просмотр презентаций «Русский народный костюм».
Заключительный этап
Подведение итогов проектной деятельности, показ презентации проекта для педагогов, детей и родителей, обобщение опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста истокам национальной культуры и традициям русского народа.
Результаты проекта
Повысился уровень сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, русских народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, повысился уровень развития памяти, фантазии, речи, воссоздающего и творческого воображения. Повысился избирательный интерес родителей к книгам, желание и умение их осознано выбирать и осмысленно читать.
В ходе реализации проекта мы способствовали использованию детьми, различных речевых форм выразительной речи в разных видах деятельности и повседневной жизни. Повышали интерес к книге.
При этом акцентировали интерес на этой проблеме внимание родителей, которые принимали непосредственное участие в проекте.
В заключение хочу сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.